Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья

Эльмира Наринян
Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья

Пояснительная записка

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,добродушен и открыт.

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребёнка- он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих!

(Калиман Н. А.)

Особые дети — это дети с разными нарушениями развития, иначе их сейчас принято называть детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Термин «ОВЗ» вытесняет из широкого употребления термины “аномальный ребенок”, “ребенок с нарушениями в развитии”, “ребенок с отклонениями в развитии».

В силу ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ.

В категорию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья входят дети с разными нарушениями развития:

-слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта поведения и дети с и комплексными нарушениями развития.

Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Это гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной тревожностью, утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания.

Так, результаты диагностики детей ДОУ показали, что из 356 воспитанников 102 (29%) составляют дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (данные на 2015/2016 уч. г.) Приложенин1.

Исследования среди педагогов и родителей с целью выявления трудностей, испытываемыми ими в обучении и воспитании детей с ОВЗ, показали следующие результаты:

незнание приемов и методов при работе с детьми с ОВЗ выявлено у 75% педагогов;

невозможность осуществлять индивидуальный подход к детям с ОВЗ из-за большого количества детей в группах детского сада(95%) ;

низкий темп работы детей с ОВЗ при проведении образовательной деятельности отметили 85% педагогов.

У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения:

очень низкий темп выполнения заданий;

постоянная нужда в помощи взрослого;

отсутствие мотивации к познавательной деятельности

низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии);

трудности в понимании инструкции;

нарушения координации движений;

низкая самооценка и повышенная тревожность;

высокий уровень психомышечного напряжения;

низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

При анкетировании родителей были выявлены следующие трудности у детей с ОВЗ:

незнание психологических возрастных особенностей развития ребенка;

некомпетентность в использовании приемов и методов в воспитании особого ребенка;

трудности в адаптации ребенка к группе детского сада и т. д.

В связи с этим перед всеми участниками образовательного процесса ДОУ встаёт вопрос о психолого- педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, которое рассматривается как оказание помощи детям в познании окружаю-щего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают ближайшее окружение ребенка: родители, педагоги

Основные направления коррекционной психолого - педагогической работы с детьми с ОВЗ:

Диагностическое направление.

Психолого-медико-педагогическая диагностика позволяет:

своевременно выявить детей с ОВЗ;

выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

определить оптимальный педагогический маршрут;

обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

определить условия воспитания и обучения ребёнка;

консультировать родителей ребёнка.

Коррекционно-развивающее направление.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии, мандалотерапии и др.);

• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

• формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности чрезвычайно вариабельны, и поэтому программы психологического сопровождения должны быть индивидуализированы.

Консультативно - просветительское и профилактическое

направление.

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Организация взаимодействия психолога с педагогами и специалистами ДОУ.

Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации образовательной деятельности.

Формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными:

занятия и семинары по ключевым проблемам развития ребенка с ОВЗ и его особым образовательным потребностям;

заседания ПМП консилиума с участием педагога-психолога, учителя-логопеда, музработника, инструктора по физическому воспитанию, медика и других специалистов;

подготовка и проведение тематических родительских собраний, индивидуальных консультаций, мастер – классов, семинаров-практикумов.

Организация взаимодействия психолога с родителями.

На индивидуальных и групповых консультациях с родителями проведение совместного обсуждения хода и результатов коррекционной работы. Анализ факторов положительной динамики развития ребенка, выработка рекомендаций по преодолению возможных проблем. Приложение 2.

Организационно – методическое направление.

Данное направление деятельности педагога - психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.

Подводя итог, можно констатировать, что в настоящее время в практической психологии выделилось и конкретизировалось направление психологического сопровождения детей с ОВЗ. Оно имеет специфические цели и задачи, обусловленные перечисленными в начале статьи особыми образовательными потребностями детей данной категории и моделями интеграции, позволяющими в максимальной степени реализовать потенциальные возможности этих детей в сфере социализации и овладения знаниями.

Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является определение организационно-технологических, содержательных основ и разработка инструментария сопровождения такого ребенка, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию. Для развития ребенка, имеющего ОВЗ, необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с социализацией. Это организация детской деятельности и создание специально созданной среды в ДОУ. Эта среда представляет собой единство всех участников образовательного процесса, а также создание психологической помощи, поддержки и обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребенка.

Для того, чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание данной категории детей будет эффективным только в том случае, если оно строится с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования.

Публикации по теме:

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи - умением ребенка свободно.

Аналитический отчет «Профилактика школьных трудностей у детей с ограниченными возможностями здоровья» Цель: Осуществление самоанализа и самооценки своей педагогической деятельности в межаттестационный период Задачи: Определить проблемы,.

Конспект занятия для детей 3–4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Задачи:.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Консультация «Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУПсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Развлекательное мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ежели вы вежливы» Цель мероприятия: создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья для усвоения норм и правил поведения в.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 20 февраля 2016 в 21:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в средней группе по теме...
Автор НОД: Молгачёва Юлия Анатольевна Цель: Создание условий для знакомства с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с осенью....
Развивающая доска, или Бизиборд
Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить к вашему вниманию развивающую доску бизиборд или доску Монтессори, которую сделали я и...
Фотоотчёт «Мы сдаём ГТО. I этап спартакиады»
ГТО у дошколят Бодрые и веселые мы идем на стадион Внимание! Внимание! На нашем стадионе начинаются спортивные соревнования Дорогие ребята...
Конспект ОД по познавательному развитию «Моя семья»
Цель – расширить представления воспитанников о своей семье. Задачи: Образовательные: • Закрепить у воспитанников представления о членах семьи. • Закрепить...
«Осеннее дерево» из картона и цветной бумаги. Мастер-класс
Осень, очень красивое время года и поэтому хочется запомнить осенние краски надолго. С детьми мы проводим очень много различных экскурсий и прогулок по...