Татьяна Митрохина
Организация кружковой деятельности по приобщению детей к народному искусству
▼ Скачать + Заказать документы
Организация кружковой деятельности по приобщению детей к народному искусству
Согласно теории Л. С. Выготского сущность развития ребенка заключается в его постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение различными видами деятельности, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими способами.
Публикация «Организация кружковой деятельности по приобщению детей к народному искусству» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
В соответствии требованиями ФГОС ДО, в рамках расширения образовательной и компенсирующей среды в группе организован кружок «Истоки». Образовательная деятельность осуществляется в совместной деятельности с взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью. Такой принцип работы дает возможность каждому ребенку проявить и раскрыть свои способности, узнать много нового, а также быстрее развиваться и расти здоровым.
Этапы реализации кружковой работы
1. Диагностический: составление анкет для родителей воспитанников и их анкетирование; проведение диагностики уровня развития детей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
2. Подготовительный: изучение интересов детей, запросов родителей, определение причины выбора данного деятельности; изучение, анализ программ по ознакомлению с народным искусством; составление перспективного плана работы по блочно-тематическому принципу, с учетом индивидуальных особенностей, речевых нарушений дошкольников; утверждение расписания, времени проведения кружковой деятельности с детьми.
Реализация кружковой деятельности:
Основная форма организации детей – интегрированные и комплексные занятия, в которые включены знакомство с народным искусством, с творчеством писателей, поэтов, художников, выразительным, образным содержанием их произведений, выполнение творческих заданий, проектов. Вся работа с детьми построена на игровых приёмах. Сотворчество педагога и детей способствует заинтересованности их творческой деятельности, проявлению самостоятельности, активности.
Анализ реализации: диагностика уровня развития дошкольников; итоговое мероприятие для родителей; планирование дальнейшей работы.
Условия для кружковой деятельности
1. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.
2. Систематизация литературно-художественного материала с целью активизации деятельности детей.
3. Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепление мелких мышц руки.
4. Составление фонотеки – подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.
5. Подбор дидактических, развивающих и подвижных игр.
Принципы содержания и технологии кружковой деятельности:
Принцип деятельностной активности;
Принцип индивидуализации деятельности;
Принцип рефлексивности, партнерского взаимодействия, свободы личного выбора.
Принцип системности и последовательности: адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия;
Правильность выбора игровых технологий помогает педагогам работать в зоне ближайшего развития дошкольников, речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительность не более 25 – 30 минут для детей старших и подготовительных групп.
Цель: интеллектуально - эстетическое развитие детей 5-7 лет средствами народного искусства.
Задачи:
• Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества; уважительное отношение к труду народных мастеров.
• Приобщать детей к народному искусству.
• Развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на красоту окружающего мира, произведения искусства.
• Развивать речь детей, художественное творчество и воображение, художественный вкус; ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность.
Кружковая работа планируется по методике доктора педагогических наук, профессора Т. С. Комаровой. Занятия по мотивам народной росписи способствуют развитию у детей необходимого уровня познавательных процессов: ощущений, мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти; повышается уровень развития речи детей. Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) стимулируют речевое развитие; создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т. д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой.