ОЛЬГА ШЕМШЕЕВА
Планирование и приёмы развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития игровой деятельности дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогической науки, теории и практики дошкольного образования.
Игра – естественный для ребёнка вид деятельности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребёнку удовлетворить свои потребности, выразить свои желания, ему открывается широкий простор для проявления активности, самодеятельности. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и моделируют, перестраивают её.
Публикация «Планирование и приёмы развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Планирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Сюжетно–ролевая игра возникает на пороге третьего года жизни ребёнка на основе предметных игр, в известной степени самостоятельных. Её появление связано с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием самостоятельности детей. Основным мотивом игры в дошкольном возрасте является интерес ребёнка к деятельности взрослых, стремление приобщиться к ней, воспроизвести её особенности.
Для развития воображения и общения детей в процессе игровой деятельности можно использовать такие приемы развития творческой активности детей в игре как:
внесение новых атрибутов;
рассказ воспитателя перед началом игры;
совместная игра педагога с детьми;
поощрение детей к импровизации в игре (придумывание сюжета, введение оригинальных персонажей в традиционные игры, смена и совмещение ролей, изготовление атрибутов и костюмов);
стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, гибкому использованию игрового оборудования;
эмоциональное включение педагога в игру;
сюрпризные моменты (внесение в игру момента неожиданности, сказочности, таинственности)
Для развития игровых умений особое внимание следует уделять подбору и изготовлению игровых атрибутов, так как игровые атрибуты влияют на появление в игре детей новых сюжетов, помогают детям войти в роль и действовать в соответствии с характерами персонажей, способствуют дальнейшему развитию умения выдвигать игровые замыслы, согласовывать их со сверстниками, развивать сюжетосложение.
С целью дальнейшего развития сюжетосложения в игру необходимо вводить атрибуты явно не соответствующие теме игры. Данный игровой материал выступал в качестве пускового механизма, помогающего детям разворачивать новое содержание игровой деятельности, направляя замыслы детей. Для развития сюжетной линии детям можно предложить придумать рассказ о приключениях героев разыгрываемой игры, что обеспечивает появление новых коллизий, связанных с борьбой положительных и отрицательных героев. Таким образом, дополнительный игровой материал направляет развитие игрового замысла детей, побуждает высказывать предположения относительно дальнейшего развития сюжета. В случае затруднений педагог, выступая в роли помощника в реализации игровых замыслов должен направлять замыслы детей вопросами «Что было дальше? Что с ними случилось?» и др.
Известно, что сюжетно–ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя, основой их является детская самодеятельность. Для того, чтобы создать условия для развития умений совместно с партнерами по игре создавать игровую обстановку, распределять роли и действовать, в плане воспитательно-образовательной работы необходимо планировать следующие моменты : цель, предварительная работа, атрибуты, создание проблемной ситуации
Приложение 1
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Цель:
• Развивать интерес детей к книге, желание и умение находить ответы на свои вопросы; показать зависимость: лес — книга; чем больше книг производится, тем больше уничтожается лесных массивов, поэтому важная задача — беречь книги, журналы.
• Познакомить с использованием вторичного сырья (макулатуры) для изготовления книг; научить понимать значение труда людей, работающих в книжных мастерских (переплетчик, художник, реставратор).
Предварительная работа: экскурсия в библиотеку,
Атрибуты
• выставка книг;
• выпуск плакатов-«молний» : «Лес и человек», «Не разводи пожаров» и т. д. ;
• сбор макулатуры.
Создание проблемной ситуации:
• Книга порвалась — что делать?
• Первое посещение библиотеки (правила поведения).
• Если все библиотеки закроются, что будет с нами?
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Цель:
• Провести экскурсии в царство царя Берендея.
Организовать совместную трудовую деятельность дошкольников.
• Провести литературные викторины.
Предварительная работа:
Атрибуты:
• маски зверей, птиц, насекомых;
• игрушечные звери и птицы;
• сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций.
Создание проблемной ситуации:
Примечание. Роль учителя во всех ситуациях выполняет ребенок, который задает вопросы и выслушивает ответы.
• В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?
• Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои пред-положения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».
• В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу? • В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская для животных»
Цель:
• Рассказать о том, что существуют специальные парикмахерские для животных (мытье, стрижка шерсти).
• Обратить внимание детей на проблему мусора (в парикмахерской остаются пустые флаконы, баночки, остриженная шерсть и т. п.).
• Как решить проблему утилизации отходов с наименьшим ущербом для природы?
Предварительная работа:
Атрибуты:
• контейнер с измельчителем мусора;
• специальный шампунь для животных;
• специальные расчески для собак;
• игрушка «Артемон-парикмахер»;
• Фотопроспект «Модели стрижки зверей».
Создание проблемной ситуации:
• В парикмахерскую приходит лохматая грязная собачка, которую из-за ее неопрятного вида никто не хочет взять к себе домой. (Парикмахер предлагает вымыть ее и постричь.)
• Открытие парикмахерской-салона «У Артемона» (оформление помещения, выбор журналов, фотографий).
• В парикмахерскую приходит экологическая милиция и говорит о необходимости утилизации мусора. ( Дети предлагают варианты решения этой проблемы: пластиковые баночки выбрасываются в одни контейнеры, стеклянные — в другие и т. п. Затем все это отвозится на завод и перерабатываетс
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Цель:
• Познакомить детей в процессе игры с новыми экологическими сказками, придумать собственные.
• Просмотр видеофильмов на экологическую тему (например «В долине папоротников»)
Предварительная работа:
Атрибуты:
• кукольный театр (игрушки, животные, теневой театр;
• костюмы для постановки экологических сказок;
• декорации к сказкам — деревья, цветы.
Создание проблемной ситуации:
• Сказка «Репка» ( У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь)
• Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).
• Инсценировка экологических сказок
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Цель:
• Рассказать детям о том, что звери и птицы (голуби, собаки, слоны, верблюды) могут доставлять почту так же, как транспорт и люди.
• Познакомить с процессом получения бумаги, на которой пишутся письма, и бумаги, на которой печатаются журналы и газеты.
• Объяснить, что почта помогает людям получать быструю информацию о событиях, происходящих в мире (электронная почта).
Предварительная работа: Атрибуты
• костюмы персонажей (голубь, собака, сова, слон, верблюд);
• посылки, бандероли, письма;
• шапка почтальона;
• сумка;
• почтовый ящик;
• телефонный аппарат;
• телеграфный аппарат.
Создание проблемной ситуации:
• Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.
• Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.
• Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ИСТОРИЯ СЛОВА «ПОЧТА»
О точном происхождении слова «почта» ученые спорят до сих пор.
Скорее всего, слово появилось от латинского «mansio pozita», что означает «станция в пункте».
Много лет назад, когда не было машин и самолетов, для доставки писем использовали гонцов и лошадей, а менялись они на специально построенных станциях. Уставшие письмоносцы отдыхали, а бодрые ямщики и свежие лошади продолжали свой путь до места назначения.
В русском языке первое упоминание слова «почта» отмечено в 1666 г.
Теперь все знают, что «почта» - это, прежде всего, учреждение связи, ведающее пересылкой телеграмм, писем, периодических изданий, посылок.
Но в наше время - это еще и электронная, ускоренная почта, продажа печати и других товаров, прием различных платежей, посылочная торговля, рассылка рекламных материалов, перевозка грузов и многое другое.
У российской почты есть даже свой праздник –
День российской почты, ежегодно отмечаемый во второе воскресенье июля.
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Почтовые марки часто называют визитными карточками страны. Благодаря этим крошечным картинкам, наклеенным на почтовую корреспонденцию, человек имеет уникальную возможность познакомиться с историей и культурой стран, расположенных в самых удаленных уголках земного шара.
Первая в мире почтовая марка - появилась 6 мая 1840 года. Придумал этот знак почтовое оплаты англичанин Роуленд Хилл.
На марке был отпечатан черной краской портрет королев стоила она 1 пенни. До этого на конверты просто ставился штамп, и письмо считалось оплаченным.
В конце XIX века на почтовых марках появились название или символ страны, портрет правителя, а также рисунки, посвященные важным событиям. Например, первым Олимпийским играм 1896 года.
В России была выпущена 1 января 1858 года. В центре почтовой марки был овал. В нем размещался государственный герб - двуглавый орел, под которым располагалась эмблема почтового ведомства - два скрещенных почтовых рожка.
Вначале марки были одноцветными, затем двухцветными, и, наконец, 50 лет назад стали разноцветными. Это дало возможность печатать любые рисунки. Можно напечатать марку с цветком, машиной, игрушкой, а можно и картину известного художника.
Большинство марок имеют зубчики, по ним марки легче оторвать одну от другой, но можно встретить марки и с ровными краями. А уж, каких только форм не печатают марки: и обычные - треугольные или прямоугольные, и в форме банана или кокоса, и даже в форме страны.
Если раньше марки делали только из бумаги, то сейчас марки иногда
вышивают на ткани, делают из пластика (объемные марки). А некоторые марки имеют ароматы фруктов, духов.