Елена Козырева
Занятие по созданию макета монумента «Память шахтёрам Кузбасса. Горящее сердце шахтёра»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятий
по созданию макета монумента «Память шахтёрам Кузбасса».
«Горящее сердце шахтёра»
Автор: Е. В. Козырева. Воспитатель ГКУ «Севский детский дом»
Целевая аудитория: воспитанники школьного возраста
Количество детей: 5 человек
Цель: создание макета монумента «Память шахтёрам Кузбасса»
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Занятие по созданию макета монумента „Память шахтёрам Кузбасса, Горящее сердце шахтёра“» размещена в разделах
- Вечный огонь, мемориалы. Макеты
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Памятники войны, вечный огонь. Конспекты занятий
- Шахтер. Знакомство с профессией
- Темочки
1. сформировать представление о монументе «Память шахтёрам Кузбасса»;
2. познакомить с историей возникновения города Кемерово;
3. закрепить знания обучающихся об основных способах и приёмах работы с картоном и бумагой.
Развивающие:
1. развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае;
2. развивать образное мышление, чувство цвета и гармонии, навыки общения.
Воспитательные:
1. развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю;
2. формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю, пробуждать чувство любви к родному месту жительства;
3. воспитывать аккуратность, терпение, эстетический вкус;
4. формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «История города Кемерово», видеоролик «Экскурсия к памятнику «Память шахтёрам Кузбасса», фотографии монумента «Память шахтёрам Кузбасса», шаблоны основания памятника и плиток, картон, ножницы, простой карандаш, линейка, клей ПВА, акриловая краска чёрного цвета, акриловый лак «мокрый камень».
Ход занятия
1. Подготовительная часть.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на нашем занятии! Чтобы нам на занятии было хорошо, начнем его с улыбки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Молодцы!
2. Вводная часть.
Педагог: Ребята, сегодня мы завершаем наше путешествие по городам Кузбасса.
Кузбасс, Ты маленькое сердце
На карте Родины большой.
Ты край шахтёров и умельцев
С сибирской щедрою душой.
Скажите, какой самый главный город нашей области и как называются его жители?
Ответы детей: город Кемерово, кемеровчане.
Педагог: Давайте познакомимся с историей города Кемерово.
(показ презентации с рассказом о городе)
Давным – давно русский рудознатец 18 века Михайло Волков путешествовал по Сибири и увидел на берегу реки Томи гору, которая отличалась от других гор своим красноватым цветом. Он назвал её «Красной горкой». Потом «горелой горой», когда нашёл там удивительные чёрные «горючие» камни и выяснил, что гора имеет красноватый цвет из-за подземных угольных пожаров. Вблизи «горелой горы» был открыт рудник по добыче угля, который назвали «Кемеровским». Название рудника произошло от слова «кемир», что в переводе с тюркского языка означает «уголь». Итак, появился Кемеровский рудник и первые поселения жителей Рудничного района. Поселения постепенно превратились в город Щегловск. Потом его переименовали в Кемерово
Педагог:
Физкультминутка «Город»
Дружно за руки возьмёмся (берутся за руки)
И по городу пройдёмся. (маршируют)
Есть у нас дома большие (руки вверх)
Много есть домов поменьше (руки вниз)
Зелень яркая вокруг! (разводят руки)
На ветру качается (руки вверх и раскачиваются)
Ты мой друг и я твой друг (руки в замочек перед грудью)
Пусть дружба не кончается! (хлопки)
Все кемеровчане, взрослые и дети, любят свой город. У каждого есть свой любимый уголок. Но есть в этом городе места, куда любят приходить не только жители, но и гости из других городов. Такие места в городе называются достопримечательностями.
Как вы понимаете слово «достопримечательность»? (это красивые памятные места города).
Сегодня мы с вами познакомимся с самой главной достопримечательностью города Кемерова, которая завершает цикл семи чудес Кузбасса и является визитной карточкой главного города нашей области. Давайте внимательно посмотрим на экран. (Виртуальная экскурсия к памятнику «Память шахтёрам Кузбасса»)
3. Основная часть.
Педагог: Итак, ребята, сегодня мы с вами будем создавать макет памятника. Внимательно посмотрите на его фотографии. Как вы думаете, на какие части можно условно разделить этот монумент? Ответы воспитанников: основание и фигура шахтёра.
Педагог: Правильно. Поэтому работу над макетом мы условно разделим на два этапа: основание памятника будем выполнять из картона, монумент вылепим из пластики. Сегодня мы будем работать над основанием. Итак, кто может сказать, какие материалы нам понадобятся для сегодняшней работы?
Ответы воспитанников: картон, клей, карандаш, линейка, ножницы.
Педагог: Молодцы. А теперь напомните мне, пожалуйста, технику безопасности при работе с ножницами и клеем.
Ответы воспитанников:
1. На столе ножницы должны лежать закрытыми. Передавать их следует кольцами вперёд, держа за сомкнутые лезвия. При разрезании бумаги по прямой линии ножницы разводят не широко, а концы вместе не сводят. Выполняя надрезы, необходимо пользоваться кончиками ножниц.
2. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется. После работы обязательно вымой кисточку. Излишки клея убирай салфеткой, осторожно прижимая. Когда закончил работу, руки тщательно вымой с мылом.
Педагог: Правильно, молодцы! Сегодня мы будем работать с вами по готовому шаблону. Аккуратно вырежем основание из целого листа картона, сделаем необходимые сгибы и склеим изделие. Затем нам нужно будет сделать имитацию мраморной плитки. Для этого вырежем из картона прямоугольники одинаковой величины, также воспользовавшись готовыми шаблонами. Готовые плитки наклеим на наше основание и покрасим в чёрный цвет акриловой краской. Завершим работу над основанием памятника, покрыв его слоем акрилового лака «мокрый камень». Алгоритм работы понятен? Все материалы для работы подготовлены. Не забываем о порядке на рабочем месте! Итак, приступаем к работе.
Самостоятельная работа воспитанников. (Оказание помощи по необходимости)
4. Подведение итогов, рефлексия.
Педагог: Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Ответы воспитанников
Педагог: Сегодня мы изготовили основание нашего монумента. На следующем занятии мы продолжим работу и изготовим фигуру шахтёра.
2 занятие
Оборудование: пластика, стеки, доски для лепки, салфетки, иллюстрации монумента «Память шахтёрам Кузбасса», клей «Момент», голографическая бумага.
Ход занятия
1. Подготовительная часть.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на нашем втором занятии!
Чтобы нам на занятии было хорошо, начнем его с улыбки.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Молодцы!
2. Вводная часть.
Педагог: ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с седьмым чудом Кузбасса, кто мне расскажет, что это за чудо?
Ребята, а что такое памятник?
(ответы детей)
Педагог: Памятник - это сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, иногда животных. Памятники ставят тем людям, которые прославили свою страну или отдали жизнь за нее. Как вы думаете, почему наш памятник поставили именно шахтёру?
А как называют человека, который создает памятники?
(ответы детей)
Педагог: Скульптор – это специалист, который создает объемные художественные произведения из дерева, металла, гипса и т. д. Скульптором нашего памятника является известный на весь мир Эрнст Неизвестный. Знаменитый скульптор, работы которого представлены во многих странах мира, в 2002 году выразил согласие создать монумент памяти и скорби о погибших в забоях шахтерах и даже отказался от предложенного гонорара. Считается, что скульптора вдохновили слова губернатора Амана Тулеева: «Эрнст, я прошу вас запомнить, что в каждой лампочке, которая горит, находится капля крови шахтера». Как вспоминал зодчий – «моментально у меня родилась эта идея, секунды не было – сразу!»
Мастер работал над памятником больше года. Тогда в Нью-Йорк в его мастерскую из Кузбасса отсылали необходимые для зодчества детали экипировки и снаряжения, фото и документы. Более месяца скульптура добиралась из Нью-Йорка до города Кемерово. Сначала морем до Санкт-Петербурга, после – на трейлере до Кемерова. Автор, прибывший из Нью-Йорка, участвовал в открытии монумента, был удостоен звания «Лауреат премии Кузбасса»
Педагог: Ребята, давайте вспомним, как ведут себя люди, посещая памятники.
Дети: Они приносят цветы, склоняют голову в знак благодарности, не шумят, не кричат и не бегают, говорят потихоньку. Вспоминают людей, которые поставили памятник, их хорошие дела и поступки.
Физкультурная минутка.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
(Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
(Дети садятся.)
3. Основная часть.
Педагог: Присаживайтесь. Сегодня мы с вами как настоящие скульпторы будем лепить наш памятник. Подумайте, какими способами можно вылепить человека: из целого куска или из отдельных частей, и приступайте к работе. (Дети обсуждают с педагогом приёмы лепки.)
В процессе лепки педагог проводит индивидуальную работу с воспитанниками; напоминает, что фигура должна быть изображена в движении и поясняет, какими приёмами можно этого добиться. Обращает внимание на пропорции частей тела человека, предлагает самостоятельно найти способы лепки дополнительных частей.
В заключении нам необходимо соединить основание монумента с фигурой шахтёра. Сделаем мы это при помощи клея «Момент». А ещё в груди нашего шахтёра всегда горит огонь, символизируя горящие сердца рабочих людей Кузбасса. В подготовленное отверстие вставим кусочек голографической бумаги, имитирующей вечный огонь.
4. Подведение итогов, рефлексия.
Педагог: Что нового вы узнали сегодня на занятии? (ответы детей). Ребята, вы все молодцы, постарались. Хорошая работа у вас получилась!