Приложение МААМ

Методика изучения детского словаря

Татьяна Кириченко
Методика изучения детского словаря
▼ Скачать + Заказать документы

Изучение словаря детей, как и других сторон речи, имеет большое значение в педагогическом процессе детского сада. Выявление лексического запаса ребенка, особенностей понимания и употребления им слов необходимо для научно обоснованного отбора содержания словарной работы и определения ее методики. Изучение словаря может проводиться с разными целями:

1) Для проверки уровня развития словаря по отдельным темам с целью контроля за усвоением программы детского сада.

Публикация «Методика изучения детского словаря» размещена в разделах

2) Для выявления уровня лексического развития ребенка в целом. Последнее важно также для диагностики умственного развития и уровня речевой готовности детей к школьному обучению.

3) Для определения не только возрастных, но и индивидуальных особенностей с целью выработки программ индивидуального развития детей.

Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Ему демонстрируют предмет, признак или действие и предлагают ответить на вопросы что (кто, какой, что делает?. Для проверки обобщающих слов соответственно предъявляются группы предметов. В случае отсутствия слова в активном словаре дается инструкция : «Покажи что-то». Речевые и двигательные реакции детей фиксируются и затем подвергаются анализу. Однако такая методика позволяет установить лишь наличие или отсутствие наименований в словаре детей. Для выявления особенностей понимания и употребления проверяемых слов, особенно в старшем дошкольном возрасте, используются другие приемы. При оценке словаря детей можно условно выделить несколько уровней освоения слова : нулевой - когда слово отсутствует и в активном и в пассивном словаре, первый- когда слово есть в активном словаре, но нет его понимания, второй- когда слово есть в словаре, но применяется с ошибками или ограниченно, только в определенных ситуациях, третий- когда слово правильно понимается и употребляется независимо от ситуации. Слово в этом случае имеет обобщенное значение.

Для анализа словарного запаса можно воспользоваться и другими методами количественной оценки словаря, в частности установлением коэффициента лексического богатства и лексического разнообразия. Детям предлагается составить рассказ по картине. Коэффициент лексического богатства вычисляется на основе подсчета слов в тексте. Так, в начале года ребенок использовал 22 слова в минуту, а в конце года-30 слов, это означает, что его лексический запас возрастает. Для оценки смысловой стороны слов важны показатели развития значений многозначных слов, овладение синонимией и антонимией, средствами художественной выразительности. Для детей старшего дошкольного возраста высоким уровнем считается выполнение всех четырех типов заданий, для более младших- только трех (подбор определений, сравнений, обобщающих наименований). Соответственно средний уровень для старших детей- выполнение заданий, являющихся высоким уровнем для младших, для младших детей достаточно подбора определений. Все остальные результаты отнесены к низкому уровню.

Особенности смысловой стороны словаря помогают также выявить задания на установление ассоциативных связей. Эти взаимные связи могут достоверно указывать на богатство и скорость воспроизведения слов в речи. Ассоциативный эксперимент может служить дополнительным методом изучения уровня развития смысловой стороны речи детей. В настоящее время он применяется для изучения детской лексики и в методических целях. С помощью метода свободных словесных ассоциаций происходит перевод пассивного словаря в активный, повышается уровень развития связной речи. Большое значение диагностика лексического развития имеет при определении готовности детей к обучению в школе. Здесь проверяется способность быстро находить точные слова, употреблять обобщающие слова.

Публикации по теме:

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (1 и 3 периоды, 19 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (2 период, 12 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 1 и 2 периодов по 23 лексическим темам,.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Развитие пространственного словаря у дошкольников во время игрыРазвитие пространственного словаря у дошкольников во время игры Процесс развития пространственного мышления у дошкольников наполнен различными словами, обозначающими положение предмета относительно ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика изучения детского словаря
Опубликовано: 11 марта 2024 в 09:41
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика изучения детского словаря» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кириченко (УИ 402483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД