Консультация «Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

Валентина Подольская
Консультация «Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

Содержание

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность

1.2. Цели и задачи.

1.3. Направление.

1.4. Этапы работы.

1.5. Ожидаемые результаты.

2. Перспективный план.

3. Используемая литература.

4. Приложения.

4.1. Консультация «Фольклор в жизни ребёнка».

4.2. Анкета для родителей.

«Использование фольклора в семейном воспитании».

4.3. Консультация «Тренируем пальчики –развиваем речь».

4.4. Памятка «Развиваем малыша. Игры для маленьких ручек и пальчиков».

4.5. Консультация «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».

1. Пояснительная записка.

«Начало искусства слова – в фольклоре»

М. Горький

1.1. Актуальность.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей развития и воспитания детей. Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети очень плохо стали говорить. А за речью ребенка важно следить с младенчества. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек и др.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.

Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения.

Таким образом, с целью развития речи детей раннего возраста, мною была определена тема методической разработки «Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм».

1.2. Цели и задачи.

Цель работы: использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста, прививать любовь к устному народному творчеству.

Задачи:

Познавательные:

• Познакомить детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки.

• Расширение словарного запаса.

Развивающие:

• Приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их речь, чувство ритма и рифмы.

• Готовить ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формирование интонационной выразительности его речи.

Воспитательные:

• Создать благоприятные условия для развития интереса детей к фольклору.

• Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.

• Психолого–педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения материала детьми в соответствии с возрастными особенностями.

1.3. Направление работы.

• Использование фольклора на занятиях по развитию речи.

• Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.

• Взаимодействие с родителями.

Для этого использую, как традиционные формы работы: это выступления на родительских собраниях, устные и письменные консультации, беседы,так и нетрадиционные: анкетирование, занятия, музыкальные и спортивные праздники, конкурсы семейных рисунков.

Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и развития речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что одной из главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является развитие речи.

Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ – создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Занимаясь с детьми самыми прозаическими делами: одевание, кормление, умывание, причесывание, укладывание спать, успокаивание, во время всех этих действиях стараюсь не говорить обыкновенных, порой ничего не значащих и ничего не выражающих слов, а напевать потешку, прибаутку, считалку, дразнилку.

1.4 Этапы работы.

Чтобы потешка, прибаутка, песенка, байка или сказка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Вся работа с фольклорнымипроизведениями включает несколько этапов:

Использование этих приемов помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность.

1.5. Ожидаемые результаты.

Дети:

• пополняться знания фольклорными произведениями: потешками, поговорками, русскими народными сказками, песнями, считалочками;

сформируется умение слушать и запоминать новые произведения, следить за развитием действия;

• пополнится словарный запас детей;

Родители:

сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора, повысится общий культурный уровень.

Таким образом, использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие).

А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.

2. Перспективный план работы.

Выработана система использование малого фольклора в организации совместной деятельности взрослых и детей и режимных моментов.

Месяц Основная дидактическая задача Совместная деятельность с детьми Работа с родителями Обогащение развивающей среды

октябрь Накопление художественного материала Чтение и слушание потешек Консультация «Фольклор в жизни ребёнка» Пополнение центра развития речи фольклорными произведениями

ноябрь Развитие внимания, обогащение словарного запаса Потешка

«Огуречик, огуречик.», «Мы с игрушками играли» Анкетирование

«Использование фольклора в семейном воспитании». Внесение атрибутов для театральных игр

декабрь Развитие мелкой моторики Пальчиковая игра «Сорока-ворона.», «Вышла курочка гулять» Консультация «Тренируем пальчики -развиваем речь» Пополнение картотеки пальчиковых игр

январь Воспитание культурно-гигиенических навыков Пестушка

«Ай, лады, лады, лады»,

«Водичка-водичка» Консультация «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Внесение атрибутов для игры с водой: рыбки,уточки.

февраль Развитие музыкального слуха Потешка

«Бай, бай-бай» «Ай, люли-люли-люли!» Инд. беседы «Развиваем речь ребёнка с помощью потешек». Пополнение музыкального центра новыми аудиозаписями

март Пополнение образных представлений, общего запаса знаний Использование закличекв процессе наблюдения природных явлений Изготовление атрибутов в уголок «Ряженья». Пополнение центра театрализованной деятельности

апрель Развитие слухового восприятия Чтение русских народных сказок «Репка», «Курочка Ряба»День добрых дел:

Новая жизнь старой книге. Пополнение центра развития речи, сказками для детей раннего возраста

май Обогащение словарного запаса Побуждать детей к проговариванию знакомых потешек… Памятка «Развиваем малыша.

Игры для маленьких ручек и пальчиков» Изготовление сборника потешек и стихов для детей раннего возраста.

3. Список использованной литературы.

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М. ; Мозайка-Синтез, 1999

2. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: Академия развития, 1996 г.

3. Гербова В. В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года). Ребенок в детском саду № 5, 2001 г.

5. Доронова Т. Н.Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. М.: Линка – Пресс, 2006 г.

6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 9, 1990.; №10, 1994.; №12, 1998 г.

7. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991 .-№9.-С. 16-22.

8. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.-127с.

9. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре // Дошк. вое питание. -1986.-№9.-С. 23-26.

10. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. -М.: Просвещение, 1987. - 239с.

11. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М. ; Мозайка-Синтез,2000 г.

12. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. Санкт-Петербург, Дельта, 1999 г.

13. Печора К. Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Ребёнок в детском саду, № 4, 2001 г.

14. Пикулева Н. Уговорушки. «Дошкольное воспитание», № 5, 2001 г.

15. Усова А. П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов. Изд. 3-е. М. ; «Просвещение», 1972 г.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста» Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют.

Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками Консультация для педагогов. Детский фольклор - область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Как сфера народной.

Использование в работе с дошкольниками малых фольклорных форм Основной моделью общения с детьми принимаю личностно-ориентированную модель, т. к. предпочитаю общаться с детьми на равных, видеть в ребёнке.

Конспект НОД в средней группе «Весенняя сказка» с использованием малых фольклорных форм Конспект НОД в средней группе на тему: «Весенняя сказка» (использование малых фольклорных форм) Конспект НОД в средней группе по интеграции.

Консультация для педагогов «Формирование элементарных речевых навыков у детей младшего возраста с ТНР» Консультация для педагогов "Формирование элементарных речевых навыков у детей младшего возраста с ТНР" Материал в информационную папку для.

Организация культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания в течении дня с использованием малых форм фольклора. Организация культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания в течении дня с использованием малых форм фольклора. Раздевание с.

Педагогический проект «Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста» Педагогический проект на тему: «Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста» Тип проекта:.

Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей» Проект на тему «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей» Разработчик: воспитатель Шищенко Лидия Алексеевна Вторая.

Развитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных формРазвитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм Данная тема на сегодняшний день очень актуальна. Развитие компьютеризации, низкопробной литературы, безграмотное говорение с экранов телевизора,.

Использование малых фольклорных форм в экологическом воспитании дошкольников В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология является не.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Консультация «Формирование речевых навыков воспитанников группы раннего возраста средствами малых фольклорных форм»
Опубликовано: 31 октября 2017 в 10:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста
Развивающие игры для детей 5- 7 лет. 1. Игра «Шаги. ( Кто быстрее доберется до) С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно...
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для артикуляционной гимнастики...
Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. В...
«В игры играем-речь развиваем» — картотека словесных игр для дошкольников
Составляем смысловые ряды. Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое. Белка-дупло, человек — … ; солнце-светло, ночь-… ;...