Папки-передвижки

Методические рекомендации для педагогов «Как составлять мнемотаблицы»

Динеева Диля
Методические рекомендации для педагогов «Как составлять мнемотаблицы»

Методические рекомендации для педагогов

«КАК СОСТАВЛЯТЬ МНЕМОТАБЛИЦЫ"

Аннотация

Методические рекомендации «Как составлять мнемотаблицы» разработаны на основе методических пособий и рекомендаций авторов

Большева Т. В. «Учимся по сказке: развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» и Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

Публикация «Методические рекомендации для педагогов „Как составлять мнемотаблицы“» размещена в разделах

Материал социально-педагогической направленности, его содержание включает в себя краткую характеристику мнемотехники и рекомендации по составлению мнемотаблиц для развития памяти и повышения уровня речевого развития у детей дошкольного возраста.

Настоящие рекомендации могут быть использованы при пересказе, при составлении описательных рассказов, заучивании стихов.

Составитель : Динеева Диля Фанильевна, воспитатель отделения социальный приют для детей и подростков в г. Белорецк ГБУ РБ Восточный межрайонный центр «Семья»

Содержание

Введение 3

1. Что такое мнемотехника 3

2. Как составлять мнемотаблицы 5

Заключение 9

Список литературы 9

Приложение 1

Введение

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Этому-то и способствует мнемотехника.

Цель: оказать методическую помощь педагогам дошкольного возраста в использовании мнемотехники для развития памяти и повышения уровня речевого развития у детей.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представлений о мнемотехнике;

- внедрение в работу метода мнемотехники для развития речи дошкольников.

1. Что такое мнемотехника?

Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания».

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает развивать :

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение;

- восприятие;

- развивает кругозор;

- развивает все стороны речи.

Задачи мнемотехники :

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап – работа с мнемоквадратами.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка – изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

II этап – работа с мнемодорожками.

Мнемодорожка – это последовательность 4 или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображение, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

III этап - работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из которых заложенная определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображений составляется рассказ или учится стих. Мнемотаблицы бывают двух видов :

- обучающие – содержат познавательный материал;

- развивающие – содержат информацию, позволяющую развивать определенные навыки и умения.

2. Как составлять мнемотаблицы?

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• четко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;

• соответствовать уровню развития детей.

Этапы создания мнемотаблиц :

1. Читаем рассказ или стихотворение, выделяем важные моменты;

2. Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты;

3. В каждом квадрате рисуем картинку, которая по вашему мнению ассоциируется со словами этого квадрата;

4. Подписываем каждый квадрат словами, которые стоит запомнить.

Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Для детей от 3 до 5 лет важно, чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрее запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая и т. д. детям старше можно давать черно-белые таблицы.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Можно применять и для заучивания стихотворений, при ознакомлении с художественной литературой, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, при воспитании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Алгоритм создания мнемотаблиц для заучивания стихотворения, пересказа

1. Выразительно прочитать текст.

2. Прочитать еще раз, показывая изображения в мнемотаблице.

3. Уточнить все слова, знакомые ребенку. Если что-то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой доступной форме.

4. Далее нужно прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, глядя на таблицу.

5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Алгоритм составления мнемотаблиц для рассказа-описания.

1. Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан.

2. Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме.

3. Привести пример описания.

4. Попросить ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой-либо овощ или фрукт, опираясь на таблицу.

Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнит. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких-то случаях и вы можете предложить ребенку раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.

Рекомендации для того, чтобы занятия проходили с пользой.

• Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность.

• Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше 2 мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не одно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.

• Изображения должны быть красочными обязательно цветными, чтоб привлекали внимание ребенка.

• Меняйте тему занятий, чтоб не пропал интерес. На одном занятии выучили стих, на другом – сказку, на третьем – познакомились с животными.

• Занимайтесь всегда только в хорошем настроении, и в добром расположении духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо!

• И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА! Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.

Заключение.

Таким образом, использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности в совместной деятельности взрослого и ребенка. дает возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием приемов мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Список литературы

1. Интернет ресурсы: https://урок. рф/library/master_klass_ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_191035.html

2. https://promany/ru/mnemotexnika

3. Большева Т. Н. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб «Детство-Пресс», 2011.

4. Одинцева А. В Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста/СПб. : Зневская площадь, 2014.

5. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб, 2009.

6. Ткаченко Т. А. использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. 2003. №10.

Публикации по теме:

Консультация и методические рекомендации для педагогов «О чём можно поговорить с родителями перед Новым годом»Консультация и методические рекомендации для педагогов «О чём можно поговорить с родителями перед Новым годом» Вспомним историю новогодних праздников Накануне зимних праздников работа с родителями не отменяется. И, кроме решения насущных вопросов.

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать»Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать» Методические рекомендации для педагогов и воспитателей "Нужно ли учить дошкольника раскрашивать?" Автор: Назарова Татьяна Валентиновна,.

Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери»Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери» В последнее воскресенье ноября с 1998 года в России отмечается День Матери. Целью празднования Дня матери является стремление подчеркнуть.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1 Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией. Упражнения преподносятся детям в виде.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 2 Дорогие коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию 2- ую часть артикуляционных упражнений, знакомство и выполнение которых сопровождается.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации при разучивании песни «Праздничная» Методические рекомендации при разучивании песни "Праздничная" музыка Т. Попатенко, слова Е. Найденовой. Диапазон песни: ля - ми Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов «Как составлять мнемотаблицы»
Опубликовано: 6 марта 2022 в 08:50
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД