Папки-передвижки

Методические рекомендации для воспитателей «Тренинг по развитию коммуникативной компетентности детей»

Губанова Любовь
Методические рекомендации для воспитателей «Тренинг по развитию коммуникативной компетентности детей»

В работе в нашем дошкольном учреждении используется программа «От рождения до школы». Возраст детей в моей группе 4-5 лет.

В возрасте 4–5 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Публикация «Методические рекомендации для воспитателей „Тренинг по развитию коммуникативной компетентности детей“» размещена в разделах

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек.

В соответствии с ФГОС ДО содержание ООП ДОУ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области) :

социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления деятельности – теоретической и практической, коллективной и индивидуальной. Осуществляя функцию «сообщения социальной связи воздействия на окружающих», речь является вместе с тем способом формирования мысли.

Большинство дошкольников в коммуникативном общении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх: строят планы и пытаются их реализовать; свободно выражают свои просьбы, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, невербальные.

Однако, определённая часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками, в партнёрской ролевой игре, и в свободной деятельности. Трудности вхождения в детский коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнёра приводят к обеднению коммуникативных способностей ребёнка, оказывают негативное влияние на характер и содержание игровой деятельности, межличностных отношений определяют невысокий социальный статус в группе сверстников. У ребёнка складываются сложные отношения со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместном деле или игре. Такие дети, несмотря на стремление играть вместе с другими, с трудом налаживают дружеские и игровые отношения с ними, ссорятся, вынуждены играть в одиночестве.

Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации. Развивают средства невербальной коммуникации : мимику, пантомимику, жестикуляцию. Создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им. Развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи. Воспитывают доверительные отношения друг другу. Развивают невербальное воображение, образное мышление.

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, театральных играх, спортивных развлечениях.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. В этом возрасте в совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствуется умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Развивается умение использовать в сюжетно-ролевых играх постройки из строительного материала. При этом учим детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, развитие умения считаться с интересами товарищей формирует коммуникативные навыки детей.

В театральных играх целью является побуждать к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения. Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в полевое взаимодействие с другими персонажами. Способствовать развитию режиссерской игры для объединения нескольких детей в длительной игре.

Цель: оптимизация коммуникативных умений и навыков детей 4-5 лет через игровую деятельность.

Проблема: неумение ребенка организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности.

Задачи:

• Выявить причины нарушения общения

• Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры

• Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности

• Обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.

Планируемые результаты работы:

• Положительная динамика коммуникативных умений и навыков детей 5 года жизни

• Позитивное общение с детьми, умение конструктивно решать конфликтные ситуации

• Использование методической литературы по проведению коммуникативных игр. Составление списка дидактических игр по данной теме для детей средней группы.

Совместная игровая деятельность дошкольников,

как средство развития межличностных отношений.

В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям дошкольного возраста уже не достаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребёнок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребёнок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.

А создаёт наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.

Группа детского сада для ребенка - источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности - игровой, трудовой, изобразительной и др.

Возрастная группа это не просто объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями, а устойчивая система, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе, что во многом определяется характером.

Положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения «непопулярного» ребенка может способствовать не только улучшению «микроклимата» вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с лучшей стороны.

В своей работе мы большое внимание уделяем изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников.

Потребность всегда участвовать в совместной деятельности со сверстниками растёт от младшего дошкольного возраста к старшему. И если ребята не принимают своего товарища в игру, исключают из игры в случае нарушения правил - это действенная воспитательная мера детского общества по отношению к своему сверстнику,

Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов - интересный объект для педагогического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений, а собственно игровых навыков и умений детей.

По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на формирование и поддержание положительных взаимоотношений в играх, мы условно разделили детей на три подгруппы :

Первая подгруппа: дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.

Вторая подгруппа: дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний: эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу.

Третья подгруппа: дети неуравновешенные, легко возбудимые Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры.

Однако во взаимодействии друг с другом дети могут не только успешно согласовывать свои желания, но и оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Перед игрой совместно планируют ее ход и содержания, распределяют роли. В игровом взаимодействии происходит дальнейшее свертывание ролевых действий. К этому возрасту способы разрешения конфликтов все больше приобретают социально одобряемые формы.

В своей работе мы постоянно помним, что игра для ребенка - желанное, интересное, увлекательное занятие. Наша задача сделать эту игру полезной, обучающей способам взаимодействия и сотрудничества, дающей возможность формировать определенные навыки общения детей друг с другом.

«Хорошая» игра развивает у ребенка способности взаимодействовать с другими людьми:

• во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия;

• во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Правильно организованная работа с детьми, во многом помогает нам формировать умения общаться и взаимодействовать детей друг с другом в процессе игровой деятельности - это умение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе деятельности. адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого, умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров, умение регулировать свое поведение в соответствии с нормами морали.

ИГРА "ЗМЕЙКА".

Цель: Развитие сплочённости группы детей, умения сообща преодолевать препятствия. Активизация словарного запаса (называние определений).

1. Оргмомент.

- Здравствуйте ребята!

- Сегодня мы поиграем с вами в одну интересную игру! Я буду головой змейки, а вы сделаете её туловище! Как вы думаете, а что у змейки в конце туловища?

Дети:- Здравствуйте! Хвост!

2. Основная часть

- Я змейка! А ты кто? Ползем дальше вместе?

Ребенок: - Я Маша, поползли!

И так до тех пор, пока не соберется целая змея, последний ребёнок - это хвостик. Затем дети берутся за руки. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

Подняться и сойти со стула («Нужно переползти через камень») .

Пройти между столами («Проползти между кустами») .

Пройти туда-обратно (Встретиться со своим "хвостом"."Голова змеи" здоровается с "хвостом").

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться. Змейка должна приползти к финишу в полном составе, детей надо похвалить. Значит дети были внимательными, заботились друг о друге.

3. Рефлексия

- Молодцы, ребята! Вам понравилось, что у нас змейка получилась веселая, дружная! Давайте всегда будем играть так же дружно как сегодня!

Дети: - Да! Давайте!

ИГРА "ГАЗЕТА"

Цель: Развивать у детей коммуникативные навыки, фантазию; формировать умение вступать в диалог, работать в команде, согласовывать свои действия; корректировать эмоционально-личностную сферу психики детей.

Методы : словесный, практический.

Форма: коллективная, групповая игра.

Содержание: На пол кладется Газетный лист. На него должны встать четверо детей. Далее газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газета складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо детей.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА "ВИТАМИНЫ ВЕСНОЙ".

Цель: Психолого-педагогическое просвещение родителей, влияние мотивации для детей и родителей на формирование здорового образа жизни, развитие умения работать в команде.

Условия и средства реализации: оформление информационного стенда.

Содержание: Дети совместно с родителями дома вырезают из журналов и газет картинки с изображениеми продуктов, необходимых для полноценного роста дошкольников. В группе из полученных заготовок, с помощью педагога, составляется коллективная работа. Затем дети придумывают сказку о приключениях витаминок. Работа вывешивается а группе.

ИГРА "ПРИВЕТ ДРУГУ".

Содержание: Дети стоят кружком, держась за руки. Воспитатель говорит : "Я посылаю привет Диме". При этом он пожимает руку своему соседу справа, тот также дружелюбно пожимает руку следующему. И так дальше по кругу, пока "привет" не вернется к Диме. Теперь свой "привет" передаёт следующий по кругу то воспитателя. Он говорит, кому его передаёт. Желательно, чтобы каждый ребенок получил " привет".

ИГРА "Дружат в нашей группе девочки и мальчики" .

Содержание:

"Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Пусть соединяться их маленькие пальчики".

Воспитатель : "Покажите мне свою правую руку, а теперь левую. Дотроньтесь своими пальчиками до пальчиков соседа. Замкните круг. А теперь поднимите руки вверх. Мы вместе! Замечательно!"

Дети должны почувствовать свою принадлежность к группе, ощутить чувство единения с ней.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: "Брось через веревочку".

Содержание: На середине площадки между деревьями или стойками натягивается шнур. Одна группа детей с мячами в руках становится на исходную линию, по сигналу воспитателя каждый ребенок перебрасывает мяч через верев ку, бежит за ним. Вторая группа выходит на исходную линию, дети первой группы передают им мячи. Упражнение повторяется 3-4 раза.

Малоподвижная ИГРА " МОРСКАЯ ГУСЕНИЦА".

Содержание: Все участники "соединяются" друг с другом с помощью мячей, которые они удерживают между собой туловищем. По команде дети начинают движение гусеницы, стараясь не уронить мяч. Но, если мяч потерян, надо поднять его и продолжить движение.

ИГРА "УРА ПОБЕДИТЕЛЮ!"

Цель: Развивать у детей коммуникативные навыки, фантазию, формировать умение вступать в диалог, согласовывать свои действия, наблюдательность, доверие; коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.

Содержание: Стулья ставят по кругу спинками внутрь. Стульев на один меньше, чем участников игры. Все бегают вокруг стульев, пока ведущий не хлопнет в ладоши. Как только это произошло, нужно успеть занять стул. Участник, оставшийся без стула, выходит из игры. При этом он должен издавать звуки, имитируя какое-либо животное. Ведущий убирает один стул, оставшиеся участники опять должны по сигналу успеть занять стулья. Когда останется один ребенок- победитель, он залезает на стул и кричит: "Ура победителю!" Все проигравшие хором издают звуки, которые они издавали во время игры.

ИГРА "ПОХВАЛИЛКИ".

Содержание: Ребёнок бросает мяч другому и говорит о нём что-нибудь хорошее (личностные качества, умения, хорошее поведение, внешность и т. п.). Тот отвечает: "Да, это так, я. (ловкий, а еще я. (и называет еще одну похвалу в свой адрес)".

"ПОССОРИЛИСЬ-ПОМИРИЛИСЬ".

Цель: Развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважением к товарищам.

Содержание: Из группы выбирают двух участников, им предлагается разыграть ситуацию "Поссорились". Затем воспитатель говорит :"Чтоб не обижаться, надо расслабляться". Детям демонстрируется мягкая игрушка, они её трогают, проверяют, действительно ли она мягкая, а затем сами стараются стать такими же "мягкими". Что дети чувствуют в этом случае (Обсуждение.)

Воспитатель предлагает детям проверить качества настоящего друга. Он начинает, а дети заканчивают: "Настоящий друг - это тот, кто. ", "Друзья всегда. ", "Если твой друг упал, то ты. ", "Качества настоящего друга. ".

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА "ПОЛИКЛИНИКА".

Цель: Вызвать у детей интерес к профессии врача; развивать умение творчески развивать сюжет игры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, сочувствие, сопереживание, доброту, отзывчивость, культуру общения; продолжить развитие речи.

Целевые ориентиры образования как социально-нормативные характеристики возможных достижений детей : игровое взаимодействие детей сопровождается речью, соответствующей по содержанию взятой роли; дети овладевают активной речью, включенной в общение; знают названия окружающих предметов и игрушек.

Методы : словесный, практический.

Приемы: объяснение, показ.

Форма: совместная игровая деятельность.

Оборудование: медицинский шкаф с медицинскими инструментами (градусник, шприц, шпатель, фонендоскоп, витамины, бинт и др., медицинская кушетка, халаты и шапочки для врача и медсестры.

Разыгрываются сюжеты: "На приёме у врача", "Вызов врача домой", "Поранил пальчик", "Болит горлышко", "Ставим укольчик", "Делаем прививку".

Игровые действия: Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает, смотрит горло, делает назначения.

Медсестра делает уколы, дает лекарство, витамины, смазывает ранки, забинтовывает. Больной приходит на прием к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме. Ее основные функции:

- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний) ;

- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния) ;

- коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Проводится коммуникативная игра.

Игра «Клубочек»

Цель: подружить детей друг с другом, помочь почувствовать, что каждый из них особенный и неповторимый, создать атмосферу доброжелательности.

Для проведения игры нужен небольшой клубочек цветных ниток.

Воспитатель говорит детям, что это не простой клубочек, а волшебный: он может подружить всех на свете детей и людей : «Закатись-ка ты, клубочек, к нам с ребятами в кружочек, нить длиннее растяни, подружиться помоги! Раз, два, три – нить волшебная лети! (нить обматывается вокруг пальца всех сидящих в кругу, воспитатель ведёт диалог : Меня зовут…

- Как тебя зовут?

- Ты хочешь дружить … .?

- Ты любишь играть? Во что больше любишь играть?

Ведущий: Какой замечательный клубочек, всех ребят подружил!

Публикации по теме:

Методические рекомендации для родителей и воспитателей «Как подготовить руку к письму» Рекомендации которые помогут в подготовке к школе. Хотим пожелать вам терпения и дать несколько рекомендаций, которые помогут в подготовке.

Методические рекомендации для учителей-логопедов по развитию речи детей раннего возраста Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного.

Методические рекомендации для воспитателей 1. Ознакомление с русским народным костюмом является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения русского прикладного искусства.

Методические рекомендации для воспитателей: «Народное творчество и любовь к родному краю» В условиях духовного возрождения общества стала ведущей реализация идей демократизации и гуманизации в образовательной политике, укрепления.

Методические рекомендации для воспитателей «Работа детей на огороде» Методические рекомендации для воспитателей «ДОСТУПНЫЕ ВИДЫ РАБОТ В ЦВЕТНИКЕ, ЯГОДНИКЕ, ОГОРОДЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ОБРАБОТКА.

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития 1. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности.

Методические рекомендации для воспитателей. Развитие познавательной активности детей старшей группы через экспериментирование .

Методические рекомендации по повышению компетентности родителей по воспитанию культуры безопасности у дошкольников Аннотация: Безопасность — совокупность знаний и умений человека, обеспечивающий определенный уровень защиты. В связи с этим традиционные.

Развитие коммуникативной компетентности участников педагогического процесса в логопедической группе для детей с ОНР Коммуникативная компетентность участников педагогического процесса предполагает сформированность речевой деятельности, различных способов.

Тренинг «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями» «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ» Продолжительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для воспитателей «Тренинг по развитию коммуникативной компетентности детей»
Опубликовано: 17 ноября 2018 в 19:48
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД