Получи документы

Методическое пособие для музыкальных руководителей и воспитателей «Детский игровой фольклор»

Ирина Осипова
Методическое пособие для музыкальных руководителей и воспитателей «Детский игровой фольклор»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическое пособие для музыкальных руководителей и воспитателей

В современной системе образования игра не должна отходить на задний план. В обществе на всех ступенях образования совершается грубейшая ошибка: занятия вытесняют игру. В результате теряется стимул к знанию, достижению, творчеству, утрачивается культура производства игрушек и прочих игровых средств. Между тем работы ученых показывают, что игра, в том числе и традиционная, детские игровые праздники с успехом могут обогатить современное пространство дошкольного и начального школьного образования.

Публикация «Методическое пособие для музыкальных руководителей и воспитателей „Детский игровой фольклор“» размещена в разделах

Игровая культура применительно к дошкольникам выполняет свою традиционную развивающую функцию в социальном, эстетическом физическом развитии.

Дошкольник приобщается к традиционной игровой культуре естественнее всего через участие в играх, игрищах вместе с взрослыми и более старшими детьми. При этом он нуждается в организационно - содержательной и эмоциональной поддержке взрослых.

Не всегда просто научить детей традиционной игре, Лучше если мероприятие будет организованно в форме многовозрастного праздника, когда нет «игрунов» и «зрителей» - играют все!.

Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения: формировала привычку к труду, навыки охоты, военной подготовки.

Игры - удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу. Моторику. Тренируют реакцию и координацию движения и воспитывают навыки общения, с помощью них познаются эстетические нормы и законы. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.

Игровой фольклор вызывает активность мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, игры совершенствуют все психические процессы- внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма наиболее высокую ступень развития.

Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.

Царь Горох.

По считалке выбирают царя Гороха. Обычно он сидит на воображаемом троне. Играющие отходят в сторонку и договариваются о том, что будут изображать: труд людей, какие либо бытовые ситуации. Показывать можно ногами, руками, всем телом, мимикой, но нельзя произносить ни звука. Затем подходят к трону со словами:

«Здравствуй, царь Горох!»

Тот отвечает:

«Здравствуйте детки - малолетки!»

Играющие говорят: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем!»

После этого дети начинают показывать то, о чем договаривались. Царь Горох должен отгадать, что они изображают. Если не угадывает, его спрашивают: «Сдаешься!». При утвердительном ответе - раскрывают замысел задуманного, затем загадывают снова. Если царь Г орох угадывает, он догоняет детей. Пойманный становится новым царем Горохом.

Игра «Золотые ворота»

(хороводная)

Выбираются два человека, которые поднимают руки вверх и образуют «воротца», а остальные дети, взявшись за руки, образуют «цепочку». На слова «В золотые ворота проходите господа.» дружно, за ведущим проходят под «воротцами» пока те не закроются на слова «Не пропустим вас.» Тот кто попался в «воротца» становится в ворота, образуя круг, игра продолжается.

В золотые ворота проходите господа.

Первой мать пройдет, всех детей проведет.

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Водящие обходят еще раз длинную редьку и снова поют, спрашивают: «Бабушка добренько, редечка сладенько.

Продай бабка редьку, продай бабка сладкую!»

Бабка отвечает: «Берите, да только сами дергайте!»

Водящие пытаются вырвать репку сначала поодиночке: берут по очереди Бабку за руки и тянут, что есть сил. Но у них не получается и тогда водящие вдвоем тянут Бабку за руки (один из них обхватывает другого сзади за талию). Выдернув Бабку, один из них садится на место Бабки, а Бабка с другим водящим пробуют крепость редьки, дергая заднего игрока в веренице. Веселая игра продолжается до тех пор, пока все не перебывают в роли Бабки и роли ведущих, попеременно заменяя друг друга и дергая редьку с двух сторон спереди и сзади. Игру можно упростить, дергая редьку только сзади и не меняясь ролями. Тогда выбывшие игроки отходят в сторону.

Игра «Дударь»

Играющие становятся по кругу, а в центре «дударь» водящий. Участники идут по кругу и поют,

Дударь, дударь, дудорище Старый, старый старичище Его под колоду, его под сырую его под гнилую а потом спрашивают.

Дударь, дударь, что болит?

Водящий отвечает: голова, живот, руки, ноги., то есть называет любую часть тела. А участники касаются той части, которую назвал Дударь, и опять идут по кругу и поют. Как только водящему надоедает, он выкрикивает неожиданно после вопроса «Дударь, дударь что болит?» «Выздоровел!» и ловит кого ни будь из играющих.

Игра «Яблонька».

Дети встают в круг. В центре - один ребенок. Поется песня без музыкального сопровождения :

Мы посадим яблоньку на горе, на горе. - Дети, взявшись за руки, ходят по кругу. Наша яблонька расцветет

По весне, по весне.

Вырастай- ка яблонька Дети поднимают руки вверх.

Вот такой вышины,

Распускайся яблонька

Вот такой ширины. Расширяют круг, не размыкая рук.

Расти, расти, яблонька

В добрый час, в добрый час. Ведут хоровод.

Потанцуй- ка (имя ребенка,

Попляши для нас. Ребенок выполняет танцевальные

движения.

А мы нашу яблоньку Все трясти будем,

А мы сладки яблочки, Собирать будем.

А мы нашу яблоньку Все пощиплем.

И от нашей яблоньки Убежим.

Разбегаются в разные стороны. «Яблонька» ловит детей. Кого поймали, тот выходит. «Яблонькой» становиться оставшийся ребенок.

Игра-импровизация

«И шел козел дорогою».

Хоровод движется по солнцу, а «козел» в центре круга, против солнца. На словах «нашел» он выбирает себе пару. А дальше все участники игры выполняют танцевальные движения в соответствии с текстом. Как только музыка прекращается все становятся парами, кто остался без пары, становится «Козликом».

И шел козел дорогою, дорогою, широкою Нашел козу безрогую, безрогую козу.

Безрогую козу.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем с тобой.

Следующие странствия козла дети могут придумывать сами. Например:

Тропинкаю-с горбинкаю.

Опушечкой-дурнушечку.

По мостику без хвостика Канавою-карявую.

Игра «Прилетела Совушка»

В ребячий круг «залетает» «Совушка-нечесана бородушка, заранее выбранная на эту роль малышка. Она летает по кругу, делает глазками- «луп, луп», ножками- «туп, туп», а в это время за ней наблюдают притаившиеся за кругом сторожа. Дети, пропев коротенькую песенку, открывают в двух, трех местах «воротца», и в них тут же забегают сторожа. Но Совушка оказывается проворной и упархивает от сторожей в другие открывшиеся для нее воротца.

Эта погоня может продолжиться, и в конце концов пойманная Совушка выбывает из игры. Игра повторяется с новой Совушкой и новыми выбранными сторожами. Совушка, которую не смогут поймать сторожа, становится ведущей в какой- либо новой игре.

Прилетела совушка нечесана бородушка Глазками «луп», «луп»,

Ножками «туп», «туп».

Кто увидел, не дремли,

Поскорей ее лови.

Игра «Редька»

По правилам этой музыкально-игровой композиции ребятишки садятся

вереницей, крепко обхватив друг друга сзади за талию. Впереди всех

сидит Бабка, самый крепкий участник игры. Выбираются двое водящих.

Они ходят вокруг сидящих и поют песенку.

Водящие; «Хожу, хожу к бабке, прошу, прошу редьки:

Родилась ли редечка, родилась ли сладенька?»

Бабка: «Нет еще не выросла, только посадила!»

На ту же мелодию сидящие за бабкой поют:

«Расти, расти редечка, расти, расти, сладенька!»

Водящие обходят еще раз длинную редьку и снова поют, спрашивают: «Хожу, хожу к бабке, прошу, прошу редьки «Поспела ли редька, поспела ли сладка?»

Бабка отвечает: «Да нет еще, не поспела!»

Играющие распределяются по парам по кругу. В центре круга становится лишний. Пока звучит музыка, ребята, которые находились впередистоящими, выходят в центр круга и танцуют под музыку. Как только музыка заканчивается, они должны забежать за стоящих, кому не хватило пары, тот и Растяпа. Игра продолжается.

Публикации по теме:

Межрегиональный семинарМежрегиональный семинар В Москве 14 ноября состоялся межрегиональный семинар "Духовно-нравственное становление личности школьников в системе вариативного образования.

Основные проблемы и перспективы развития дошкольного образования в РФ В современном обществе отводится все большая роль дошкольному образованию, которое не уступает с точки зрения емкости последующим ступеням.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие для музыкальных руководителей и воспитателей «Детский игровой фольклор»
Опубликовано: 20 декабря 2014 в 20:53
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие для музыкальных руководителей и воспитателей «Детский игровой фольклор»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Осипова (УИ 288034) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД