Методические рекомендации по проектированию конспектов. Совместная деятельность педагога с детьми

Людмила Бочкаева
Методические рекомендации по проектированию конспектов. Совместная деятельность педагога с детьми

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ

КОНСПЕКТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

(пошаговое предписание)

Шаг 1. Определите возрастную группу.

Шаг 2. Определите тему в соответствие с календарно-тематическим планом.

Содержание деятельности детей.

Шаг 3. Определите содержание деятельности детей. Укажите дидактические единицы как краткую формулировку области познания (те представления, которые вы формируете у детей и которые реализуется детьми в предлагаемой вами деятельности).

Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей.

Шаг 4. Определите реализуемый детьми вид интегрированной деятельности, конкретизируйте (укажите в скобках) все разновидности представленных видов детской деятельности.

Задание для совместной деятельности детей.

Шаг 5. Разработайте содержание заданий для совместной деятельности детей, сформулируйте задания детям, используя глаголы (н-р, «постройте», «решите», «сочините» и пр.). Важно указать действие, которое должен совершить ребенок и конкретизировать содержание. Например. 1. Составьте рассказ по картине «…». 2. Проанализируйте содержание картинки и рассказать, какое правило нарушили дети. 3. Придумайте загадку о предмете. 4. Опишите предмет.

Шаг 6. Определите способ предъявления задания детям и способ презентации детьми результатов совместной работы. При этом следует четко представлять тот материал, который позволят реализовать этот способ.

Представьте шаги 5 и 6 в разделе «задание для совместной деятельности детей».

Интеграция задач ОО.

Шаг 7, 8. Сформулируйте образовательные задачи, которые будут решаться в ходе соответствующих разновидностей детской деятельности, с учетом основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) в ДОУ.

Материалы для деятельности детей.

Шаг 9. Определите и перечислите материалы и оборудование, которое будет использоваться в ходе совместной деятельности, в соответствие с предложенным подходом: стимульный материал; материалы для деятельности детей (материалы для представления заданий и результатов деятельности, материалы для преобразования и трансформации, материальные средства для деятельности детей); дидактический материал; оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД.)

Шаг 10. В соответствие с предложенными этапами совместной деятельности (мотивациионно-целевой, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный) продумайте и опишите особенности действий педагога и детей, соблюдая принцип взаимообусловленности и взаимосвязи действий (бинарности).

Методы и приемы.

Шаг 11. Перечислите и опишите методы (и примы по их реализации, которые вы будете использовать при организации деятельности детей по выполнению заданий и которые обеспечат решение поставленных вами задач.

Например. 1. Беседа по картине. Вопросы для беседы: 1. … 2. … 3. … 4. … 2. Анализ проблемной ситуации. Описание ситуаций: … 3. Предъявление детям алгоритма составления загадки. 4. Напоминание детям плана описания предмета: 1. … 2. … 3. …

Методы должны быть представлены тремя группами:

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:

методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– вводная беседа (информационного характера,

– вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей,

– создание ситуации успеха,

– демонстрация нового объекта,

– демонстрация игрового персонажа,

– появление персонажа (в исполнении взрослого,

– создание проблемной ситуации;

методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:

– постановка диагностической задачи,

– предвосхищающее поощрение,

– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной или символической форме).

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– словесные (рассказ, беседа, чтение,

– наглядные (демонстрация натуральных, художественных, графических, символических объектов, показ способа действия, наблюдение,

– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов,

– практические (упражнение, поручение,

– наглядно-практические (эксперимент, опыт, моделирование, оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм, схему).

3. Методы контроля и самоконтроля:

– вербальная оценка результатов выполнения заданий,

– взаимоконтроль,

– коллективный смотр,

– самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом, карта самопроверки и т. п. ,

– рефлексия деятельности.

Примерное содержание компонентов развивающей предметно-пространственной среды

Стимульный материал:

– объявление (устное, письменное, видео и др.,

– реклама (устная, письменная,

– приглашение к участию (персональное, командное, письменное, устное,

– пригласительные билеты зрителям-болельшикам (персональные, групповые,

– призы победителям (грамота, памятный подарок и др.)

– журнал или газета, созданные ребятами из другого детского сада,

– письмо, в котором ребята из другого детского сада рассказывают о своей редакции,

– бейджики (символами обозначены должности сотрудников редакции, например, микрофон – корреспондент, фотоаппарат – фоторепортер, ручка – редактор и т. п. ,

– сценарий,

– плакаты с тематикой выставки,

– символика клуба (эмблема, гимн, значки, галстуки, бейджи,

– бонусы (карточки, стикеры и др.).

Материалы для деятельности детей:

1) материалы для представления результатов деятельности

– карты-задания для практической деятельности (дорисовывание, вкладывание, зачеркивание, соединение по точкам и др. ,

– маршрутный лист (на котором отмечаются результаты выполнения заданий маршрутной игры, путешествия,

– стенды (магнитная доска) для рисунков,

– полки или столы для поделок,

– экран самооценки,

– оценочные листы для жюри, экспертов,

– маркерная доска (для фиксирования идей,

– витражи.

2) материалы для преобразования и трансформации

– игры (лото, разрезные картинки, домино и др. ,

– макет издания газеты или журнала,

– буклеты, листовки,

–природные, подсобные материалы,

– головоломки,

– наборы картинок для иерархической классификации,

– логические таблицы,

– карты для ориентирования.

3) материальные средства для деятельности детей

– аудиозаписи (музыкальные произведения по мотивам литературных произведений, декламация литературных произведений, звукозапись заданий и др.,

– видеозаписи (фрагменты литературных постановок, видеозапись задания и др. ,

– письменные принадлежности (карандаши, краски, мелки, фломастеры, листы бумаги, ватман, ножницы, клей, кисти и др. ,

– элементы костюмов,

– иллюстративный материал (предметные и сюжетные картинки, фотографии, иллюстрации, репродукции и др. ,

– книги (с текстами произведений, познавательные и др. ,

– тексты (задания, пословицы, отрывки из произведений, зачины для сказок и др. ,

– манекены,

– атрибуты для игровой деятельности (театрализованная игра игра-драматизация,

– музыкальные инструменты (барабаны, дудки, трещетки,

– инструменты, предметы для трудовой деятельности (грабельки, лопатки, веники, совочки, лейки и т. п. ,

– спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки0 эстафетные палочки, флажки и т. п.)

– материалы для поделок (пластилин, природный и бросовый материал и пр. ,

конструкторы различной комплектации,

– коллекции,

– шашки, шахматы.

Оборудование для деятельности детей (техническое обеспечение):

– интерактивная доска,

– магнитная доска,

– доска для письма маркерами,

– демонстрационный модуль,

– магнитофон,

– диктофон,

– ноутбук,

– микрофон,

– табло для демонстрации результатов;

– фотоаппарат,

– цифровая фоторамка (фотокамера,

мультимедиапроектор,

– оптические приборы (микроскопы, лупы и т. п.).

Дидактический материал:

– карты-задания (ребусы, шарады и др. ,

– пиктограммы с правилами поведения, взаимодействия (например, проведения викторины, взаимодействия в команде и др. ,

– наглядные (условно-символические) алгоритмы (схемы) деятельности (например, по выполнению заданий викторины, алгоритмы издательского цикла, алгоритмы для конструирования и др. ,

– маршрутная карта,

– серии картинок (например, времена года: пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей и т. д. ,

– пиктограммы с определенным видом деятельности (например, тренировка).

Старший воспитатель СПДС «Сказка» Бочкаева Л. Н.

Публикации по теме:

Оформление конспекта НОД Уважаемые коллеги. Хочу с вами поделиться планом оформления НОД. Этот макет рекомендовали на курсах повышения квалификации. Он соответствует.

Тематический план занятий методического сопровождения по педагогическому просвещению молодых педагогов в соавторстве с Хохловой Л. А. Тематический план занятий методического сопровождения по педагогическому просвещению молодых педагогов (2.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Методические рекомендации по проектированию конспектов. Совместная деятельность педагога с детьми
Опубликовано: 19 марта 2015 в 08:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

Музыкальное занятие в подготовительной группе «Весна. Красота родной природы» в...
Программное содержание: воспитывать художественно-эстетический вкус, познавательный интерес к природе, чувство прекрасного. Формировать у детей обобщенные...
Рисование в подготовительной группе «Натюрморт с буханкой»
Тематическая неделя "Хлеб- всему голова". Каждый раз сталкивалась с вопросом "что можно с детьми нарисовать на эту тему? ". В этот раз решила, что...
Фотоотчет «Осенняя прогулка с учениками 4 класса»
Вот наступила золотая осень. Самая красивая и живописная пора года. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом....