Антонина Жукова
Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по формированию элементарных математических представлений
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.
Публикация «Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по ФЭМП» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин:
• обилием информации, получаемой ребёнком;
• повышенное внимание к компьютеризации;
• желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Так основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за неумения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины в речевое высказывание.
Известно, что целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие.
Основа трактовки понятия «математическое развитие» дошкольников была заложена и в работах Л. А. Венгера и на сегодня является наиболее распространенной в теории и практике обучения математике дошкольников. «Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространенного понятия «развивающее обучение». Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются».
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которое им помогает лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствует формированию понятий.
В то же время методическая работа должна носить опережающий характер и отвечать за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке.
Общие требования к проведению образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
Можно сформулировать основные общие требования к проведению образовательной деятельности по формированию математических представлений:
Каждый вид образовательной деятельности должен иметь четко сформулированную тему, цель и задачи;
Содержание учебного материала должно включать в себя формирование математических представлений и понятий; знакомство с зависимостями и отношениями, а также обучение математическим действиям в разных видах деятельности ребенка.
Объем учебного материала должен обеспечить познавательную активность детей и работу в течение времени, утвержденного СанПиН в доступном темпе.
Методы и приемы работы занятий должны иметь адекватное обоснование (отвечать возрастным особенностям детей, помогать усвоению новых знаний или закреплению поученных, применяться с учетом индивидуального и дифференцированного подхода).
Педагог должен постоянно следить за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков, вносить коррективы в ход организованной и неорганизованной образовательной деятельности ребенка в зависимости от выявленных особенностей формирования математических представлений (упростить или усложнить задание, вынести часть задания на прогулку, закрепить математическое представление в изобразительной деятельности и т. д.).
Подбор адекватных средств под тот или ной вид организованной образовательной деятельности (атрибуты для игр в «Магазин», наглядные математические пособия, дидактический материал и пр.). Следует отметить, что одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий.
Организационная четкость комплексных и интегрированных занятий: ясная цель каждой структурной части образовательной деятельности и подчиненность их главной дидактической цели ООД, четкое планирование ООД и правильное распределение времени между каждой структурной частью. Комплексные занятия должны реализовывать задачи из разных образовательных областей в равной степени. Интегрированные занятия включают в себя другие виды деятельности ребенка, но не предъявляются требования к качеству их овладения, преследуя основную цель математического развития.
Воспитатели должны:
Использовать взаимосвязь между видами образовательной деятельности в течение всего периода обучения (концентрический принцип).
Владеть методикой организации математической деятельности, уметь давать четкие лаконичные инструкции, сохраняя доброжелательное отношение к детям.
Развивать культуру познания, интереса к математическим фактам и явлениям.
Уметь переключать детей с одного вида деятельности на другой, проводить физкультминутки, динамические паузы, целесообразно распределять учебный материал и виды работы.
Разрабатывать и внедрять в практику эффективные дидактические средства, методы и разнообразные формы организации процесса развития элементарных математических представлений у дошкольников.
Реализовывать преемственность в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе.
Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей выделяются главные, а именно:
— приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;
— формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
— формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
— овладение математической терминологией;
— развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно не только в процессе образовательной деятельности по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности.
В связи с этим необходимо обогащать содержание материала, имеющегося в уголке познавательной математики, различными обучающими настольно – печатными играми, головоломками, занимательными книгами с математическими заданиями, творческими и дидактическими играми по математике, которые содержат большой мотивационный потенциал для развития у дошкольников активного познавательного отношения к окружающему миру.
Известно, что основной формой обучения детей математике являются занятия, т. к. на занятии определяются задачи, подбираются методы и приёмы; идёт усвоение детьми определённого объёма знаний, умений, навыков, т. е. осуществляется освоение содержания программы всеми детьми.
При этом необходимо применять и другие разнообразные формы, способствующие обогащению опыта, закреплению и удержанию знаний, полученных на основных занятиях, или выступающих как средство индивидуальной коррекции процесса усвоения знаний и соответственной дифференциации обучения.
При проведении ООД необходимо следовать педагогическим заповедям:
• Поощрять все усилия ребёнка и само стремление узнать новое.
• Избегать отрицательных оценок результатов деятельности.
• Сравнивать результаты работы только с его же собственными достижениями.
• С отстающими детьми начинать усваивать новый материал раньше, чем со всей группой.
На занятиях по математическому развитию необходимо использовать комплекс методов и приёмов : практические, словесные, наглядные, игровые.
Работа по формированию математических знаний и умений должна проводиться в тесном сотрудничестве с другими специалистами ДОУ. Так на музыкальных занятиях могут разучиваться песни о цифрах, задачах. На физкультурных занятиях проводиться работа по совершенствованию координации движений, ориентировке в пространстве.
Важную роль в развитии интеллектуальных способностей дошкольников играет организация совместной и самостоятельной деятельности детей. Для этого в педагогическую деятельность, включается план по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).
Знания, полученные во время образовательной деятельности, закреплялись в совместной деятельности воспитателя с детьми – при разгадывании загадок, знакомстве и разучивании пословиц и поговорок, в играх. Так в сюжетно – ролевых играх – «Супермаркет», «Кондитерская фабрика», «Салон мод», «Автозаправочная станция» - возможно применение математических знаний, полученных на занятиях и в совместной с воспитателем деятельности.
Совместную деятельность можно проводить фронтально, по подгруппам, в парах. Использовать состязательный характер игр.
Литература
1. Васильева, Н. Н. Развивающие игры для дошкольников [Текст] / Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева. - Ярославль: Академия развития, 1996.
2. Волина, В. В. Праздник числа [Текст] / В. В. Волина. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1996.
3. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. К. Павнова, В. П. Новикова. - М. : Просвещение, 1977.
4. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / 3. А. Михайлова. – М. : Просвещение, 1985.
5. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] / В. П. Новикова. - М. : Мозаика-Синтез, 2002.
6. Петерсон, JI. Г. Игралочка: практический курс математики для дошкольного возраста [Текст] / J1. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М. : Баласс, 2000.
7. Сайкина, Е. Г., Фирилева, Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам [Текст] / Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева. - СПб. : Детство- Пресс, 2005.