Папки-передвижки

Методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе ДОУ

Татьяна Андреева
Методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе ДОУ

Андреева Т. А. ,

Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МБДОУ города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 66»

Здоровьесберегающие технологии должны быть безопасны для здоровья детей. Эта мысль первой приходит в голову, когда речь идет о внедрении в образовательный процесс дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий, а последнее становится насущной необходимостью, так как, по данным системы здравоохранения, здоровье как взрослого, так и детского населения ухудшается и необходимы комплексные меры по его сохранению и укреплению.

Публикация «Методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

Ребенок, поступающий в детский сад, уже имеет определенную группу здоровья, характеризующую особенности развития малыша. В том, по какому пути дальше пойдет его психофизическое развитие, важнейшую роль играют не только семья и ближайшее окружение, но и образовательная среда дошкольного учреждения.

В настоящее время в связи с увеличением негативного воздействия на организм человека разнообразных природных и техногенных факторов коллективы многих образовательных учреждений находятся в поиске эффективных здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и учащихся.

Необходимость организации экспериментальной работы по созданию развивающей среды для соматически ослабленных детей в МБДОУ города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 66» обусловлена результатами медико - психолого - педагогического мониторинга, который показал, что в детский сад поступает все больше детей, имеющих ЛОР – заболевания, заболевания органов зрения, увеличилось по сравнению с прошлыми годами число часто длительно болеющих детей, детей с дисгармоничным физическим развитием (избытком массы тела).

С 2014 года коллектив учреждения включился в эксперимент по созданию развивающей среды для соматически ослабленных детей, а это повлекло за собой необходимость совершенствования и обновления деятельности методической службы как координатора экспериментальной деятельности в связи с появлением новых ориентиров функционирования учреждения.

Важным и необходимым для нас стало выявление готовности педагогов к выполнению здоровьесберегающей функции в условиях инновационной деятельности. Данное исследование проводилось с использованием метода анкетирования, всем педагогам нашего учреждения было предложено заполнить:

- анкету «Психологический климат в коллективе»;

- анкету для выявления способностей педагогов к развитию;

- анкету по определению готовности к выполнению здоровьесберегающей функции специалистов по дошкольному образованию.

- карту педагогического мастерства педагога, включающую такие показатели, как мотивационно - творческая направленность личности; креативность; самооценка профессиональных способностей педагога к инновационной деятельности, индивидуальные особенности личности.

Количественный и качественный анализ полученных данных показал, что высокий уровень готовности к саморазвитию и инновационной деятельности в здоровьесбережении детей дошкольного возраста отмечена у 64% педагогов, средний уровень – у 36% педагогов, что говорит о высоком потенциале и профессиональной компетентности педагогического коллектива.

Следующим нашим шагом в методическом сопровождении экспериментальной деятельности стало изучение информационных потребностей педагогических кадров ДОУ с целью формирования банка данных по организации воспитательно-образовательного процесса в режиме педагогики оздоровления. Анализ анкет показал, что многие педагоги имеют знания и практические навыки в области применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста, но эти знания нуждаются в систематизации и структурировании. Кроме того, не все четко представляли себе организацию и реальные результаты своей работы в режиме инновационной деятельности.

Поэтому появилась необходимость в повышении профессиональной компетентности, расширении теоретических и практических знаний педагогов в области здоровьесбережения. С этой целью в ДОУ в ходе информационно-аналитического этапа проведены следующие методические мероприятия :

- разработаны методические рекомендации для работы с часто длительно болеющими детьми раннего возраста, по организации работы с детьми с нарушением зрения, оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста;

- проведены педагогические советы: «О физическом здоровье детей» (октябрь 2013, «Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду» (январь 2014 г., педагогический совет «Инновации в работе ДОУ» (апрель 2014). В ходе педсоветов обсуждались вопросы организации работы по обеспечению физического развития и здоровья детей, пути формирования потребности к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, направления работы по построению развивающей среды для соматически ослабленных детей.

- состоялся цикл тематических консультаций по теме эксперимента.

- проведен анализ педагогической диагностики физического развития детей на начало учебного года, определены дети, нуждающиеся в индивидуальном образовательном маршруте в связи с нарушением здоровья или дисгармоничным физическим развитием.

- в целях изучения актуального состояния физкультурно - оздоровительной работы в учреждении состоялась тематическая проверка по организации двигательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста, выполнению мероприятий программы «Здоровый малыш», намечены пути коррекции имеющихся недостатков.

- педагоги ознакомлены со сравнительным анализом заболеваемости в МБДОУ № 66 за три года.

- с педагогическим коллективом проведено обсуждение программы опытно-экспериментальной деятельности по организации развивающей среды для соматически ослабленных детей, разработан и реализуется поэтапный план экспериментальной деятельности.

Эффективная организация работы по сохранению и укреплению здоровья детей требует установления прочных и взаимообогащающих связей с детскими образовательными и лечебно-профилактическими учреждениями нашего города. Именно поэтому в рамках летней оздоровительной кампании 2014 года было налажено взаимодействие с МОГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Магадана для проведения лечебно-профилактической работы с детьми. Двадцать три ребенка дошкольного возраста по назначению врача и с согласия родителей получили бесплатные оздоровительные услуги на базе МБДОУ № 66: массаж и сеанс лечебной физкультуры, что существенно повысило уровень оздоровительной работы в учреждении.

Летнее время – хорошая пора для занятий спортом. Летом 2014 года наши воспитанники успешно приняли участие в городских спортивных мероприятиях для дошкольников: городских соревнованиях «Веселые эстафеты», посвященных Дню защиты детей, городской спартакиаде дошкольников «Веселые старты», где воспитанник подготовительной группы Токарев Дима занял третье призовое место в прыжках в длину с разбега.

Мы глубоко убеждены в том, что приобщить детей к ценностям здорового образа жизни эффективнее всего можно личным примером. Наши педагоги являются активными участниками городских мероприятий оздоровительной и спортивной направленности. Так, в сентябре 2014 года семь сотрудников МБДОУ № 66 стали участниками городского Дня здоровья на стадионе «Спарта», где они смогли попробовать свои силы с выполнении норм ГТО и получили поощрительные сувениры.

Инновационная направленность деятельности по здоровьесбережению требует внедрения научно-апробированных методик и технологий, чем обусловлено взаимодействие педагогического коллектива МБДОУ № 66 с МОГАУ ДПО «ИПК ПК» города Магадана - научным руководителем экспериментальной работы в нашем учреждении является Каранова Виктория Владимировна, проректор МО ГАУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических кадров», кандидат психологических наук, а педагоги имеют возможность в течение года посетить комплексные, модульные курсы и проблемные семинары, где углубленно и всесторонне освещаются вопросы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях модернизации образования.

В процессе экспериментальной работы важно ставить перед коллективом реалистичные цели, поэтому ожидаемый результат здровьесберегающей деятельности педагогов нашего учреждения – это не резкое снижение заболеваемости, которого вряд ли можно достичь за короткое время, а повышение адаптивных способностей детского организма и уменьшение прироста простудных заболеваний, овладение ребенком способами прогнозирования результатов своих действий на основе ценностей здорового образа жизни и экологической культуры.

В ходе практического этапа экспериментальной деятельности мы планируем расширить диапазон используемых в работе с кадрами форм методической работы : запланирован гостевой обмен опытом по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с педагогами дошкольного подразделения № 54 коррекционной школы № 19 города Магадана, ряд семинаров с использованием активных методов обучения, создание педагогической копилки на сайте ДОУ.

Таким образом, в дошкольном учреждении развитию творческой атмосферы может способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность методической службы. Именно она должна помочь педагогам овладеть новыми знаниями, оказать помощь в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности.

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Справка об участии воспиттателя в организационно-методической работе учреждения Аналитическая справка о результатах участия воспитателя Аверьяновой Ю. В. в организационно-методической работе муниципального бюджетного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 1 апреля 2015 в 09:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД