Методические рекомендации по проектированию конспектов. Совместная деятельность педагога с детьми

Людмила Бочкаева
Методические рекомендации по проектированию конспектов. Совместная деятельность педагога с детьми

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ

КОНСПЕКТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

(пошаговое предписание)

Шаг 1. Определите возрастную группу.

Шаг 2. Определите тему в соответствие с календарно-тематическим планом.

Содержание деятельности детей.

Шаг 3. Определите содержание деятельности детей. Укажите дидактические единицы как краткую формулировку области познания (те представления, которые вы формируете у детей и которые реализуется детьми в предлагаемой вами деятельности).

Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей.

Шаг 4. Определите реализуемый детьми вид интегрированной деятельности, конкретизируйте (укажите в скобках) все разновидности представленных видов детской деятельности.

Задание для совместной деятельности детей.

Шаг 5. Разработайте содержание заданий для совместной деятельности детей, сформулируйте задания детям, используя глаголы (н-р, «постройте», «решите», «сочините» и пр.). Важно указать действие, которое должен совершить ребенок и конкретизировать содержание. Например. 1. Составьте рассказ по картине «…». 2. Проанализируйте содержание картинки и рассказать, какое правило нарушили дети. 3. Придумайте загадку о предмете. 4. Опишите предмет.

Шаг 6. Определите способ предъявления задания детям и способ презентации детьми результатов совместной работы. При этом следует четко представлять тот материал, который позволят реализовать этот способ.

Представьте шаги 5 и 6 в разделе «задание для совместной деятельности детей».

Интеграция задач ОО.

Шаг 7, 8. Сформулируйте образовательные задачи, которые будут решаться в ходе соответствующих разновидностей детской деятельности, с учетом основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) в ДОУ.

Материалы для деятельности детей.

Шаг 9. Определите и перечислите материалы и оборудование, которое будет использоваться в ходе совместной деятельности,в соответствие с предложенным подходом: стимульный материал; материалы для деятельности детей (материалы для представления заданий и результатов деятельности, материалы для преобразования и трансформации, материальные средства для деятельности детей); дидактический материал; оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД.)

Шаг 10. В соответствие с предложенными этапами совместной деятельности (мотивациионно-целевой, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный) продумайте и опишите особенности действий педагога и детей, соблюдая принцип взаимообусловленности и взаимосвязи действий (бинарности).

Методы и приемы.

Шаг 11. Перечислите и опишите методы (и примы по их реализации, которые вы будете использовать при организации деятельности детей по выполнению заданий и которые обеспечат решение поставленных вами задач.

Например. 1. Беседа по картине.Вопросы для беседы: 1. … 2. … 3. … 4. … 2. Анализ проблемной ситуации.Описание ситуаций: … 3. Предъявление детям алгоритма составления загадки. 4.Напоминание детям плана описания предмета: 1. … 2. … 3. …

Методыдолжны быть представлены тремя группами:

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:

методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– вводная беседа (информационного характера,

– вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей,

– создание ситуации успеха,

– демонстрация нового объекта,

– демонстрация игрового персонажа,

– появление персонажа (в исполнении взрослого,

– создание проблемной ситуации;

методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:

– постановка диагностической задачи,

– предвосхищающее поощрение,

– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной или символической форме).

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– словесные (рассказ, беседа, чтение,

– наглядные (демонстрация натуральных, художественных, графических, символических объектов, показ способа действия, наблюдение,

– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов,

– практические (упражнение, поручение,

– наглядно-практические (эксперимент, опыт, моделирование,оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм, схему).

3. Методыконтроля и самоконтроля:

– вербальная оценка результатов выполнения заданий,

– взаимоконтроль,

– коллективный смотр,

– самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом, карта самопроверки и т. п. ,

– рефлексия деятельности.

Примерное содержание компонентов развивающей предметно-пространственной среды

Стимульный материал:

– объявление (устное, письменное, видео и др.,

– реклама (устная, письменная,

– приглашение к участию (персональное, командное, письменное, устное,

– пригласительные билеты зрителям-болельшикам (персональные, групповые,

– призы победителям (грамота, памятный подарок и др.)

– журнал или газета, созданные ребятами из другого детского сада,

– письмо, в котором ребята из другого детского сада рассказывают о своей редакции,

– бейджики (символами обозначены должности сотрудников редакции, например, микрофон – корреспондент, фотоаппарат – фоторепортер, ручка – редактор и т. п. ,

– сценарий,

– плакаты с тематикой выставки,

– символика клуба (эмблема, гимн, значки, галстуки, бейджи,

– бонусы (карточки, стикеры и др.).

Материалы для деятельности детей:

1) материалы для представления результатов деятельности

– карты-задания для практической деятельности (дорисовывание, вкладывание, зачеркивание, соединение по точкам и др. ,

– маршрутный лист (на котором отмечаются результаты выполнения заданий маршрутной игры, путешествия,

– стенды (магнитная доска) для рисунков,

– полки или столы для поделок,

– экран самооценки,

– оценочные листы для жюри, экспертов,

– маркерная доска (для фиксирования идей,

– витражи.

2) материалы для преобразования и трансформации

– игры (лото, разрезные картинки, домино и др. ,

– макет издания газеты или журнала,

– буклеты, листовки,

–природные, подсобные материалы,

– головоломки,

– наборы картинок для иерархической классификации,

– логические таблицы,

– карты для ориентирования.

3) материальные средства для деятельности детей

– аудиозаписи (музыкальные произведения по мотивам литературных произведений, декламация литературных произведений, звукозапись заданий и др.,

– видеозаписи (фрагменты литературных постановок, видеозапись задания и др. ,

– письменные принадлежности (карандаши, краски, мелки, фломастеры, листы бумаги, ватман, ножницы, клей, кисти и др. ,

– элементы костюмов,

– иллюстративный материал (предметные и сюжетные картинки, фотографии, иллюстрации, репродукции и др. ,

– книги (с текстами произведений, познавательные и др. ,

– тексты (задания, пословицы, отрывки из произведений, зачины для сказок и др. ,

– манекены,

– атрибуты для игровой деятельности (театрализованная игра игра-драматизация,

– музыкальные инструменты (барабаны, дудки, трещетки,

– инструменты, предметы для трудовой деятельности (грабельки, лопатки, веники, совочки, лейки и т. п. ,

– спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки0 эстафетные палочки, флажки и т. п.)

– материалы для поделок (пластилин, природный и бросовый материал и пр. ,

конструкторы различной комплектации,

– коллекции,

– шашки, шахматы.

Оборудование для деятельности детей (техническое обеспечение):

– интерактивная доска,

– магнитная доска,

– доска для письма маркерами,

– демонстрационный модуль,

– магнитофон,

– диктофон,

– ноутбук,

– микрофон,

– табло для демонстрации результатов;

– фотоаппарат,

– цифровая фоторамка (фотокамера,

мультимедиапроектор,

– оптические приборы (микроскопы, лупы и т. п.).

Дидактический материал:

– карты-задания (ребусы, шарады и др. ,

– пиктограммы с правилами поведения, взаимодействия (например, проведения викторины, взаимодействия в команде и др. ,

– наглядные (условно-символические) алгоритмы (схемы) деятельности (например, по выполнению заданий викторины, алгоритмы издательского цикла, алгоритмы для конструирования и др. ,

– маршрутная карта,

– серии картинок (например,времена года: пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей и т. д. ,

– пиктограммы с определенным видом деятельности (например, тренировка).

Старший воспитатель СПДС «Сказка» Бочкаева Л. Н.

Публикации по теме:

Оформление конспекта НОД Уважаемые коллеги. Хочу с вами поделиться планом оформления НОД. Этот макет рекомендовали на курсах повышения квалификации. Он соответствует.

Тематический план занятий методического сопровождения по педагогическому просвещению молодых педагогов в соавторстве с Хохловой Л. А. Тематический план занятий методического сопровождения по педагогическому просвещению молодых педагогов (2.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Цифры
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Методические рекомендации по проектированию конспектов. Совместная деятельность педагога с детьми
Опубликовано: 19 марта 2015 в 08:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 января. День снятия блокады Ленинграда

27 января — это день, когда блокада Ленинграда была снята. Это дата в России считается одним из Дней воинской славы. В этом году исполняется 78 лет с этого исторического момента. О том, как посвятить...

27 января. День рождения Моцарта

27 января исполняется 257 лет со дня рождения одного из самых знаменитых и популярных классических композиторов, музыку которого хорошо знают во всех странах, все люди – от мала до велика. Очередной...


Горячие темочки