МААМ-картинки

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1

Ирина Румянцева
Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1

Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией.

Упражнения преподносятся детям в виде сказки с продолжением (артикуляционные сказки). Каждая часть сказки представляет собой знакомство с определенным упражнением.

Рассказывание артикуляционной сказки желательно проводить два раза в день по 2-3 минуты. Дети слушают сказку и в определенном месте выполняют артикуляционное упражнение. Разучивание нового упражнения происходит в следующем порядке: в первой половине дня воспитатель рассказывает сказку, показывает картинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по показу воспитателя, а по картинке. Педагог при этом проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком. Во второй половине дня упражнение повторяется по картинке.

Публикация «Методические рекомендации для педагогов „Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям“, Часть 1» размещена в разделах

Каждая последующая часть сказки начинается с повторения одного или двух предыдущих упражнений. Так складывается артикуляционная минутка, которая включает в себя 2-3 упражнения.

Упражнения вводятся, разучиваются и закрепляются постепенно. Темп разучивания зависит от возрастного состава группы и индивидуальных темпов речевого развития детей. Поэтому временной диапазон разучивания артикуляционных упражнений может колебаться.

В последующем воспитатели манипулируют частями артикуляционной сказки (соединяют две разные части; используют картинки-образы, по которым дети повторяют части сказки с показом упражнений).

1. Артикуляционное упражнение «Улыбочка»

Цель: развивать круговые мышцы губ.

Выполнение: губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15с.

Сюжет к артикуляционному упражнению «Улыбочка»

- Жили-были Петя и Маша. Они приехали в гости к бабушке. Бабушка испекла к их приезду Колобок. Она его долго месила из теста, выпекала в печке. Получился Колобок кругленький, румяный, ароматный, и очень веселый. Он всем улыбался вот так (воспитатель показывает). Давайте и мы улыбнемся Колобку точно так же, как он нам.

Пете и маше так понравился Колобок, что они решили его не есть. Они решили с ним дружить. Колобок очень обрадовался новым друзьям. И снова им улыбнулся. (Воспитатель старается активизировать каждого ребенка: Петя, улыбнись Колобку», Колобок улыбается Оле, Лизе. Девочки, улыбнитесь Колобку» и т. п.).

А сейчас Колобок пойдет отдыхать, но обязательно вернется к нам опять.

2. Артикуляционное упражнение «Дудочка»

Цель: развивать круговые мышцы губ.

Выполнение: губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10-15с.

Сюжет к артикуляционному упражнению «Дудочка»

- Петя и Маша умели играть на дудочке. А бабушка любила слушать, как они играют. Услышал Колобок, как играют дети, заслушался. Как ему захотелось, исполнять такие же приятные мелодии, песни! Но где взять инструмент дудочку? Думал Колобок, думал и придумал. Сомкнул свои губы, вытянул их вперед – получилась дудочка. Увидели это дети, удивились. Без рук. Без ног, а дудочку изобразил! Молодец, Колобок! Колобок научил машу и Петю складывать дудочку из губ. У них получилось. И у вас обязательно получится!

3. Артикуляционное упражнение «Заборчик»

Цель: упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.

Выполнение: зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5-6 раз, продолжительность каждого упражнения 10-15 с.

Сюжет к артикуляционному упражнению «Заборчик»

- Однажды дети с бабушкой поехали в город за покупками. А Колобка с собой не взяли. Сначала Колобок обиделся, потом загрустил. И решил он покатиться в город к своим друзьям. Решено – сделано. Покатился колобок по саду, потом по огороду. Только разогнался, как – стоп! На его пути встал крепкий высокий заборчик. Не перепрыгнуть его, не обойти.

«Заборчик, заборчик! Пропусти меня к моим друзьям», - стал просить Колобок. А заборчик ему в ответ: «Извини, дружок. Никак не могу тебя выпустить. Сделали меня крепким, дощечка к дощечке. И поставили здесь хозяйство охранять и тебя, Колобок, тоже».

Пригляделся Колобок. Хороший заборчик стоит! Улыбнулся Колобок заборчику, зубы сжал (как дощечки). У Колобка славно получилось! И у вас получится!

Пока мы изображали заборчик, Маша, Петя и бабушка вернулись домой.

4. Артикуляционное упражнение «Мясорубка»

Цель: вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.

Выполнение: губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3-4 раза.

Сюжет к артикуляционному упражнению «Мясорубка»

- Однажды Колобок почувствовал знакомый запах теста. «Ой! Наверное, бабушка что – то печет. Будут у меня друзья!» - обрадовался Колобок и покатился на кухню. Там на тарелочке лежали блины. Они были круглые и вкусно пахли.

Познакомился Колобок с блинами. И те рассказали Колобку, что они блины не простые, а с мясом. Колобок удивился: «Но мяса-то нет!» «Скоро будет, - отвечали блины. – Бабушка крутит мясо».

Только сейчас Колобок обратил внимание на бабушку. Крутить мясо ей помогал удивительный предмет – мясорубка. Бабушка клала большие кусочки мяса, а выходили они тоненькими колбасками. Смотрел Колобок, смотрел и не заметил, как сжал плотно зубки и стал проталкивать между ними кончик своего язычка. Язычок становился широким и тонким. Ну, точь-в-точь мясорубка!

Так Колобок научился изображать мясорубку. И мы попробуем!

5. Артикуляционное упражнение «Лопаточка»

Цель: развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время.

Выполнение: расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.

Сюжет к артикуляционному упражнению «Лопаточка»

- Сегодня Колобок спал очень долго, а когда проснулся, то детей в доме не было. «Где Маша? Где Петя?» - подумал Колобок и покатился их искать. Маша и Петя играли в песочнице. Они насыпали песок в ведра, переворачивали их, и получались отличные куличи. Дети были так увлечены своей игрой, что не заметили Колобка. А он не стал беспокоить детей. Колобок как зачарованный смотрел, как дети разноцветными лопатками насыпали песок в ведра. «Как ловко у них получается, - подумал Колобок. – Вот бы мне так научиться! Но где мне: у меня рук нет. Но у меня есть мой ловкий язычок. Я могу сложить его лопаточкой!». Попробовал Колобок, и у него получилось. И у вас получится!

6. Артикуляционное упражнение «Иголочка»

Цель: развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении.

Выполнение: узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет педагога до 10.

Сюжет к артикуляционному упражнению «Иголочка»

- Петя любил бегать, прыгать и особенно лазать. Поэтому на его одежде часто появлялись дырки. Бабушка вздохнет, возьмет рваную одежду и унесет ее. А на следующее утро приносит чистую, и главное без дырок. «Куда деваются дырки? – думал Колобок. Что бабушка с ними делает?» Однажды Колобок решил посмотреть, куда бабушка прячет дырки.

Закатился Колобок в бабушкину комнату и видит: сидит хозяйка с каким – то предметом в руке. Предмет тонкий, металлический; один конец – острый преострый, а другой – с дырочкой. Из дырочки длинный хвостик – ниточка торчит. Предмет в руках бабушки то вверх, то вниз летает, а дырочки на одежде исчезают.

«Ты кто?» - спросил Колобок острый тонкий предмет. «Иголочка, - послышался ответ. – Ты мне сейчас не мешай, я очень занята». Притих Колобок, но не ушел. Уж больно понравилась ему труженица – иголочка. Иголочка твердая и очень острая. Сам Колобок мягенький и пухленький. Но он умеет напрягать свой язычок — вот так (педагог показывает). Язычок становится похож на иголочку.

7. Артикуляционное упражнение «Часики»

Цель: развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево).

Выполнение: рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так.

Сюжет к артикуляционному упражнению «Часики»

- В доме на стене висели старинные часы. На их лице виднелись цифры и две стрелочки. Стрелочки обходили каждую цифру, ни одну не пропускали. Только одна стрелочка была шустрая и двигалась быстро, а другая была ленивая и двигалась медленно. У часов был маятник. Маятник – это язык у часов. Часы гордились своим маятником – языком и тикали: тик-так. Однажды часы увидели, что Колобок наблюдает за маятником. «Смотри не смотри, а у тебя так никогда не получится», - протикали часы Колобку. Сначала Колобок хотел обидеться, но потом передумал. «Я тоже научусь так делать своим язычком», - сказал Колобок и научился. (Показ упражнения).

8. Артикуляционное упражнение «Сердитая кошечка»

Цель: развивать подвижность мышцы спинки языка.

Выполнение: рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет педагога до 10.

Сюжет к артикуляционному упражнению «Сердитая кошечка»

- Однажды в сад пришла кошечка. Она учуяла вкусный запах и подошла к Колобку. «Колобок, Колобок, я тебя съем», - сказала кошечка. Бедняжка! Она не знала, что наш Колобок был всегда горячий. Потянулась кошечка к Колобку да обожглась. Рассердилась она и выгнула спинку.

Жалко стало Колобку кошечку. Он и говорит ей: «Не ешь меня! Давай лучше дружить». Подумала кошечка и согласилась.

С тех пор Колобок и кошечка дружат. Вместе весело играют. А в минуты отдыха любят они вспоминать свою первую встречу. Колобок выгнет свой язычок, показывает, как сердитая кошечка спинку свою выгибала. А кошечка смотрит и смеется.

Уважаемые коллеги! Благодарю вас за внимание!

Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов по обучению слабослышащих первоклассников С момента появления на свет, ребёнок познаёт окружающий мир с помощью различных анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания. С помощью.

Конспект открытого занятия по физическому воспитанию в младшей группе с опорой на сказочные сюжеты ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ С ОПОРОЙ НА СКАЗОЧНЫЕ СЮЖЕТЫ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК» Цель: Закреплять.

Консультация для педагогов «Методические рекомендации, которых необходимо придерживаться в ходе проведения дидактических игр» Важно отметить, что дидактические игры для детей дошкольного возраста, направлены на развитие познавательных интересов. В соответствии,.

Методические рекомендации для педагогов «Утренний совет, или Дружно в садике живем» Методические рекомендации для педагогов «Утренний совет или дружно в садике живем» как один из способов организации свободного общения воспитанников.

Методические рекомендации для педагогов и родителей. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить.

Методические рекомендации для педагогов в формировании временных представлений, через художественные образы. Со временем человек сталкивается постоянно: срывая листок календаря, глядя на часы. Во времени живут и дети, поэтому формирование представлений.

Методические рекомендации для родителей «Занимательные пуговицы» Многим детям очень нравится играть с пуговицами. Дома с ребенком игру с пуговицами можно превратить в увлекательные, развивающие занятия,.

Методические рекомендации для воспитателей по взаимодействию с родителямиМетодические рекомендации для воспитателей по взаимодействию с родителями При организации совместного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы: •.

Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения.

Методические рекомендации по проведению недели «Игра и игрушки» для педагогов ДОУМетодические рекомендации по проведению недели «Игра и игрушки» для педагогов ДОУ Среди различных мероприятий нашего ДОУ широко любима и интересна неделя "Игра и игрушки". Неделя "Игра и игрушки" проводится Департаментом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1
Опубликовано: 7 августа 2017 в 20:19
+251Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 110.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД