МААМ-картинки

Методический анализ сказки «Иван-царевич и Серый Волк»

Кристина Лебедева
Методический анализ сказки «Иван-царевич и Серый Волк»

Методика работы с художественным произведением

Иван – царевич и Серый Волк

Подготовительная работа:

1)Беседа (актуализация знаний)

Сказки! Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.

"Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!"

- Как вы их понимаете?

2) Рассказ учителя

Публикация «Методический анализ сказки „Иван-царевич и Серый Волк“» размещена в разделах

Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой. Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.

3) Использование произведений малых жанров

Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:

" В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий

Бабка- ежка у окна.

Догадайтесь, кто она? " (Сказка)

«Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят»

«У кого ты не спроси (Волк)

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его…» (Иван)

Как эти отгадки могут быть связаны на нашем уроке?

(Мы будем читать о них сказку.)

- Посмотрите на иллюстрацию на экране. (Показать репродукцию картины " Иван царевич на сером волке").

4) Работа со словарем

- Прежде чем познакомиться с текстом, я хочу познакомить вас с устаревшими словами (архаизмами) и речевыми оборотами.

-1 и 2 ряд работают вместе со мной, 3 ряд работает с толковым словарём в конце учебника и ищет объяснение выделенных в тексте слов и словосочетаний.

5)Подбор синонимов

ПОХИТНИК-воришка

КАРАУЛЫ- воинское подразделение, несущее охрану кого или чего-нибудь.

ЗАДОЛИТ-одолеет.

НЕ СМЫКАЛ- не закрывал глаз

НАУТЁК – очень быстро, бегом.

ПОЗАРИТЬСЯ- глядеть, желать то, чего видишь.

6) Прогнозирование содержания по иллюстрации

Репродукция картины В. М. Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке»

Как вы думаете, к какой сказке эта иллюстрация? А написал эту репродукцию Васнецов.

-Кто изображён на картине?

- Где находятся герои?

-Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?

- Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)

- Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

7) Прогнозирование содержания по названию

Прочитайте название сказки. Кто её автор? («Иван-царевич и Серый Волк». У неё нет автора. Это русская народная сказка.)

Следующим этапом будет понимание сказки – мы узнаем значение новых слов и смысл этой сказки.

Итак, сегодня мы с вами будем работать над новой сказкой. Для этого, что нам нужно сделать в первую очередь? Конечно, прочитать сказку.

Первичный синтез:

- Нам пора знакомиться со сказкой. Будем читать по частям, параллельно я буду задавать вопросы по прочитанному тексту. (Читает учитель и хорошо читающие дети)

1 часть. Зачин. (читает учитель).

- Как звали отца братьев?

- Что необычного росло в саду царя Берендея?

- Что стало происходить с яблоней?

- Как решили помочь сыновья отцу?

- Кому удалось выявить похитника?

- Почему старшие сыновья не смогли поймать вора?

- О чём пригорюнился отец-батюшка?

2 часть. Основная. (читают дети по смысловым частям)

- Какое несчастье случилось с Иваном-царевичем?

- Почему Серый волк стал помогать главному герою?

- что необычного было в Сером волке?

3 часть. Концовка. (дети читают самостоятельно)

- Что вы можете сказать о поступке братьев?

- Кто помог оживить волку Ивана-царевича?

- Какими словами заканчивается сказка?

- Как называется этот приём в сказке?

Чтение сказки. Работа в группе.

- Хорошо! Продолжим чтение. Будем читать по ролям в команде. Распределите роли. (Иван-царевич, Серый Волк, автор, цари) Дети продолжают читать сказку до слов «Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой».

Проверка первичного синтеза

Понравилось ли произведение?

Что особенно понравилось?

Когда было страшно?

Что вызвало смех?

Когда героя было жалко?

Ребята, скажите, что случилось с Иваном-царевичем в пути?

Как вез Волк Ивана-царевича?

Какой наказ дал Волк Ивану, когда они приехали за Жар-птицей? А за конем златогривым?

Анализ :

1)Составление плана

- Мы определили, что сказка состоит из 3-х частей: зачин, основная часть, концовка.

- Каждая часть имеет свою основную мысль. Вам надо вспомнить содержание каждой части и озаглавить её.

- На столе у вас лежат листочки для работы. Вспомните правила работы в группах.

1. Похищение яблок.

2. Испытания Ивана- Царевича.

3. Справедливость.

2) Восстанови события

- События в сказке идут в определённом порядке. У меня в следующем задании они перепутались. Надо восстановить их. Вспомните, что было в начале, а что потом.

- Вспомните правила работы в парах.

3) Постановка вопросов

- Какие отношения были между Иваном- царевичем и Серым волком? Почему?

- Как вы думаете, почему в этой сказке волк добрый и становится верным другом Ивану?

- Что необычного в изображении Серого волка?

Вторичный синтез:

1) Работа с пословицами:

Дружба - великая сила.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Без беды друга не узнаешь.

- Подходят ли эти пословицы к нашей сказке? Докажите.

2) Синквейн

- Ребята, давайте попробуем составить синквейн к слову волк.

(1. Тема или предмет (одно существительное) 2. Описание предмета (два прилагательных)

3)Вывод

Наш урок подходит к концу. Говорят : «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

- Чему научила вас русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»? (Уважение к старшим, помогать друг другу в трудных ситуациях и т. д.)

-Понравилась ли вам сказка? Почему?

- Назовите признаки этой волшебной сказки?

- А какая особенность этой сказки? (Троекратные повторы)

- Ребята, а чему учит эта сказка?

4)Перечитывание (подготовка к пересказу, чтению по ролям, выразительному чтению, отбор материала для характеристики героя)

Анализ главного героя

Иван - царевич был красивым молодым парнем, был одет подобающе. На нём были красные сапоги, красная кофта и красные штаны, так же у него имелся меч и колчан со стрелами. У него были светлые волосы, и он был широкоплечий, Иван - царевич обладал здравым умом и мог решать трудные жизненные ситуации.

Иван-царевич — младший и послушный сын царя. В образе Ивана- царевича преобладают качества идеального сказочного героя : он молод, хорош собой, отважен, решителен, деятелен, добр и честен, смел, силён, храбр, наблюдателен.

Слово царя-батюшки для Ивана-царевича — закон. В сказке Иван-царевич ошибается, совершает неправильные поступки, но всегда исправляет свои ошибки и искупает вину.

В трудную минуту Иван-царевич встречает волшебного помощника – серого волка, тот помогает герою достать не только Жар-птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту. Иван-царевич проходит через ряд испытаний, совершает подвиги, рискует жизнью прежде, чем достигает желанной цели и счастья.

В сказке «Иван царевич и серый волк» Иван-царевич осуществил следующие действия и поступки: добросовестно стерёг отцовский сад, выловил Жар-птицу, но не удержал, потому остался с её пером, поехал её искать, нашёл Жар-птицу с помощником серым волком, но забыв про волчьи наказы, тронул золотую клетку, нашёл златогривого коня с помощником волком, но забыв про волчьи наказы, тронул уздечку, нашёл Елену Прекрасную с помощником серым волком, но будучи не допущенным волком к её похищению, отправился один пешим обратно, а затем на настигнувшем его сером волке с Еленой Прекрасной, спрятав Елену Прекрасную, отдал царю Кусману обернувшегося в Елену Прекрасную серого волка, забрав коня златогривого, спрятав коня златогривого с Еленой Прекрасной, отдал царю Афрону превратившегося в коня златогривого серого волка, забрав Жар-птицу, поблагодарив серого волка, поехал на златогривом коне с Еленой Прекрасной и Жар-птицей домой, погнался на сером волке за убившими его братьями, настигнув их, простился с серым волком, поблагодарив его, вернувшись к отцу с Жар-птицей, поведал ему о своих похождениях, вскоре женившись на Елене Прекрасной.

Публикации по теме:

«Сказ о том, как Иван-царевич с бедой справился» В некотором царстве, В книжном государстве Жили сказок там герои И не знали они горя. Царь Горох страной там правил, И народ его прославил.

Детский мастер-класс «Совсем не страшный серый волк». Работа с природным материаломДетский мастер-класс «Совсем не страшный серый волк». Работа с природным материалом Материал для выполнения мастер – класса: засушенные листочки разных пород деревьев, ножницы, клеевой карандаш. Обычно мы в нашей.

Фотоотчёт спортивно-музыкального развлечения, посвящённое Дню знаний «Как Иван-Царевич в школу пошёл»Фотоотчёт спортивно-музыкального развлечения, посвящённое Дню знаний «Как Иван-Царевич в школу пошёл» Фотоотчёт спортивно-музыкального развлечения, посвящённое Дню знаний «Как Иван-Царевич в школу пошёл» Ведущий: Дорогие дети! Сегодня удивительный.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк»Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок.

Конспект ОД «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Снегурушка и лиса» в средней группе Приобщение к словесному творчеству Тема: «Слушание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Снегурушка и лиса» (рассказывание) Образовательные.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Иван-царевич и Серый Волк» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», Социально-коммуникативное развитие». Задачи: Продолжать.

Конспект занятия по речевому развитию. Пересказ сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» с последующим рисованиемКонспект занятия по речевому развитию. Пересказ сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» с последующим рисованием Цель: • Уточнить с детьми значение слова «сказка». • Учить осмысливать и оценивать характеры и мотивы поступков героев. • Передавать.

Мастер-класс по аппликации с использованием бумажной тарелки «Серый волк»Мастер-класс по аппликации с использованием бумажной тарелки «Серый волк» Вот такой серый волк пополнил нашу коллекцию детских работ с использованием бумажных тарелок. Сделали мы его для театрализации сказок.

Мастер-класс по оригами «Персонажи настольного театра «Лисичка-сестричка и Серый Волк»Мастер-класс по оригами «Персонажи настольного театра «Лисичка-сестричка и Серый Волк» Материал: оранжевая и черная бумага по 2 квадрата 15х15 см; узкая черная полоска для усиков; коричневые и розовые кружочки для носа,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический анализ сказки «Иван-царевич и Серый Волк»
Опубликовано: 18 апреля 2021 в 21:50
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД