Папки-передвижки

Методические рекомендации по организации проектного метода с педагогами ДОУ «Метод проектов»

Марина Белова
Методические рекомендации по организации проектного метода с педагогами ДОУ «Метод проектов»
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Уникальным средством повышения профессионально - личностного потенциала, уровня квалификации и компетенции педагогических работников, способом реализации комплексного подхода к образованию является технология проектирования.

Участвуя в проектировании, человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяет обстоятельства и самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная форма участия в жизни.

Публикация «Методические рекомендации по организации проектного метода с педагогами ДОУ „Метод проектов“» размещена в разделах

Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Метод проектов – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личностным интересом. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (определение В Килпатрика). Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса, Е. Паркхарста. Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с разработками американских педагогов. Метод преподносился как комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:

• определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов группового обсуждения, круглого стола);

• выдвижение гипотезы их решения;

• обсуждение методов исследования (статестических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);

• сбор, систематизация и анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

• выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Из этого определяются и этапы разработки и проведения проекта (его структуры):

• презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

• выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

• обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, обсуждение возможных источников информации для изучения выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов;

• работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

• защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;

• выдвижение новых проблем.

Использование проектного метода в воспитательно-образовательном процессе актуально по целому ряду причин. Во-первых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личный рост и самореализацию. Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Подобное явление необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом. Инициатива всегда же предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил. Ребенок, проявляющий инициативу, должен ориентироваться в окружающей его действительности, понимаемой как определенная культура, имеющая свою историю. Обеспечить такую ориентировку призваны общие способности. Мы понимаем способности в контексте культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теории деятельности. Способности выступают в качестве психологического инструмента, позволяющего ребенку осуществлять движение в пространстве культуры. При этом, подчеркнем еще раз, познавательная инициатива представляет собой выход за пределы культуры. Но как культурно-адекватным способом можно предъявить выход за пределы культуры? Разрешить эту проблему может проектная деятельность. Именно она позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно значимого продукта, то есть в виде некоторого культурного образца (или нормы).

Подобная трактовка детской инициативы и ее реализации в проектной деятельности основана на проведенных исследованиях (начиная с 2000 года). Они осуществлялись в дошкольных образовательных учреждениях г. Новоуральска и на базе ресурсного центра «Маленький гений» г. Москвы. Результаты работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия. Умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры для совместной деятельности.

Что предполагает совместная проектная деятельность в дошкольном учреждении? Речь идет о насыщенном образовательном содержании, соответствующем высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Умение пользоваться методом проектов – показатель прогрессивной методики обучения и развития педагогов.

Дж. Дьюи трактует метод проектов «как способ обучения через делание», когда ребёнок сам непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, когда у него развивается способность предвидеть результат своей деятельности в интеллектуальной, нравственной и социальной сферах. Опыт немыслим без активности личности и всегда эмоционален, поэтому процесс развития ребёнка возможен лишь как деятельность, которая формирует личный опыт.

Для того, чтобы формировать у ребёнка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние, педагогам необходимо учитывать три основных внешних условия:

• общение со взрослыми и сверстниками;

• субъективная позиция ребёнка в деятельности;

• направленность деятельности на познание окружающего мира.

Также необходима планомерная проектная работа по поэтапной организации поисковой деятельности, рассчитанная на длительный промежуток времени. Поэтапная реализация задач предполагает некоторые особенности.

Так, задачами первого этапа (подготовительного) являются: стимулирование познавательных мотивов осуществления деятельности; обогащение чувственной сферы; накопление информации об окружающем мире. Решение поставленных задач осуществляется посредством объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, объяснение, демонстрация картин и видеофильмов, чтение художественной литературы и др., репродуктивных методов (деятельность по заданному алгоритму).

Второй этап (основной) направлен на овладение способами решения возникающих перед ребёнком проблем. Основными методами реализации этого этапа являются проблемные и поисковые (наблюдение, практическое экспериментирование и опыты, моделирование, решение логических задач, мозговой штурм). В процессе элементарной поисковой деятельности ребёнок подбирает творческие способы решения проблемных ситуаций. Результатом этого этапа является перевод чувственной модели окружающего мира в знаковую и формирование интеллектуальной компетентности, предполагающей высокую степень познавательной активности. Овладение способами деятельности даёт возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать собственную деятельность. Также этот этап характеризует овладением действиями моделирования. Моделирование – это вид знаково-символической деятельности, которой предполагает исследование не конкретного объекта, а его модели (Л. А. Венгер).

Третий этап (этап совершенствования) призван обеспечить формирование самостоятельности, инициативности и способности оценивать свою деятельность и деятельность другого человека.

Как известно, до пяти лет ребёнок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям каждого ребёнка, изучение его интересов позволяет без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дошкольники этого возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослыми, если эти задания удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

Таким образом, работа в качестве воспитателя - руководителя проектов очень важна и полезна. Руководство деятельностью воспитанников позволяет совершенствовать умение дифференцированно подходить к обучению детей. Кроме того, и для самого педагога важно включение в исследовательско-творческую деятельность, открытие для себя нового как в содержании проекта, так и в методике его реализации.

Педагогическая практика показывает, что проектный метод, прежде всего, расширяет и совершенствует интеллектуальный, творческий потенциал педагога и обеспечивает переход на качественно новый уровень педагогического процесса. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуется серьёзная подготовка педагогов, их профессиональная компетентность к организации проектирования.

В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объём навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; направление профессионализации; теоретическая и практическая готовность к труду; способность к сложным культуросообразным видам действий; основанный на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности.

Диалектика профессионального становления педагога, центральной линией которого является развитие профессиональной компетентности (по А. А. Майер, может трактоваться как результативное восхождение к вершинам профессии, где личностный компонент, т. е. вклад личностного развития, определяет качественную трансформацию, а деятельностный компонент, фиксирующий этапность восхождения, определяет количественные характеристики профессионализации.

Профессиональная компетентность может рассматриваться как сумма частных компетентностей (результатов отдельных этапов профессионального становления, образующих новое качество. Каждый уровень профессионального становления самодостаточен на определённом этапе профессионализации (вхождении, адаптации, интеграции и т. д.).

Согласование уровней и этапов приводит к выработке оптимальных механизмов подготовки педагогических работников. Условием, обеспечивающим преемственность и согласованность этапов и уровней профессионального становления педагога, выступает механизм управления, основанный на определённых закономерностях и принципах.

С определением уровня профессиональной компетентности педагога дошкольного образования связана задача выявления специфики (психолого-педагогических характеристик) профессионально-педагогической деятельности, обусловленной такими факторами, как личность и деятельность педагога при его взаимодействии с предметом (культурой и её моделью – содержанием дошкольного образования) и объектом труда (ребёнком дошкольного возраста). Анализ многочисленных исследований данной проблемы (А. А. Воротникова, М,И. Лукьянова, С. Я. Ромашиной и др.) позволил установить, что специфические характеристики профессионально- педагогической деятельности в дошкольном учреждении распространяются на все компоненты профессиональной компетентности педагога, к которым относятся:

- личность;

-компетенция и подготовленность (знания, обусловленные целью, содержанием и технологией воспитания, обучения и развития);

-профессионально-педагогические умения, готовность (знания педагога реализуются в практической деятельности);

-психолого-педагогическая деятельность в целом, что влияет на результаты образовательной практики.

Рассмотрение характеристик и отдельных линий развития профессионализации позволяет системно представить процесс формирования профессиональной компетентности педагога и выделить факторы его успешности.

• Творчество педагога (эмпатия - основной механизм, обеспечивающий природосообразность образования человека, рефлексия выступает как механизм адекватного культурообразования общечеловеческого опыта).

• Профессиональная и личностная готовность (совокупность эмоционально-ценностных, личностных качеств, познаний, позволяющий быть эффективными в труде, добиваться продуктивных результатов и саморазвиваться средствами профессии).

• Способность к проектированию и реализации профессиональной деятельности и собственного развития.

Таким образом, становление и повышение профессиональной компетентности является многоуровневым и многоэтапным процессом системного преобразования опыта педагога в ходе взаимодействия с профессионально-педагогической культурой (содержанием своей деятельности) и объектом труда – ребёнком (целью профессиональной деятельности). Нормативная модель профессиональной компетентности представлена совокупностью блоков мотивационной, теоретической, технологической и результативной готовности к труду.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагогов и в первую очередь умение грамотно и творчески перейти от простого/традиционного выполнения требований программ дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формирования их компетентности в различных областях и развития общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении. Компетентный педагог должен умело выбрать, изучить, разработать и апробировать из предлагаемых современных парциальных программ и пособий в сочетании с принципами дошкольной дидактики и соотнесения их со спецификой конкретного дошкольного учреждения.

Актуальность рекомендаций заключается в интеграции усилий методической работы дошкольного учреждения для развития и активизации профессиональных качеств личности педагога. Формирование позиции педагога, соответствующей новым требованиям к его компетентности. Кроме того, объяснение принципов проектирования в работе с детьми, практическое их освоение сначала на учебных упражнениях, а затем и в процессе разработки комплексного содержания обучения дошкольников по отдельным познавательным темам.

Для этого была разработана система мероприятий, включающая следующие формы, методы и приёмы педагогической работы: анкетирование, семинары, круглый стол, деловая игра, посещение занятий, индивидуальные консультации, тренинги и пр.

Цель системы мероприятий – развитие у педагогов профессиональной компетентности к реализации проектного метода в педагогической деятельности.

Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему методических мероприятий основывается на системном, комплексном подходе, базирующемся на анализе. Это способствует выявлению противоречий в работе, определению главной цели и задач дальнейшей деятельности, что позволяет выработать план действий, реализующийся при целенаправленном руководстве и контроле деятельности педагогов.

Такое понимание сущности проектного метода в образовании создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики и педагогической теории.

Для внедрения проектного метода и соответствующих перемен коллектив дошкольного учреждения должен быть готов к использованию современных проектов, технологий и методов, т. е. к работе в режиме развития.

Особенностями такого переходного периода являются:

- появление новых условий (запрос социума);

- появление дополнительных ресурсов;

- расширение внешних социальных связей дошкольного учреждения;

-привлечение родителей к активным партнёрским отношениям с дошкольным учреждением;

-использование теоретической базы для проектирования нововведений.

Результативность:

1. Работа над проектом стимулирует саморазвитие и способствует повышению педагогической компетентности.

2. Развивает интеллектуальные, коммуникативные способности и инициативность.

3. Формирует ответственность, самостоятельность.

4. Реализует творческую активность, эмоциональность.

ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН

Сентябрь

1. Анкетирование педагогов: «Участие в проектной деятельности».

2. Консультация: «Сущность проектного метода, этапы и технология педагогического проектирования».

3. Деловая игра: «Вариативность использования проектного метода»

Октябрь

1. Тестирование педагогов: «Выявление инновационного потенциала и потребностей в обучении педагогического коллектива».

2. Тренинг: «Развитие у педагогов проектных умений».

3. Консультация: «Роль проектирования в работе дошкольного учреждения».

4. Выставка методической литературы.

Ноябрь

1. Советы педагогам по ознакомлению с теоретическими и практическими особенностями составления проекта.

2. Педсовет: «Проектный метод в системе дошкольного образования».

3. Конкурс разработанных проектов.

Декабрь

1. Памятка: «Выделение критериев профессиональной компетентности педагогов».

2. Консультация: «Проектный метод развивающего обучения».

3. Анкетирование родителей с целью определения их заинтересованности в проектном методе»

4. Беседы с педагогами с целью выявления недоработок и определения путей устранения недостатков.

Январь

1. Консультация: «Самооценка состояния профессионально-педагогической компетентности».

2. Памятка: «Проектирование на современном этапе»

3. Оформление информационного стенда: «Проект в перспективе». 4. Открытые смотры мероприятий, по видам деятельности.

Февраль

1. Семинар: «Разработка планирования собственной деятельности».

2. Памятка: «Образ педагога»

Март

1. Консультация: «Актуальность проектов в воспитательно-образовательной работе с детьми».

2. Круглый стол: "Интегративное обучение – «за» и «против».

Апрель

1. Презентация: «Портфолио в педагогической деятельности».

2. Тренинг «Стили педагогического общения»

3. Аналитическая справка: «Эффективность участия педагогов в проектной деятельности»

Май

1. Анкетирование педагогов: «Мои результаты»

2. Защита педагогами авторских проектов.

3. Оформление стенда «Наши проекты».

Публикации по теме:

План МО для воспитателей по проектной деятельности План работы методического объединения воспитателей ДОУ Александровского района на 2012-2013 учебный год Тема: «Использование проектной.

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации проектного метода с педагогами ДОУ «Метод проектов»
Опубликовано: 13 июня 2013 в 15:26
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по организации проектного метода с педагогами ДОУ «Метод проектов»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Белова (УИ 51729) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД