Лювена Евдокимова
Роль предметной среды в развитии познавательной активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, так как в последнее время происходят большие изменения в сфере дошкольного образования, обусловленные выходом в свет новых нормативных документов:
2слайд
Приказы на слайде
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования) представляют собой совокупность семи групп требований на слайде
Публикация «Роль предметной среды в развитии познавательной активности детей» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды…
3слайд
Поэтому я хотела бы вам предложить методический семинар на тему «Роль развивающей среды в формировании познавательной активности у детей дошкольного возраста».
4слайд
Выступление хочу начать со слов известного российского и советского педагога, одной из создателей дошкольной педагогики в России Елизаветы Ивановны Тихеевой: на слайде.
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Поэтому тема актуальна.
5слайд
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.
В привычной для современных педагогов формулировке понятие «развивающая предметная среда детства» стало использоваться в конце 20 века.
Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского П. Я. Гальперина В. В. ДавыдоваЛ. В. Занкова А. Н. Леонтьева Д. Б. Эльконина развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
6слайд
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
В Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.
По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам занятий.
Проблема познавательной активности - одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л. И. Божович, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова и др. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах многих педагогов-ученых. Однако вопросы развития познавательной активности старших дошкольников в процессе проведения занятий в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки.
Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
7слайд
Одним из эффективных средств развития познавательной активности является предметно-развивающая среда ДОУ.
В своей группе стараемся создавать развивающую среду, которая обеспечивает жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка.
8слайд
Это обеспечивается за счет решения следующих задач:
на слайде.
9, 10, 11слайды
Требования к организации предметно-развивающей среды
12,13, 14 слайды
Требования к содержанию предметно- развивающей среды
15 слайд
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
Принцип информативности предполагает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.
Принцип вариативности: сообразно характеру современного образовательного процесса предметно-пространственная среда определяется видом дошкольных образовательных учреждений, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.
Принцип полифункциональности среды: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
С целью полифункциональности использования пространства
группового помещения, оно должно быть условно разделено на 3 части:
- зону для спокойной деятельности;
-зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т. п.);
- рабочую зону.
Принцип трансформируемости среды связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
Принцип интеграции образовательных областей: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
16 слайд
Функции предметно-развивающей среды
на слайде
17 слайд
Для выявления уровня сформированности познавательной активности были применены мониторинговые исследования, представленные в общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Цель данной диагностики выявить положительное влияние предметно-развивающей среды на формирование познавательной активности детей.
Мы использовали следующие критерии и показатели:
- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
- эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.
Вывод: на диаграммах видна положительная динамика познавательной активности детей.
18слайд
Построение развивающей среды обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Закончить свое выступление хочу словами чешского ученого-педагога Каменского:
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
19слайд
Спасибо за внимание!