Методические рекомендации: «Взаимоотношения детей дошкольного возраста»

Галина Борщева
Методические рекомендации: «Взаимоотношения детей дошкольного возраста»

Взаимоотношения детей дошкольного возраста

Общение – один из важнейших факторов, отражающих характер взаимоотношений каждого человека с другими людьми и фиксирующих то, что происходи с ним в окружающем мире. Это многогранный процесс. Его можно рассматривать как измерительный прибор, с помощью которого люди определяют ценность друг друга. Одновременно это инструмент, позволяющий изменить наши взгляды на самого себя.

Взаимоотношения между людьми рассматриваются как способ объединения индивидов, а так же как способ их развития.

В дошкольном возрасте потребность во взаимоотношениях становится одной из главных и на первое место выступают взаимоотношения со сверстниками.

Изучению проблемы взаимоотношений дошкольниковв группе посвящено множество работ таких авторов как: Репиной Т. А., Коломинского Я. Л., Рузской А. Г., Смирновой Е. О., Лисиной М. И. и др.Анализ работ данных авторов позволил выделить наиболее общие тенденции: изменяются взаимоотношения детей в группах д/сада от возраста к возрасту. Детской группе присущи свои особенности как во внешней структуре, социальной организации (ранняя ступень развития человеческих отношений, формальная организация, так и в ее внутренней организации (особенности динамики коммуникативной потребности и др.).

Первоначально отношения со сверстниками в группе детского сада возникают на базе определенной совместной деятельности, когда ребенок включен во взаимоотношения по поводу достижения определенного результата. Эти взаимоотношения постепенно, к концу старшего дошкольного возраста, становятся более осознанными, устойчивыми и избирательными,применяются также мотивы привлекательности того или иного сверстника: от не осознанной симпатии до осознания его личностных качеств и появления первой дружеской привязанности. Основные специфические черты взаимоотношений в группе детского сада обоснованы особенностями динамики становления потребности общения дошкольников со сверстниками.

В возрасте 3-4 лет для взаимоотношений характерно самовыражение ребенка, озабоченность в привлечении внимания к себе, с целью получения эмоционального отклика партнера, восприятие партнера невидимым зеркалом, в котором они видят себя, общение не связано с предметными действиями.

В 4-6 лет взаимоотношения меняются, появляются реальные и ролевые взаимоотношения связанные с развитием сюжетно-ролевой игры. Содержанием общения становится деловое сотрудничество, завязанное на общем деле. Выделяется потребность в признании и уважении сверстника.

К 6-7 возрасту в отношениях между сверстниками наблюдается внеситуативный характер речевых обращений к сверстнику. Общение становится опять не опосредованным предметами и действиями. Все больше контактов детей осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых.

Динамика изменения во взаимоотношениях между детьми определяется сменой форм общения, характером изменения самосознания, в частности его оценочного и самооценочного компонента.

Группа становится более структурированная, четко выделяется лидер, а так же принятые и отверженные. Развиваются коммуникативные качества и формируются коммуникативные умения. С возрастом во взаимоотношениях детей появляется деловой аспект связанный со сменой ведущего вида деятельности. Происходят изменения в самооценки детей, она становится более адекватной и мотивированной. Дети начинают более сознательно подходить к оцениванию самого себя, друга и себя с позиции друга.

Таким образом, находясь в группе, дети постоянно находятся в разнообразных связях, вступают в различные отношения. Каждая возрастная группа имеет свои специфические особенности построения этих взаимоотношений.

Список литературы

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб, 2005. - 672с.

2. Волкова, А. И. Психология общения. - Ростов-на-Дону, 2007. – 446с.

3. Истратова, О. Н.Большая книга детского психолога: психологический практикум. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 568с.

4. Истратова, О. Н. Психологическое тестирование детейот рождения до 10 лет: психологический практикум. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 317с.

5. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009.- 276 с.

6. Общение детей в детской саду и семье / под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990. – 280с.

Публикации по теме:

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Методические рекомендации: «Взаимоотношения детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 февраля 2013 в 08:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Международный день без бумаги

Очередной тематический день посвящен международной акции, которая ежегодно проходит под девизом «Научимся использовать бумагу рационально!». Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

22 октября. День белых журавлей

Всем нам хорошо знакома песня «Журавли», созданная в 1969 году Яном Френкелем на стихи Расула Гамзатова. Песня стала последней работой легендарного певца Марка Бернеса и была высоко оценена ветеранами....

Дидактическая игра по ФЭМП и художественному творчеству «Нарядим девицу единицу» с...
Цель: формировать представление о цифре 1 Задачи: - познакомить с другим названием цифры 1 – единица; закрепить представление о том, что цифрой 1...
Оформление приёмной группы ДОУ
Первое место куда попадает дошкольник, зайдя в здание ДОУ - это приёмная группы . Каждому хочется увидеть её яркой, красивой, нарядной и интересной, чтобы...
Подвижная игра «Полезный обед»
1 вариант игры в зале. Цель: Создать условия для сохранения и укрепления здоровья. Задачи: Образовательные: - Закреплять знания о профессии повара,...