Валентина Шелковникова
Методические рекомендации для родителей и педагогов «Роль двигательной активности в укреплении здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов и родителей
«Роль двигательной активности при укреплении здоровья детей»
Воспитания гармонически развитого человека, прекрасного физически и духовно, – мечта многих поколений. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду». Данное высказывание отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни.
Публикация «Методические рекомендации для родителей и педагогов „Роль двигательной активности в укреплении здоровья детей“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Взрослые (родители, педагоги) хотят, чтобы дети росли здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. Почему это важно?
С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер: хочет достать игрушку, дотянуться до мамы и т. д. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше растущего и развивающегося детского организма.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание усугубляется, улучшается легочная вентиляция.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.
При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.
Исследованиями доказано влияние разнообразных физических упражнений на становление и развитие речи ребенка в период формирования у него второй сигнальной системы. Однако, чрезмерное увлечение движениями, беспрерывные активные действия оказывают неблагоприятное воздействие на ребенка. Все функциональные системы перенапрягаются, если их деятельность превышает возможности организма. Правда, у детей обычно происходит как бы саморегуляция – активные движения чередуются с более спокойными.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что имеет огромное значение отношение родителей и педагогов к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физической культурой. Формы здесь разные. Главное заинтересовать ребенка, вызвать у него любовь к физической культуру, к активному спорту. Родители и педагоги могут проявлять творческий подход, энтузиазм (это могут быть и туристские походы пешком, на лыжах, игры, коллективные соревнования и т. д.).
Для того, чтобы ребенок мог овладеть теми или иными движениями, необходимо создать ему соответствующие условия. Также важно придерживаться последовательности и систематичности обучения в соответствии с двигательными возможностями детей, уровнем их развития.
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.
Данные рекомендации являются общими и ими может воспользоваться как родитель, так и педагог, занимающийся укреплением здоровья детей.
Ниже представлен пример проведения зарядки для детей. Данный материал можно изменять, дополнять в зависимости от пожеланий проводящего, от возраста детей и от их особенностей. Проводящий должен наглядно демонстрировать все движения. При этом находясь в прекрасном расположении духа с улыбкой на лице.
Веселая зарядка
Музыкальное сопровождение-полька (или любая другая танцевальная музыка).
Дети стоят в кругу.
Первая фигура
Такты 1-4: все хлопают в ладоши восемь раз.
Такты 5-8: открыв руки в стороны дети делают с правой ноги восемь шагов вперед.
Такты 9-12: положив руки на талию, делают восемь шагов назад.
Такты 13-16: восемь раз подпрыгивают на обеих ногах.
Вторая фигура
Такты 1-2: дети делают четыре хлопка в ладоши подняв руки вверх.
Такты 3-4: положив руки на талию, четыре раза качают головой вправо и влево.
Такты 5-8: дети кружатся вокруг себя.
Такты 9-12: постепенно поднимая руки вверх, четыре шага вперед и четыре шага назад.
Такты 13-16: положив руки на талию, восемь раз подпрыгивают на обеих ногах.
Список литературы:
1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей : Пособие для воспитателя детского сада. – М: Просвещение,1986;
2. Ломейко В. Ф. Развитие двигательных качества на уроках физической культуры в 1-10 классах. –Мн. : Нар. асвета, 1999;
3. Пуртова Т. В. ,Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать : Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. –М. :ООО «Век информации», 2009;