МААМ-картинки

Методические рекомендации «Музыкальный уголок в детском саду»

Ттьяна Куркина
Методические рекомендации «Музыкальный уголок в детском саду»

Методические рекомендации для воспитателей

«Музыкальный уголок в Детском саду»

Музыкальный руководитель Куркина Т. В.

Музыкальное воспитание включается в образовательную область «Художественно-эстетическое» и направлено на развитие эмоциональных качеств детей. Как вид искусства, музыка включает в себя инструментальное исполнение, пение и танец. Таким образом, музыкальные занятия способствуют разностороннему развитию детей: совершенствуются слуховое восприятие и навык устной речи, овладение чувством такта и ритма пригодится в математических упражнениях в будущем, пополняется словарный запас.

Публикация «Методические рекомендации „Музыкальный уголок в детском саду“» размещена в разделах

Малыши 1,5–3 лет учатся извлекать звук из простых инструментов, знакомятся с понятиями «мелодия», «ритм»

Основные формы музыкального образования в детском саду — типовые и интегрированные занятия в музыкальном зале. Оформлением зала и проведением занятий занимается музыкальный руководитель. Воспитатель сопровождает группу и выполняет организаторскую функцию: делает ритмические упражнения вместе с воспитанниками, при необходимости осуществляет показ каких-либо действий, присоединяется к хоровому пению, распределяет роли в музыкальных играх и драматизациях.

Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях детей и выполняет организаторские функции

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей заключается в повторении с ними изученного материала, совершенствовании имеющихся умений и навыков. Музыкально-ритмические игры, прослушивание аудиозаписей и исполнение песен включается в занятия НОД (непосредственно-образовательной деятельности, на прогулках, во время досуга второй половины дня. Предметно-пространственная среда группы содержит необходимую материальную базу — оформляется музыкальный уголок.

В музыкальном уголке дети закрепляют знания, полученные на занятиях с музыкальным руководителем Детям нравится играть и творить в музыкальном уголке

В центре музыкального развития воспитатель проводит занятия в групповой форме: дети совместно с педагогом вспоминают танцевальные движения, разучивают песни, продолжают знакомиться с творчеством известных композиторов. Атмосфера и содержание уголка побуждают воспитанников к самостоятельному изучению музыкальных инструментов, проявлению творческих способностей в танце, пении, сочинении мелодий.

Цель создания музыкального уголка в детском саду — развитие творческих способностей детей, формирование способности эмоционально откликаться на песенные и музыкальные образы, воспитание культуры слушания. Дети слушают инструментальное или голосовое исполнение мелодий, пробуют передать словами или движениями те чувства, которые испытывают. Существует много психологических исследований на тему важности музыки в раннем развитии детей. У тех, кто с первых лет жизни активно слушал музыкальные произведения и раскрывал свои таланты в этой сфере, наблюдается высокий уровень интеллекта, в т. ч. математические способности.

Психологами и педагогами отмечается влияние активной музыкальной деятельности в раннем детстве на развитие мыслительных способностей. В музыкальном уголке дети становятся активными участниками инструментальной деятельности

Образовательные и развивающие задачи функционирования уголка определяются календарно-тематическим планированием музыкальных занятий : в уголке дети повторяют новую информацию, закрепляют и развивают умения. Воспитатель согласовывает работу уголка с музыкальным руководителем : какие произведения включить для прослушивания, что требует обязательного повторения. Допускается давать детям дополнительную информацию в музыкальном уголке («Африканские ритмы», «Что такое укулеле», но не проводить занятия с опережением занятий в музыкальном зале.

Задачи организации и работы музыкального уголка

Возрастная группа Задачи

Образовательные Развивающие Воспитательные

Младшие дошкольники (1,5–4 года) Повторение изученного на музыкальных занятиях :

• Элементарные представления о мелодии, ритме, темпе.

• Названия и звучание музыкальных инструментов. • Развитие слухового восприятия.

• Развитие эмоционального отклика на музыкальные образы.

• Развитие координации движений.

• Формирование умения играть на музыкальных инструментах.

• Развитие голосовых данных. • Воспитание внимательности в слушании и исполнении.

• Формирование ответственности в выполнении заданий.

• Создание устойчивой мотивации к коллективной деятельности.

• Формирование чувства прекрасного, поощрение стремления к созданию красивых образов в обыденной деятельности.

Средняя группа (4–5 лет) Работа по теме темам музыкальных занятий :

• Закрепление представления о музыке как виде искусства : средствах музыкальной изобразительности, жанрах.

• Знакомство с композиторами.

• Знакомство с группами музыкальных инструментах (ударные, духовые, струнные).

• Обучение выразительному и хоровому пению. • Развитие умений музицировать, танцевать, петь.

• Развитие способности к импровизации в различных видах музыкальной деятельности.

• Побуждение к сочинительству (напева, мелодии, танцевальной композиции).

Старшая группа (5–6 лет) • Включение в активный словарный запас музыкальных терминов : легато, стаккато, форте, пиано, мажор, минор и др.

• Знакомство с классическими и современными композиторами, авторами детских песен. • Развитие чувства ритма.

• Формирование умения передавать в творческом исполнении своё настроение.

• Развитие умения сольного выступления.

Подготовительная группа (6–7 лет) • Расширение знаний о музыкальной культуре стран и народов мира.

• Знакомство с видами музыкальных театров : опера, оперетта, балет, мюзиклы. • Развитие сольного и коллективного исполнения песен и танцев.

• Совершенствование различных видов слуха (ритмического, звуковысотного и др.).

В музыкальном уголке дети становятся активными участниками инструментальной деятельности

Оформление музыкального уголка в детском саду

Музыкальный уголок в помещении группы оформляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материальная база пополняется с каждым годом обучения в детском саду. Так, для младших дошкольников подбираются музыкальные игрушки, а старшие ребята учатся играть на настоящих инструментах.

Для самых маленьких инструментальная база музыкального уголка состоит из игрушек : свистульки, неваляшки, молоточки, погремушки

Часть предметов для занятий в музыкальном уголке изготавливается своими руками. К продуктивному творчеству рекомендуется привлекать детей и их родителей: усиливается мотивация к музицированию с теми инструментами, которые воспитанники сделали самостоятельно (маракасы, барабаны, трещотки и др.). Например, контейнеры из-под «Киндер-сюрприза» наполняются крупой, прикрепляются к палочкам — получились погремушки. По этой же схеме делаются маракасы, только нужны пластиковые контейнеры большего объёма (из-под питьевого йогурта). Подобие бубна делается из нанизанных на толстую проволоку бутылочных крышек. Барабан легко сделать из широкой банки с пластиковой крышкой (майонезной, а тамтам — из высокой тубы от чипсов «Принглз».

Бросовый материал и активная фантазия — то, что необходимо для изготовления необычных музыкальных инструментов

В музыкальном уголке для всех возрастов присутствуют бутафорские музыкальные инструменты : нарисованные на картоне, сделанные из папье-маше. Из них нельзя извлечь звук, зато они передают внешний вид сложных инструментов (пианино, аккордеон, арфа, например) и могут быть использованы в игровой деятельности.

Бутафорские инструменты выполняют образовательную задачу (формируют представления о настоящих инструментах) и служат атрибутами для игр

Мебель для музыкального уголка выбирается деревянная или пластиковая, можно использовать мягкие модули в качестве мест для сидения. Дидактические материалы и инструменты хранятся на полках и в ящиках, часть инструментов можно разместить на стене.

Часть инструментов можно красиво расположить на стене уголка

Музыкальный уголок для детей 1,5–4 лет оформляется на сюжетной основе, для воспитанников 5–7 лет — на дидактической. Приведём пример. В младшей группе функционирует уголок «Театр папы Карло» : на полках стеллажа находятся музыкальные игрушки и инструменты из бросового материала, рядом организован столик с ширмой, ребят ждут куклы-персонажи сказки «Буратино, или Золотой ключик». В старшей группе организован развивающий уголок «Музыкальная карусель» : выделена полка с дидактическими и настольно-печатными играми, информационный стенд регулярно обновляется текстами песен, портретами композиторов, фотографиями различных видов музыкального искусства (опера, балет, народные жанры).

Для младших дошкольников оформление музыкального уголка строится на сюжетной основе, в данном случае — по сказочным мотивам

Требования к оформлению музыкального уголка

1. Оптимально удобное расположение. Музыкальный уголок организуется в зоне творческой активности: рядом с центрами ряжения и театрализованной деятельности. Самостоятельные игры-драматизации, например, часто проходят с использованием детьми материалов одновременно каждого из названных уголков : в уголке ряжения дети выбирают костюмы и распределяют роли, в театрализованном уголке разыгрывают сценку под аккомпанемент на инструментах из музыкального уголка.

2. Соответствие оборудования и материалов возрасту воспитанников. В свободном доступе для детей находятся инструменты, на которых они учились играть во время музыкальных занятий. Наглядные материалы для младших воспитанников — поющие игрушки, простые инструменты (органчики, дудочки, свистульки, погремушки, тематические альбомы с картинками; для старших — инструменты сложнее (балалайки, ксилофон, иллюстрированные энциклопедии, мини-выставки.

3. Эстетичность. Музыкальный уголок внешне привлекателен для воспитанников. Они могут участвовать в украшении: рисовать плакаты вместе с воспитателем, оформлять стенд и стенгазеты, создавать рисунки и поделки на тему музыки.

4. Безопасность. Для всех зон предметно-развивающей среды выбирается мебель из экологически безопасных материалов. Выставка инструментов организуется на столике (навесные полки не рекомендуются). Детские балалайки, гитары, гусли должны быть с пластиковыми струнами (лопнувшая металлическая струна опасна). Акустическая система или магнитофон для проигрывания аудиозаписей, а также источники питания (электрическая розетка, тройник) находятся вне досягаемости детьми.

5. Наличие аудиопроигрывателя (магнитофона, акустической системы) и коллекции аудиозаписей: сборники детских песен, народной и классической музыки, музыкальные аудиосказки.

Паспорт музыкального уголка

Паспорт предметно-развивающей зоны — это информационный документ, в котором даётся характеристика центра активности, описание материальной базы и перечень игр и упражнений для детей. Паспорт музыкального уголка составляет воспитатель группы, согласовывает его с музыкальным руководителем и администрацией детского сада. Хранится этот документ в папке педагога и предоставляется к ознакомлению коллегам, молодым специалистам, родителям воспитанников.

Шаблон паспорта музыкального уголка :

• Название уголка, для какой возрастной категории детей предназначен.

• Задачи уголка (кратко).

• Предметы мебели, количество.

• Электроприборы, если есть (акустическая система/проигрыватель/магнитофон, телевизор, проектор).

• Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, иллюстрации, тематические альбомы с картинками, энциклопедии).

• Перечень музыкальных инструментов, количество.

• Дидактические и настольные игры.

• Наборы для игр-драматизаций и сюжетно-ролевых игр.

• Картотека музыкально-ритмических упражнений и игр.

Фрагмент паспорта музыкального уголка первой и второй младших групп (перечень материальной базы)

• куклы-неваляшки;

• образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);

• игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

• игрушки-инструменты со звуком неопределё нной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) ;

• атрибуты к музыкальным подвижным играм : флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

• ширма настольная с перчаточными игрушками;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей;

• поющие и двигающиеся игрушки;

музыкальные картинки к песням.

Как назвать музыкальный уголок

Вариантов названия центров творческой активности — множество. Сама атмосфера искусства и эстетичность оформления уголка активизирует фантазию, поэтому рекомендуется подобрать название вместе с воспитанниками. Можно дать задание придумать вместе с родителями название музыкального уголка и эмблему. Необычные названия вызывают повышенный интерес к изучению материалов развивающего центра, традиционное именование показывает, что уголок является площадкой образовательного процесса, а не развлечением.

Классические названия: «Музыкальный уголок/островок/калейдоскоп/киоск», «Центр музыки», «Музыка и мы», «Весёлые нотки».

Классическое название понятно детям и настраивает на серьёзное отношение к занятиям

Креативные названия: «Скрипичный ключ приглашает/Школа скрипичного ключа», «Музыкальный городок», «Доремишка», «Домисолька», «Музыкальная палитра/страна», «Нотный град», «Лейся, песня!», «Играй, гармонь!», «Радуга мелодий», «От нотки к нотке», «Мелодии детства», «Территория музыки», «Музыкальная гостиная».

Классическое название понятно детям и настраивает на серьёзное отношение к занятиям

Забавные названия привлекают и вызывают положительные эмоции у детей

Оснащение музыкального уголка

Первая и вторая младшие группы • Неозвученные музыкальные игрушки : погремушки, трещотки, органчики;

• озвученные поющие и двигающиеся игрушки;

• иллюстрации к детским песенкам;

музыкальные («поющие») книжки;

детские музыкальные инструменты : дудочки, бубны, колокольчики;

• атрибуты для ритмико-музыкальных игр : флажки, искусственные листья и цветы, ленты, платочки;

атрибуты для игр-инсценировок: наборы фигурок-персонажей сказок, куклы на руку или на пальчик.

Средняя группа • Детские музыкальные инструменты дял младших дошкольников сохраняются для самостоятельного музицирования и игр, к ним добавляются: гармошки, балалайки, барабан, металлофон;

• сборники детских и народных песен с красочными иллюстрациями;

• дидактические игры музыкальной тематики : «Найди на картинке все музыкальные инструменты», «Найди одинаковые нотки», «Угадай песню по картинке», «Кто лишний в оркестре?»;

дополнение к игровым атрибутам: маски животных;

• для драматизаций пополняется набор перчаточных кукол по мере изучения воспитанниками литературных произведений.

Старшая группа • К предметам для музицирования добавляются инструменты-самоделки из бросового материала, игрушки-инструменты: пианино, флейта, треугольник, аккордеон;

• иллюстрации для изучения цикла «Времена года»;

• плакаты с группами музыкальных инструментов;

• портреты композиторов;

• дидактические игры пополняются музыкальным лото и домино;

• дополнение к атрибутам танцевальных и музыкальных игр : шарфики, элементы народных костюмов (кокошник, платок, жилетки);

для драматизаций: набор раскладных ширм, простые марионетки.

Подготовительная группа • Обширная подборка детских музыкальных инструментов, в т. ч. самодельных;

• иллюстрированные альбомы «Русский балет», «Танцы народов мира», «Энциклопедия инструментов», «Симфонический оркестр»;

пополнение в настольно-печатных играх: «Музыкальные ребусы», «Нота, я тебя знаю!», «Пианино-караоке»;

• коллекция атрибутов и головных уборов к танцевальным импровизациям и играм-инсценировкам.

Работа в музыкальном уголке детского сада

Деятельность воспитанников в музыкальном уголке осуществляется в совместных с воспитателем занятиях — индивидуальных или в подгруппе, и в самостоятельной форме. Воспитатель работает с детьми в уголке по указанию музыкального руководителя : с кем необходимо поработать над танцевальными умениями, с кем повторить песню, когда закрепить изученный материал.

Но чаще дети самостоятельно проявляют активность в музицировании и танцах. Воспитатель продумывает и оформляется музыкальный уголок так, чтобы он был востребован ребятами, принимает незначительную роль в организации самостоятельных игр. Стимулировать интерес к занятиям в уголке помогают сюрпризные моменты («К нам в уголок доставили посылку шапочками для танца!», «У куклы Светы сегодня именины, давайте устроить в честь праздника небольшой концерт!», «Я вчера узнала правила музыкального лото и хочу рассказать вам о них!», предварительное изучение наглядных материалов и прослушивание аудиозаписей.

Виды деятельности в музыкальном уголке

1. Подвижные игры. Проводятся с обязательным музыкальным сопровождением. Ведущим в подвижных играх с младшими и средними дошкольниками является воспитатель, дети старшего возраста выбирают ведущего самостоятельно.

Пример игры для малышей: «Карусель». Воспитатель надевает пояс с висящими широкими лентами, становится в круг детей, малыши берутся за ленты. Звучит музыками, дети движутся в одном направлении под музыку, закручивают ленты вокруг воспитателя, по команде меняют направление.

Подвижная игра для старших дошкольников — «Лётчики» : ведущий даёт команду, дети выполняют («Лётчики, заводим мотор!» — делают вращательные движения руками, «Взлетаем!» — разводят руки в сторону, начинают двигаться, «Совершаем посадку!» — замедляются, останавливаются, каждая посадка предполагает включение на проигрывателе отрывков национальных песен, дети должны двигаться в такт.

2. Танцевальные импровизации. Под музыку дети исполняют танцевальные движения. Сезонные танцевальные импровизации проводятся с соответствующими атрибутами: осенью — с искусственными веточками, зимой — с бумажными снежинками, весной и летом — с цветами и веночками. Для импровизаций с элементами национальных танцев используются бубны (тарантелла, кастаньеты (средиземноморские танцы, платочки и деревянные ложки (русские народные танцы, маракасы (латиноамериканские мотивы).

3. Музыкальные импровизации. Обычно дети включают их в сюжетно-ролевые игры: «Оркестр», «Праздничный концерт». Для музыкальных импровизаций старших дошкольников выбирается ведущий — дирижёр, между остальными участниками игры распределяются роли музыкантов — скрипач, барабанщик, флейтист, аккордеонист и т. д. «Дирижёр» даёт команду, когда вступать в игру каждому из «музыкантов», когда прекращать исполнение.

4. Дидактические игры. С младшими воспитанниками педагог проводит игры на узнавание звучания инструментов (за ширмой играет на инструменте или включает аудиозапись, а дети называют инструмент, на определение характера музыки ( дети показывают картинки эмоционального состояния или условное обозначение для звучащей мелодии: грустная, спокойная, весёлая, на воспроизведение звукового рисунка (детям предлагается голосом показать изображё нный узор: линия с изгибами — мелодия плавная, линия постепенно стремится вниз — переход от громкого звучания к тихому и т. д.). Для детей постарше подходят игры на определение сильной доли в музыкальном отрывке (показывают сильное место на карточке, на угадывание знакомых музыкальных композиций (игра «Цветик-семицветик» : на каждом лепестке — иллюстрация к произведению, название которого нужно вспомнить) и композиторов (игра «Грампластинки» : отгадав имя композитора, чьё произведение звучит, дети наклеивают на пластинку карточку с портретом автора).

5. Игры-драматизации. Инсценировка знакомых детям сказочных сюжетов предполагает эмоциональное раскрытие персонажей в соответствии со звучащей музыкой. Музыкальные игры-драматизации в детском саду : «Лиса и заяц», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок», «Серая шейка».

Анализ оформления и работы музыкального уголка

Эффективность организации музыкальной среды в группе и работы в рамках развивающего уголка определяется востребованностью детьми, устойчивым интересом к самостоятельной деятельности.

Воспитатель проводит анализ музыкального уголка по критериям :

• соответствие материалов уголка возрасту воспитанников;

• разнообразие музыкальных игрушек и детских инструментов, атрибутов для музыкальных игр;

• разнообразие фонотеки;

• внешняя привлекательность.

Дети утрачивают интерес к предметной среде в том случае, если предметы для самостоятельных занятий сложны в освоении, они не умеют с ними обращаться. Старших детей не привлекает материальная база, состоящая из музыкальных игрушек, это наполнение для младших групп. В наборе игрушек и инструментов должно происходить постоянное обновление.

То же самое касается коллекции аудиозаписей и атрибутов для танцев и музыкальных драматизаций : когда ребёнок изучил материал, поиграл с ним, станцевал под песенку, ему вряд ли захочется возвращаться к повторению.

Привлекательность оформления можно определить по тем эмоциям, которые дети испытывают в уголке. Любопытно ли им изучать картинки на стенах и полках, хочется ли возвращаться в уголок, в хорошем ли настроении они его покидают.

Воспитатель выявляет недочёты в оборудовании и оформлении уголка, стремится исправить их и обогатить музыкальную среду в группе.

Работа в уголке анализируется совместно с музыкальным руководителем :

• усвоение и закрепление, полученных на музыкальных занятиях;

• эффективность индивидуальных занятий с отстающими воспитанниками/испытывающими трудности в каких-либо видах музыкальной деятельности;

• степень развития музыкальных способностей, творческого самовыражения у детей.

Грамотная организация музыкальной зоны для каждой возрастной группы способствует развитию интереса у детей к миру музыки. Они ярче чувствуют эмоциональную сторону мелодий и песен, выражают своё настроение в танцевальных импровизациях. Главная задача музыкального воспитания в детском саду — сформировать у ребёнка культуру слушания и восприятие звучащих образов.

Публикации по теме:

Уголок по ПДД в детском садуУголок по ПДД в детском саду В нашем детском саду был проведен смотр-конкурс: «Лучший уголок ПДД». С целью создания условий для воспитательно — образовательного процесса,.

Уголок экспериментирования в детском садуУголок экспериментирования в детском саду Фотоотчет. Уголок экспериментирования в детском саду Иванова Елена Владимировна. Поставить эксперимент - это как срезать длинный обходной.

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации к оформлению выставки в детском саду» Консультация для воспитателей на тему: «Методические рекомендации к оформлению выставки в детском саду» Содержание 1. Организация и оформление.

Методические рекомендации «Неделя открытого показа в детском саду, или Как интересно провести НОД с дошкольниками» Готовясь к непосредственно образовательной деятельности с детьми в рамках недели открытого показа для коллег, любой, даже самый опытный.

Музыкальный театр в детском саду как средство формирования творческой личности На современном уровне общественного развития все большую актуальность приобретает творческий, креативных подход к решению различных задач.

Экспериментальный уголок в детском садуЭкспериментальный уголок в детском саду .

Методические рекомендации по организации и методике проведения прогулки в детском саду Организация и методика проведения прогулки в детском саду. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на.

Особенности профессии «Музыкальный руководитель» в детском саду Музыкальный руководитель детского сада — это особая профессия. И появилась она относительно недавно — в послевоенные годы (1948 г.). До.

Уголок ПДД в детском садуУголок ПДД в детском саду Огромную роль в воспитании детей имеет знание правил дорожного движения. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная.

Уголок уединения в детском садуУголок уединения в детском саду Уголок уединения в детском саду Поскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Малыша.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Музыкальный уголок в детском саду»
Опубликовано: 26 октября 2019 в 17:54
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД