Приложение МААМ

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Людмила Келехсашвили
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

"Зимние забавы" Расширение словарного запаса:существительные, прилагательные, глаголы. Загадки о зимних забавах. Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки, разучивание стихотворения, чтение художественной литературы по теме. Составление описательных рассказов, используя схему,придумывание загадок,начала и конеца к рассказу воспитателя. Рисование на тему "Зимние забавы", придумывание рассказов по рисунку. Придумывание правил для игры- эстафеты"Катаемся на санках". Придумать рассказ " Какой снег". Рекомендации для родителей: вместе с детьми поиграть в различные зимние виды спорта, сходить на стадион. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.

Публикация «Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Дети должны знать:

Какое сейчас время года.

О сезонных изменениях в природе, связанных с зимой.

В какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр.

Какими видами спорта можно заниматься зимой.

Расширение словарного запаса:

Существительные: зима, забавы, игра, спорт, стадион, лыжи, лыжник, коньки, санки, баба, ком, хоккей, хоккеист, фигурист, крепость, снег, снежок., шайба, клюшка.

Прилагательные: зимние, спортивные, холодная, большая, быстрый, смелый, белая, чёрная, красные, румяные, морозные, блестящие, весёлые.

Глаголы: ехать, играть, бросать, лепить, скользить, катать, брать, кататься, съезжать, мчаться, строить.

Отгадать загадки:

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (лыжник)

Мчусь как пуля я вперёд, лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки. Кто несёт меня? (коньки)

Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы. (санки)

Меня не растили- из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза- угольки, губы- сучки.

Холодная, большая. Кто я такая? (снежная баба)

По снегу покатите- я подрасту,

На костре согреете- я пропаду. (снежный ком)

За верёвочку- узду,

Через двор коня веду

С горки вниз на нём лечу,

А назад его тащу. (санки)

Два берёзовых коня по снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их (лыжи).

Дидактические игры:

«Что нужно этим спортсменам?»- подобрать к каждому спортсмену спортивный инвентарь.

«Исправь ошибку»- (на логическое мышление) Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.

Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

Подг. Гр. «Почему так назван?»-образование сложных слов (конькобежец, лыжник, фигурист, хоккеист, лыжник)

О. А. Белобрыкина Дидактические игры.

Старшая группа : «Подбор прилагательных», «Что бывает?», «Пропущенные слова», «Дорисуй», «Рисунки по кругу», «Я хочу нарисовать», «Чудесные превращения», «Оживление», «Небылицы», «Странные рассказы», «Прямая трактовка», «Зарисовка наблюдений», «Я заметил», «Имитация».

Подготовительная группа: «Буквы и цифры», «Волшебные картинки», «Оживление», «Весёлые картинки», «Рассказы-каламбуры», «Цветные рассказы», «Странные рассказы», «Вопросы и ответы», «История, рассказанная с окончания», «Бесконечное предложение», «Рассказ от первого лица».

Физкультминутка:

Снег,снег,белый снег. Дети машут руками перед собой.

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали «встают» на лыжи,

И по снегу побежали. «бегут».

Сегодня из снежного

Мокрого кома Дети идут по кругу, «катят»

перед собой воображаемый ком.

Мы снежную бабу

Слепили у дома. Рисуют руками в воздухе три

круга.

Стоит наша баба у самых

ворот.

Никто не пройдёт,

Никто не пройдёт. Грозят указательными

пальчиками.

Знакома она уже всей

детворе. Идут по кругу.

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».

Выучить стихотворение.

Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки!

Рукавички на руках, шапка на макушке!

Раз, два- чуть не поскользнулся, раз, два- чуть не кувыркнулся.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех!

Дети все на лыжи встали и по снегу побежали.

Покатились санки вниз- крепче, куколка, держись!

Ты сиди, не упади- там канавка впереди.

Надо ездить осторожно, а не то разбиться можно!

Составление описательных рассказов. (использовать схему)

Тексты для чтения:В. Шварц «Работница», В. Осеева «На катке».

Речевое творчество.

Придумывание загадок.

Придумать начало к рассказу воспитателя «Снежный ком».

Рисование «Зимние забавы»- придумать рассказ по рисунку.

Экология- придумать рассказ «Какой снег?»

Сюжетно-ролевая игра: «Строим снежную крепость»- придумать сюжет игры.

П. г. Придумать правила для новой подвижной игры «Эстафета на санках».

Родителям рекомендуется: Сходить с ребёнком на зимний стадион, обратить внимание на зимние виды спорта. Вместе

с детьми поиграть в зимние виды спорта.

ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ

Дети должны знать :

-названия деревьев – хвойные;

- внешний вид ;

-названия частей дерева;

- понятие «Ёлка-дерево», отличие ели от сосны;

- о предназначении деревьев (красота, тень, прохлада, кислород для дыхания, плоды, древесина)

- вечнозелёные;

Расширение словарного запаса:

Существительные: деревья, ель, сосна, бор, шишка, ствол, ветка, лапа, иголки, хвоя, толщина,высота, цвет.

Прилагательные: хвойные, сосновый, еловый, густой, тёмнозелёный, высокая, низкая, колючая, длинные, острые.

Глаголы: копать, сажать, поливать, расти, падать, зеленеть, наклоняться, спиливать, очищать, охранять, отдыхать, закрывать, колоться, наряжать.

Выучить загадки:

Зимой и летом одним цветом. (ель, сосна)

Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (ель, сосна)

Что за дерево: и зиму

И лето зелено? (ель, сосна)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год- я главная! (ель)

На первую ступеньку встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Новый год).

Дидактические игры:

«Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?»- составление предложных конструкций. (шишки, грибы, белка, заяц, птица, ежик)

«Назови ласково» : ель- ёлочка, сосна-… .

«Один- много»- образование родительного падежа существительных (одна ёлка- много ёлок…)

«Назови -какой»- образование относительных прилагательных (лес (какой) – еловый, сосновый, еловый: шишка (какая)-)

«Подбери признак к предмету» : ель (какая)-, сосна (какая)-, праздник (какой)-, ёлочные игрушки (какие)-, Дед Мороз (какой)-, Снегурочка (какая)-, ребята (какие)-, подарки (какие)-… .

О. А. Белобрыкина. Дидактические игры.

Старшая группа : «Подбор прилагательных», «Узнавание», «Я хочу нарисовать», «Рисунки по кругу», «Оживление», «Ошибки», «Странные рассказы».

Подготовительная группа: «Пропущенные слова», «Распространение предложений», «Пропавшее слово», «Волшебные картинки», «Оживление», «Весёлые картинки», «Рассказы-каламбуры», «История, рассказанная с окончания».

Упражнение для пальчиков.

Под высокою сосной Одна рука-«сосна»(пальцы растопыре

Сидит заинька косой. ны, подняты вверх); на второй руке

указательный и средний пальцы

образуют «ушки» зайца, остальные

пальцы сжаты.

Ёлка быстро получается, Ладони от себя, пальчики

Если пальчики сцепляются. пропускаются между собой

Локотки ты подними, (ладони под углом друг к другу)

пальчики ты разведи. Пальчики выставить вперёд.

Локотки к телу не прижимать.

Составление описательных и сравнительных рассказов:

- что это?

-где растёт?

-какой внешний вид?

-в каких целях человек их использует?

Тексты для чтения: Л. Некрасова «Ёлка», К. Чуковский «Ёлка», Е. Карганова «Новогодние пожелания», В. Кудлачёв «Новогодние гости», Е. Трутнева «Ёлка».

Речевое творчество :

Составить описательную загадку о хвойном дереве по выбору.

Рисование «Хвойный лес»-придумать сюжет для рисования.

Экология «Береги лес»- рассказ о бережном отношении к лесу.

Составить рассказ по конструированию (оригами).

Придумать сказку по аналогии «Про ёлочку»

Родителям рекомендуется.

Во время прогулок в зимнем парке или в лесу показать ребёнку хвойные деревья (ель, сосна). Объяснить, почему называются хвойными, вечнозелёными. Потрогать ветки, рассмотреть крону ели и сосны. Рассказать для чего нужны деревья.

Рассказать детям, какой праздник скоро наступит. Рассмотреть дома новогоднюю ёлку, совместно с ребёнком украсить её, обратить внимание на ёлочные игрушки, рассказать о них. Посмотреть на большие ёлки, которые установлены на улицах и площадях города. Вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.

Публикации по теме:

Обобщение опыта на тему: «Дидактическая игра, как средство развития словаря для детей старшего возраста с ФФНР» Введение Актуальность исследования. На всех этапах исторического развития че-ловечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 26 ноября 2012 в 20:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Келехсашвили (УИ 41672) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД