Лучший педагог года

Методика Марии Монтессори в дошкольном образовании

Сардана Андреева
Методика Марии Монтессори в дошкольном образовании

Андреева Сардана Дмитриевна, воспитатель

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

Публикация «Методика Марии Монтессори в дошкольном образовании» размещена в разделах

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Рубинштейн С. Л. говорил, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи, эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготский) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в её разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе игры.

Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:

Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

Освоить современные технологии и методы организации игры.

Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по всем возрастным группам.

На данном этапе освоили современную технологию формирования игровой деятельности, разработанную Н. А. Коротковой и Н. Я Михайленко, изучила метод комплексного руководства игрой Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новосёловой.

В нашей деятельности основываемся на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.

Работая по теме, разработали планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей дошкольного возраста по ясельной, средней и старшей группе. Изменила форму проведения занятий, строю их в виде игр, путешествий, занятий-прогулок, занятий-сказок.

В процессе работы создаю предметно- игровую деятельность, которая способствует закреплению сформированных в совместной деятельности способов построения игры, творческому развитию сюжета через внесение «ключевых» игрушек, появлению новых видов игр.

Оформлены центры для игр, которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры, сделан стол для игр-манипуляций с предметами для развития моторики рук.

Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью использую костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера, в изготовлении которых оказывают помощь родители.

Развитию игровой деятельности способствует использование «Игротеки», регулярное пополнение игрового материала, изготовление атрибутов для игр, выставки книг, изготовление и рассматривание тематических альбомов, чтение художественных произведений.

Играя с детьми, создаю проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности.

В нашей работе использую три принципа организации игры в детском саду:

Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми.

Играю с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе разворачиваю игру особым способом так, чтобы детям «открывался и усваивался» новый, более сложный способ её построения.

Начиная с раннего возраста, формирую игровые умения и одновременно ориентирую ребёнка на осуществление игрового действия, на пояснение его смысла партнёром- взрослым и сверстником, на создание психологического комфорта в совместной игре.

В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.

В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

У детей появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Играя с детьми, обогащаем содержание игр, возникающих в группе, формирую умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Для решения этих задач я используем косвенные приё мы руководства: обогащаю знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях помогаем детям расширить знания для одной игры, а затем постепенно переходим к углублению содержания других.

Также я используем разнообразные приёмы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляя интерес к играм детей и, задавая отдельным группам вопросы, постепенно приучаем детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом используем короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогаю детям справедливо распределить роли, направляю внимание детей на подбор игрушек и т. д.

Участвуя в игре, берем на себя не основную, а второстепенную роль, с тем, чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений.

В играх, наряду с действиями, начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх дети находят отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг к другу в процессе труда. Изменение тематики игр и их содержания на данном возрастном этапе связано с расширением их источников. Постепенно в играх дошкольника всё большее место начинает занимать опосредованный опыт, т. е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых. Меняется и характер непосредственного опыта: дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни. Когда ребёнок уже овладел основами ролевого поведения, важно научить его развёртывать в игре разнообразные сюжеты, центром которых является привлекающая его роль. Для этого необходимо показать ребёнку, что роль может быть включена не только в одну, а в различные взаимосвязи с другими ролями.

Считаем, что одним из эффективных средств формирования у детей умений согласованно развёртывать новые разнообразные сюжеты игры, является совместная игра воспитателя с детьми, однако по форме она совершенно отличается от игр воспитателя с детьми на предыдущем возрастном этапе. Это своеобразная совместная «игра-придумывание», которая протекает чисто в словесном плане.

Организуя игры с детьми дошкольного возраста, развиваем у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.

Во всех возрастных группах периодически предлагаем новую тему игры, при этом не навязываю сюжет детям, а стараюсь лишь возбудить интерес. Играя с детьми, замечаем изменения в их настроении, поведении и самочувствии.

Как можно чаще хвалим и поощряем каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараемся, чтобы каждый ребёнок самореализовывался в игре, проявил своё неповторимое творчество.

Работая с детьми в группе, создаем обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка. В результате нашей работы дети стали более активны, оживлены, свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, уверены и самостоятельны в игре.

Публикации по теме:

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании». Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено.

Консультация «Труд в дошкольном образовании — это легко?» В своём Эссе я хочу раскрыть данную тему. Сейчас я попытаюсь подойти к основному понятию освещаемой темы. Труд - целенаправленная деятельность.

Конспект занятия с применением методики Марии Монтессори в образовательной области «Социализация» Актуальность методики Марии Монтессори в образовательной области социализация. В группу пришло электронное.

Использование информационных технологий в дошкольном образовании Информационные технологии в дошкольном образовании. Вся тема информационные технологии связана с процессом информатизации образовательного.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Культурные практики в дошкольном образованииКультурные практики в дошкольном образовании Виды культурных практик (Масловская С. В., кандидат педагогических наук, доцент) Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать,.

Представление опыта работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори» Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори» Актуальность. В наше время, резкое обновление.

Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании В настоящее время, компьютерная техника глубоко и прочно вошла в нашу жизнь. В современных школах компьютеры уже не являются чем-то редким.

Использование метода Марии Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста На 2016-2017 учебный год я взяла тему саморазвития «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори».

Эссе «Моя философия о дошкольном образовании» ЭССЕ на тему: «Моя философия дошкольного образования» Дубровина Наталья Анатольевна МДОУДСКВ «Радуга» структурное подразделение детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика Марии Монтессори в дошкольном образовании
Опубликовано: 30 марта 2017 в 12:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД