Лариса Бойчак
Методика организации и проведение родительских собраний в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методика организации и проведение родительских собраний в ДОУ
1слайд
Родители – главные воспитатели своих детей, именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития. Дошкольное образовательное учреждение, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Публикация «Методика организации и проведение родительских собраний в ДОУ» размещена в разделах
Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с родителями.
2 слайд
Одной из действенных форм работы воспитателей с коллективом родителей является проведение родительских собраний. Собрания могут быть организационными (обсуждение задач на новый учебный год, тематическими (посвящены актуальным проблемам воспитания, обучения и развития ребенка-дошкольника) или итоговыми (подведение итогов, результатов образовательной работы за год).
Групповые собрания проводятся не менее 3 раз за учебный год. На родительское собрание могут приглашаться администрация, специалисты ДОУ, медицинский работник).
3 слайд
Подготовка родительского собрания.
Выбор темы собрания.
Тему собрания выбирают педагоги группы, например, «Возрастные и психологические особенности детей 5-6,6-7 лет», «Как научить детей быть самостоятельными», «Кризис трех лет». «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности и самообслуживании», «Игры с малышами в кругу семьи», «Поощрения и наказания ребенка в семье» и т. д.
Выбор темы с учетом запроса родителей целевых ориентиров жизнедеятельности группы; закономерностей развития личности дошкольника; особенностей протекания процессов воспитания, обучения и развития; стратегии построения и совершенствования взаимоотношений ДОУ и семьи) и т. д.
Определение цели родительского собрания (целеполагание связано с выбором темы и вопросов для обсуждения - почему именно эту проблему в данный момент необходимо обсудить с родителями).
Основным методом проведения собрания должен стать диалог (дает возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения).
Родительское собрание предусматривает равную активность участия родителей и педагогов.
4 слайд
Этап подготовки родительского собрания
День проведения родительского собрания мы выбираем заранее с учетом занятости родителей.
Для обеспечения явки родителей на собрание, мы размещаем объявление в раздевалке, а также изготавливаем совместно с детьми индивидуальные приглашения, которые дети раздают за неделю до собрания.
Выбирая тему собрания, мы опираемся на интересы и потребности родителей. Для этого проводим анкетирование, анализируем часто задаваемые вопросы. Вопросы, касающиеся отдельных детей, решаем в индивидуальном порядке.
Для того чтобы наши рекомендации применялись родителями дома на практике, нужно изготовить памятки с советами на тему собрания. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
Столы расставляем по кругу, создавая психологический комфорт для общения. На столах, выставляем карточки с именами, отчествами родителей, чтобы каждый имел свое место.
5 слайд
Виды родительских собраний.
• Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются мероприятия с участием родителей.
• Установочные (инструктивные, на котором родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно – образовательном процессе, нормативно-правовой базе.
• Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, с итогами медицинских обследований, с результатами по заболеваемости и посещаемости и т. д.
• Консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.
• Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.
• Информационно – просветительские (как система психолого – педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания – конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения).
• Отчетные (итоговые, имеющие целью показать воспитательно – образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.
6 слайд
Организационные формы проведения родительских собраний.
• Классическая – донесение информации до родителей (вопросы родителей – ответы воспитателя).
• Круглый стол – дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.
• Групповая дискуссия – форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.
• Мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.
• Совместное творчество детей и родителей.
• Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. д.
7 лайд
Методы взаимодействия
Групповая дискуссия, повышающая психолого – педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включить элементы проигрывания ситуаций.
Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.
Совместные действия – выполнение заданий педагогом и родителей с дальнейшим самоанализом.
Вербальные дискуссии, воспитывающая культуру диалога в семье и обществе, вырабатывающая умение аргументировать свои доводы, учитывая аргументы оппонентам, в том числе и собственного ребенка.
8 слайд
Структура родительского собрания
Вводная часть: призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего. Вступление педагога должно быть коротким, эмоциональным, настраивающим на тему предстоящего разговора.
Основная часть: собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д.
Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы.
Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
На родительском собрании можно организовать вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни группы, успехи в воспитании детей. Можно подвести итоги ранее проводимых конкурсов.
Заключительная часть: в третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т. д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Протокол родительского собрания оформляется в течение 3 дней воспитателем группы. К нему прилагается регистрационный лист. Выписка с решением родительского собрания отдельно вывешивается на информационном стенде в родительском уголке для ознакомления и подписи родителей, кто не смог присутствовать на собрании.