Татьяна Кириченко
Методика изучения детского словаря
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение словаря детей, как и других сторон речи, имеет большое значение в педагогическом процессе детского сада. Выявление лексического запаса ребенка, особенностей понимания и употребления им слов необходимо для научно обоснованного отбора содержания словарной работы и определения ее методики. Изучение словаря может проводиться с разными целями:
1) Для проверки уровня развития словаря по отдельным темам с целью контроля за усвоением программы детского сада.
Публикация «Методика изучения детского словаря» размещена в разделах
2) Для выявления уровня лексического развития ребенка в целом. Последнее важно также для диагностики умственного развития и уровня речевой готовности детей к школьному обучению.
3) Для определения не только возрастных, но и индивидуальных особенностей с целью выработки программ индивидуального развития детей.
Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Ему демонстрируют предмет, признак или действие и предлагают ответить на вопросы что (кто, какой, что делает?. Для проверки обобщающих слов соответственно предъявляются группы предметов. В случае отсутствия слова в активном словаре дается инструкция : «Покажи что-то». Речевые и двигательные реакции детей фиксируются и затем подвергаются анализу. Однако такая методика позволяет установить лишь наличие или отсутствие наименований в словаре детей. Для выявления особенностей понимания и употребления проверяемых слов, особенно в старшем дошкольном возрасте, используются другие приемы. При оценке словаря детей можно условно выделить несколько уровней освоения слова : нулевой - когда слово отсутствует и в активном и в пассивном словаре, первый- когда слово есть в активном словаре, но нет его понимания, второй- когда слово есть в словаре, но применяется с ошибками или ограниченно, только в определенных ситуациях, третий- когда слово правильно понимается и употребляется независимо от ситуации. Слово в этом случае имеет обобщенное значение.
Для анализа словарного запаса можно воспользоваться и другими методами количественной оценки словаря, в частности установлением коэффициента лексического богатства и лексического разнообразия. Детям предлагается составить рассказ по картине. Коэффициент лексического богатства вычисляется на основе подсчета слов в тексте. Так, в начале года ребенок использовал 22 слова в минуту, а в конце года-30 слов, это означает, что его лексический запас возрастает. Для оценки смысловой стороны слов важны показатели развития значений многозначных слов, овладение синонимией и антонимией, средствами художественной выразительности. Для детей старшего дошкольного возраста высоким уровнем считается выполнение всех четырех типов заданий, для более младших- только трех (подбор определений, сравнений, обобщающих наименований). Соответственно средний уровень для старших детей- выполнение заданий, являющихся высоким уровнем для младших, для младших детей достаточно подбора определений. Все остальные результаты отнесены к низкому уровню.
Особенности смысловой стороны словаря помогают также выявить задания на установление ассоциативных связей. Эти взаимные связи могут достоверно указывать на богатство и скорость воспроизведения слов в речи. Ассоциативный эксперимент может служить дополнительным методом изучения уровня развития смысловой стороны речи детей. В настоящее время он применяется для изучения детской лексики и в методических целях. С помощью метода свободных словесных ассоциаций происходит перевод пассивного словаря в активный, повышается уровень развития связной речи. Большое значение диагностика лексического развития имеет при определении готовности детей к обучению в школе. Здесь проверяется способность быстро находить точные слова, употреблять обобщающие слова.