Светлана Шершнёва
Методические рекомендации к организации работы с дошкольниками по ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему в современном обществе. Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой в настоящее время, требующей решения самыми эффективными методами.
Работа по изучению правил дорожного движения в детском саду должна проводиться с детьми уже с первой младшей группы. При обучении детей правилам дорожного движения педагоги могут поставить следующие задачи:
- обучение детей безопасному поведению на дорогах;
- воспитание дисциплинированного и сознательного выполнения правил дорожного движения;
Публикация «Методические рекомендации к организации работы с дошкольниками по ПДД» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
- воспитание культуры поведения на дороге и в транспорте;
- обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
- формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидение опасных ситуаций, умение обходить их.
В младшем дошкольном возрасте мы ставим задачи, соответствующие данному возрасту:
-формирование целостного представления об улице, транспортных средствах, которые окружают ребёнка, с последующим выделением наиболее значимых для обучения правилам дорожного движения ситуаций и объектов;
-формирование представлений о расположении объектов окружающей действительности, об их внешних свойствах, о функциональных особенностях предметов, необходимых для игр по правилам дорожного движения;
- обучение познавательным действиям с материалами, необходимыми для организации игр по правилам дорожного движения и ориентировке в пространстве;
-обучение игровым и речевым образным действиям, которые помогают понять и представить элементарные правила поведения на улице, на дороге, в процессе сюжетных подвижных игр («Красный, зелёный свет») с использованием игровых атрибутов (светофор, знаки, руль);
-развитие слухового внимания (сигнал автомобиля, звуки движущегося транспорта и т. д.);
-формирование представлений о труде взрослых;
-обучение отражению в речи содержания выполненных игровых действий (загорелся красный свет – стоять, зелёный - идти и т. д.)
-развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений, способности взаимодействовать с окружающими взрослыми и детьми.
С каждым возрастным этапом мы усложняем эти задачи, расширяем объём и содержание изучаемого материала. В среднем возрасте кроме формирования представлений об улице, транспорте, мы даём детям представление о возможных реакциях собственного тела; определение относительности движения от себя, от объекта в игровой ситуации. Расширяем, уточняем и формируем новые представления о расположении объектов окружающей действительности, об их внешних свойствах, функциональных особенностях предметов и их заместителях.
А в старшем возрасте у дошкольников уже формируем представление об алгоритме поведения на проезжей части дороги. Расширяем и уточняем знания о себе и окружающем мире, необходимые для соблюдения правил дорожного движения. Обогащаем представление детей о возможных ситуациях на улице и учим правильно их решать. Даём возможность самостоятельно создавать игровые ситуации и находить возможные выходы из них, используя свой опыт и полученные знания.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах в детском саду должна проводиться систематически по плану и постоянно в течение всего пребывания ребёнка в детском саду. Она охватывает все виды деятельности, входит во все разделы и направления программы воспитания и развития дошкольника :
- игра;
- организованные формы обучения во время НОД;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- художественная литература;
- развитие речи;
- ознакомление с окружающим;
- конструирование;
- изобразительное искусство.
Для наиболее эффективного обучения детей ПДД необходимо создать развивающую среду в групповой комнате, на участке. Игровые модули в соответствии с ФГОС должны быть мобильные и доступные для детей. Любое полученное знание должно закрепляться на практике во время игр, упражнений, проигрывания различных ситуаций, иначе оно или не отложится в памяти или недостаточно закрепится. Дети будут сомневаться в правильности своих действий. Поэтому развивающая среда значительно поможет повысить уровень как теоретических, так и практических знаний у дошкольников. Использование такого метода как «повтор», наблюдение, также поможет закрепить знание ПДД.
Дети с удовольствием помогут сделать необходимые атрибуты для игры. А если эту работу организовать в форме проекта, то к ней можно подключить и родителей и социальных партнёров. Родители примут участие в конкурсах (например, рисунка, изготовление какого-либо муляжа дороги, светофора и т. д., костюмов, газет альбомов и многого другого). Сотрудники ГИБДД проведут встречу с детьми и их родителями, проведут уроки ПДД. Сотрудники музея познакомят детей с историей дорог и транспорта в городе. Школьники покажут театрализованные представления по безопасности поведения на дорогах.
Использование художественной литературы и привлечение в игру сказочных героев повышает у детей интерес и даёт необходимый эффект для полноты знаний о правильном поведении на дорогах, улице и в транспорте. Для закрепления можно использовать учебные мультфильмы, различные виды кукольного театра.
Рассмотрим более подробно в какой деятельности какие формы работы можно использовать :
1. Игровая деятельность.
- Сюжетно-ролевые игры «По дороге в детский сад», «Экскурсия по городу», «Мы - водители», «В автошколе», «Инспектор ДПС».
Цель: развивать у детей умение следовать правилам игры, учить соответствовать выбранной роли, учить распределять роли в соответствии с желаниями ребят, учить договариваться.
- Дидактические игры: «Автобусы», «Кто на чём едет?», «Водители», «Пешеходы», «Светофор», «Весёлый трамвай».
Цель: учить детей различать дорожные знаки; закреплять знания о правилах дорожного движения; расширять знания о правилах поведения пешехода и водителя на дороге.
- Настольно-печатные игры «На дороге», лото «Профессии», «Мы водители», «Собери автомобиль».
Цель: развивать умение играть сообща, соблюдая правила, развивать речь детей.
- Словесные игры: «Продолжи ряд слов», «Водители», «Кто прав?», «Я - пешеход», «Мы – пассажиры», «Угадай по описанию».
Цель: расширять знания детей о правилах поведения на дороге, закрепить правила поведения в общественном транспорте, учить составлять предложения и небольшие рассказы, развивать мышление и память.
2. Художественно-речевая деятельность.
Цель: развивать выразительность речи детей, учить слышать и слушать, учить составлять рассказы по сюжетным картинкам, развивать мышление и расширять словарный запас детей.
- Чтение стихов и небольших рассказов о транспорте и безопасности на дороге.
- Беседы: «Профессия - водитель», «Как переходить улицу», «Игры около дороги», «Правила дорожные», «Что делать, если ты идёшь один».
- Чтение пословиц и поговорок о транспорте и правилах поведения на дороге и в транспорте, загадки.
3. Музыкально-театрализованная деятельность.
Цель: учить импровизировать, слышать музыку и придумывать подходящие движения, учить исполнять танец по показу воспитателя.
- Танец по показу под музыку, песню (например, группы Барбарики «Бибика»).
- Слушание музыки, песен.
4. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, учить быть внимательным в работе.
5. Выставка книг в группе «О машинах и не только…»
Цель: прививать любовь к чтению, учить слушать и слышать.
6. Продуктивная деятельность.
- Рисунок: «Машины бывают разные», «Перекрёсток».
- Аппликации: «Грузовик», «Дорога», «Светофор».
- Лепка: «Транспорт», «Автомобиль», «Светофор».
- Коллективная работа «Какие бывают машины».
7. Совместная работа с родителями : коллаж на тему: «Безопасность на дорогах», альбом «Дорожные знаки», газета «Азбука дорожного движения», музей транспортных средств, выставки поделок, связаннных с ПДД, Памятка юного пешехода.
Цель: развивать творческие способности детей, активизировать совместную деятельность детей и родителей, закреплять ПДД.
8. Выставка различных видов автомобилей и спецтехники.
Цель: привлечь внимание детей к различным видам техники и её назначению, расширять кругозор детей, знакомить с различными видами техники.
9. Оформление в группе уголка по правилам дорожного движения.