МААМ-картинки

Методические приемы и принципы обучения дошкольников

Хомченко Екатерина
Методические приемы и принципы обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Методические приемы и принципы обучения дошкольников

Известно, что первое впечатление оставляет наиболее яркий свет в

психике воспитанников и оказывает сильное воздействие на их отношение

к занятиям в дальнейшем. В силу этого, организация и проведение занятий

на начальном этапе обучения может стать фактором, определяющим весь

дальнейший ход обучения, а, следовательно, и решающим для успеха

обучения. И здесь все имеет значение: интонация, взгляд, настроение и

даже внешний вид педагога.

В общении с детьми нужна приветливая, уважительная интонация.

Публикация «Методические приемы и принципы обучения дошкольников» размещена в разделах

Каждый ребенок должен почувствовать, что его любят, в него верят, его

понимают. Дети активно и благодарно откликаются на слова педагога,

если чувствуют в нем старшего друга. Если на первом занятии допустить

19

несобранность внимания, нарушение правил поведения, то серьезное

отношение, с которым пришли дети, пропадет и восстановить его будет

трудно: игры, упражнения превратятся в беспорядочную беготню, дети

будут возбуждаться, и занятия потеряют всякий смысл.

Еще до начала занятий нужно поговорить с родителями об одежде

детей, о гигиене, прическе, дисциплине. Хорошо, чтобы была единая

форма: белые или цветные купальники у девочек, белые футболки и

темные шорты у мальчиков. На ноги носочки и мягкая обувь (чешки или

балетные туфли).

На каждом занятии проходятся все разделы программы – слушание

музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация.

С первых занятий у детей должна активизироваться связь между

музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила,

которые необходимы на занятиях хореографией:

Музыка – хозяйка на занятиях, без нее не может быть музыкальной

игры, она руководит в музыкальных упражнениях.

Музыку надо «беречь», во время звучания нельзя шуметь, говорить,

смеяться, без музыки не разрешается двигаться.

Музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с

началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения –

использование минимума танцевальных элементов при максимуме

возможности их сочетания. Длительное изучение, проработка небольшого

количества материала (движений) дает возможность качественного его

усвоения, что и в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний.

Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление

новизны и развивает творческую фантазию детей.

Обучение танцевальным движениям происходит путем

практического показа и словесных объяснений. Здесь необходимо четко

определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее словесное

20

объяснение может привести к потере внимания, вызовет скуку на занятиях.

В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом

случае дети воспринимают материал подражательно и не осознано.

Не следует все время считать под музыку, так как это притупляет

восприятие мелодии ребенком. Объяснив и показав, в каком размере и

темпе делается данное упражнение, необходимо дать малышу возможность

самому вслушиваться в музыку. Считать вслух можно в самом начале

обучения новому движению. Не следует и все время громко командовать,

иногда нужно объяснять тихо, но эмоционально. Это заставит детей

соблюдать тишину и внимательно слушать объяснение преподавателя.

Танцевальные способности следует развивать, в равной степени

работая над движениями рук и ног. Если внимание обращено только на

ноги и забываются руки, корпус и голова – никогда не будет достигнута

полная гармония движений и не сложится должное впечатление от

исполнения. Упражнения должны дозироваться: сложные чередуются с

легкими; движения, требующие большого мышечного напряжения, с

движениями на расслабление.

При изучении материала следует, как можно чаще менять

построение детей в зале. Например, через каждые 3-4 движения дети,

стоящие в первой линии, переходят в последнюю, соответственно вторая

линия становится первой и т. д. В противном случае дети, постоянно

находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди

стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно. Кроме

того, при перестроении создается оживленная, игровая атмосфера,

происходит своеобразная разрядка.

При исполнении движений важно следить за правильной осанкой

детей. На формирования правильной осанки направлены целые

комплексы развивающих и корригирующих упражнений партерной

гимнастики, которая является составной частью занятия по хореографии

или может быть самостоятельным уроком.

21

Залогом любого двигательного навыка, особенно танцевального, в

сочетании с музыкой является осознанный контроль за выполнением

движений. Педагог-хореограф должен постоянно напоминать детям:

думай, что делаешь и как делаешь. Чем большее число танцевальных

движений и комбинаций освоено, тем лучше развита мышечная память.

Даже самый несложный танец состоит из комбинаций движений, и

ребенок должен мгновенно переключаться с одного движения на другое,

меняя размер шага, скорость, ракурс, ориентируясь в пространстве

сценической площадки.

Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым

танцевальным движением требуется время. Процесс усвоения материала

предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.

Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков:

движение, исполненное многократно, становится простым и доступным.

Занятие нужно проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети

уходили с него с чувством удовлетворения и с каждым разом приобретали

все больше знаний и навыков. Заканчивать занятие следует заданиями на

расслабление, несложными комбинациями, составленными из движений

небольшой амплитуды, из дыхательных упражнений. Это действует

успокаивающе. И начинать и заканчивать занятие - поклоном.

Успешное решение поставленных задач на занятиях в дошкольном

учреждении возможно при использовании принципов обучения :

Принцип доступности и индивидуализации.

Предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей

ребенка и определение посильных для него заданий. Доступность здесь

означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного

преодоления. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных

особенностей ребенка. У каждого по-разному протекает процесс усвоения

движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку.

Принцип постепенного повышения требований.

22

Заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все

более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и

интенсивности нагрузок.

Принцип систематичности.

Это непрерывность и регулярность занятий. Иначе наблюдается

снижение уже достигнутого уровня умелости. Ребенок должен знать, что

каждое занятие обязательно. Систематические занятия дисциплинируют

ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип сознательности и активности.

Для успешного освоения ребенку необходимо ясно представлять, что

и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.

Принцип повторяемости материала.

Хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых

двигательных навыков, только тогда образуется двигательный стереотип.

Принцип наглядности.

При разучивании движений наглядность – это безукоризненный

практический показ движений педагогом.

Также организация занятий по хореографии обеспечивается рядом

методических приемов :

Метод показа.

Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным

показом. В исполнении педагога движение предстает в законченном

варианте. Дети видят художественное воплощение образа, что будит

воображение.

Словесный метод

Словесные объяснения должны быть краткими; точны, образны и

конкретны. Детей с первых же занятий нужно познакомить со

специальными терминами. Очень важна и интонация, и то с какой силой

сказано слово. Словом можно очень хорошо стимулировать активность

учеников.

23

Музыкальное сопровождение

Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые

затем маленькие исполнители проявляют в танце.

Импровизационный метод

На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей

к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного

движения, такого, как подсказывает музыка. Вначале зачастую малыши

зажаты, стеснительны. Путем различных упражнений, этюдов, игр нужно

помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу

и уверенность.

Метод иллюстративной наглядности

Это рассказы о танцевальной культуре прошлых столетий,

знакомство с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и

видеофильмами. Необходимо помочь детям разобраться в увиденном,

выяснить, понятен ли им материал, понравился или нет и почему.

Игровой метод

Крупнейший ученый – педагог, доктор медицины П. Ф. Лесгафт в

конце ХIХ в. разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная

игра определяется им: «как упражнение, при помощи которого ребенок

готовится к жизни» (10). В разных формах игра сопровождает

человечество на всём пути его исторического развития – от древности до

современности. Понятие игры очень многопланово. Когда-то игра была не

просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной,

семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Она

развивала и «держала в форме» все человеческие способности:

сообразительность, ловкость, выносливость, наблюдательность,

пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

Но, всt же, само слово «игра» неразрывно связано в нашем

восприятии именно с детством. Мир детства невозможно представить себе

без игры. По определению многих ведущих психологов и педагогов, игра

24

является основной формой деятельности ребенка. В этом возрасте она не

только развлечение. Игра ценна для малыша еще и потому, что развивает

его интеллектуально, физически, психически и эстетически. Да и самому

ребенку легче именно в игре выплеснуть накопившиеся эмоции.

Игра – вид деятельности ребенка, который представляет

сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение

условной цели, добровольно установленной играющим. В игре

удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней

формируются его ум, волевые качества. В игре ребенок ищет и часто

находит рабочую площадку для воспитания своих нравственных и

физических качеств. Игра помогает ребёнку приобрести определённые

навыки в той или иной деятельности, усвоить социальные нормы

поведения; игра повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и

физическое состояние.

Многочисленные педагогические наблюдения показывают, что

важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей.

Благодаря этому свойству игры, в значительной степени

соревновательного характера, больше чем другие формы и средства,

соответствуют воспитанию двигательно-активных способностей у детей.

Развитие танцевальных способностей связано с необходимостью

многократного повторения движения, что для ребенка достаточно сложно.

Игровые виды и действия способны облегчить этот процесс. При

рациональном использовании игра становится эффективным методом

физического воспитания на начальном этапе изучения танцев. Психика

малыша, особенно в раннем возрасте, устроена так, что его, практически,

невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже

самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать

не потому, что «надо» и «полезно», а потому что это ему нравится.

Педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и

содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.

25

У маленького человека всегда есть свой план игры и свой замысел.

Тем более, что в игре все условно, все понарошку – действие, роли, место.

Достаточно провести черту, чтобы обозначить речку, начертить квадрат –

будет дом. В игре можно полететь на Луну, стать доктором, капитаном.

Или превратиться в бабочку, кошку, черепаху и т. п. Создавая тот или иной

образ в игре, ребенок искренне верит тому, что изображает. Русский

театральный режиссер, актер и педагог К. С. Станиславский советовал

актерам учиться у детей умению перевоплощаться. Поэтому педагогу надо

чуточку вернуться в детство, играть вместе с детьми. Тогда игра заживёт

новой жизнью, развиваясь, варьируясь, меняясь, как и полагается ей в

естественных условиях бытования.

Все игры можно подразделить на виды по форме и содержанию.

1. Музыкально-подвижные игры.

Это танцы, поставленные на основе детских подвижных игр. Для

хореографов определенный интерес могут представлять игры:

«Репка» – образец народного творчества, широко известный как

детская игра, в которой участники стремятся вытянуть «репку» из общего

ряда. Главное в этой игре – мотив «вытягивания». Танец удобно исполнять

в парах, где мальчик будет периодически приседать, а девочка

«вытягивать» его. Может быть, вариант традиционного кругового

хоровода с солисткой «репкой» в центре и т. д.

«Курочки». В этой игре девочки садятся на корточки вокруг

«петушка» – мальчика. Он, танцуя, изображает, что клюет зерна, ищет их и

«петушится». Угощает зернышками курочек.

2. Игры-превращения (Приложение 1)

Игры-превращения помогают детям владеть мышцами своего тела,

произвольно напрягать и расслаблять их. То же относится и к отдельным

частям корпуса, ногам, рукам, в том числе и кистям рук. Музыкальное

сопровождение подбирается соответственно содержанию игр.

Это могут быть такие игры, как:

26

1. «Деревянные и тряпичные куклы»

2. «Мельница»

3. «Паровозики»

4. «Иголка с ниткой»

5. «Веселые клоуны»

6. «Запрещенное движение»

3. Использование игрушки в детском танце.

Самые приемлемые в танце игрушки – это куклы, плюшевые

набивные зверушки, мячи, лошадки, детские зонтики. Они украсят танец,

усилят интерес к танцу и окажут немалое влияние на создание конкретного

игрового образа. Игрушка должна быть красивой, интересной, безопасной,

такой, чтобы с ней можно было свободно двигаться, легко и удобно

держать в руке.

4. Игры-импровизации

Импровизацию в хореографии мы можем назвать «танцем в

настоящем», «сиюминутной хореографией». Необходимым элементом

импровизации является воображение. Психологи рассматривают

воображение как процесс манипулирования образами, в результате

которого создаются новые оригинальные образы (5). Воображение

проявляется там, где задачи содержат некоторую неопределенность, т. е. не

имеют заданного решения, что и предполагает импровизацию. Но, «если

ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, то ум, наделенный

еще и фантазией, творит» (5, С. 48).

Наша задача развивать не столько воображение дошкольника,

сколько помочь ему проявить свою фантазию. Ребята обычно по-разному

относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит

от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается

легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники танца

увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Успех

импровизации порой зависит от настроения и самочувствия каждого,

27

поэтому лучше игры и этюды с элементами импровизации проводить не в

начале занятия, когда дети еще не достаточно собранны и их воображение

«не разогрето», а во второй его половине.

Примеры игр-импровизаций

«Петушок расплясался» – такие упражнения активизируют

воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с

детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации,

иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать

как они хотят. Но необходимо следить, чтобы дети именно танцевали.

«Замри» – дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит

музыка, они начинают двигаться в любом направлении, движения

выбирают сами в соответствии с музыкой. Неожиданно музыка

прекращается, и ребята должны замереть в той позе, в которой их застала

музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы:

почему она выбрана и что бы это значило? Со временем, чтобы

поддержать интерес к игре, можно вносить новые занимательные

элементы. Также на занятиях мы используем такие игры, как: «Веночек»,

«Гномы», «Подворье» (Приложение 2).

В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует:

он открывает для себя танец, в котором можно выразиться с максимальной

глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания

выполняются так, «что кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно

исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким

образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее

раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации.

Игровой метод в работе с дошкольниками хорош на любых занятиях.

Поэтому игры всегда были и остаются традиционным средством

педагогики. Педагог может провести все занятие в игровой форме, а может

использовать игровые приемы в какой-то определенной части занятия.

Игры-превращения, музыкально-подвижные игры не займут много

28

времени на занятиях по хореографии, а разучивание их не потребует

особых усилий. Но с помощью этих игр дети научатся выразительности

движений, оживят фантазию и воображение.

Известно, что в дошкольном возрасте внимание ребенка

неустойчиво, отличается большой подвижностью, впечатлительностью и

нуждается в частой смене заданий. Поэтому обучение ребенка

пластическому языку в игровой форме – традиционно утвердившийся

способ, который на практике неоднократно подтверждал свою

эффективность (1).

Концентрический метод

Педагог по мере усвоения детьми определенных движений,

танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже

предлагает все более сложные упражнения и задания. Однако какой бы

метод ни выбрал педагог, главное, чтобы ребенок уходил с занятия

счастливым и с нетерпением ждал новой встречи.

Выводы по первой главе:

1. Искусство танца доступно для изучения любому ребенку

независимо от его природных дарований и возраста. В хореографии

заложен огромный воспитательный и обучающий потенциал.

2. Хореография оказывает развивающее влияние на формирование

физических и личностных качеств ребенка, его эмоциональной сферы.

Занятия танцами несут оздоравливающий эффект.

3. Обучение хореографии должно опираться на знания возрастных

психо-физиологических особенностей развития дошкольников.

4. Успешное решение поставленных задач на занятиях в дошкольном

учреждении возможно при использовании принципов обучения. Также

организация занятий обеспечивается рядом методических приемов.

5. Традиционно утвердившийся способ обучения детей танцу – игра,

с помощью которой дети учатся выразительности движений, раскрывают

творческие ресурсы ребенка, оживляют фантазию и будят воображение.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Методические приемы при разучивании песни «Цветики» Методические приемы при разучивании песни: "Цветики" Музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель Диапазон песни: фа диез - ля Программное содержание.

Методические приемы при разучивании песни «Это май» Методические приемы при разучивании песни "Это май", мелодия и слова М. Чарной, обработка В. Герчик Диапазон песни: ре - си Программое содержание.

Методические приемы при разучивании песни: «Зайка» Методические приемы при разучивании песни: "Зайка". Русская народная песня. Обработка А. Александрова, слова Т. Бабаджанян Диапазон песни.

Методические приемы в разучивании песни «Елочка» Методические приемы в разучивании песни «Елочка» Музыка Н. Бахутовой, слова М. Александровской Диапазон песни : ми – си Программное содержание.

Методические приемы в разучивании песни «Осень» Методические приемы в разучивании песни " Осень", музыка И. Кишко, слова И Плакиды. Для детей младшего дошкольного возраста. Добрый день,.

Методические приемы в разучивании песни «Санки» Добрый день, уважаемые коллеги. В первый день зимы, предлагаю вашему вниманию методические приемы в разучивании песни" Санки", музыка М.

Методические приемы в разучивании песни «Зима» Методические приемы в разучивании песни "Зима", музыка В. Карасевой,слова Н. Френкель. Для детей 3 - 4-х лет. Добрый день уважаемые коллеги.

Приемы обучения дошкольников движениям игрового стретчинга Выступление на педагогическом совете на тему: «Приемы обучения дошкольников движениям игрового стретчинга».Все методы обучения взаимосвязаны.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические приемы и принципы обучения дошкольников
Опубликовано: 28 января 2023 в 12:50
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические приемы и принципы обучения дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Хомченко Екатерина (УИ 2140185) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД