Папки-передвижки

Методика работы над дефектом оглушения согласных звуков

Альфия Валиахметова
Методика работы над дефектом оглушения согласных звуков

Методика работы с дефектом оглушения согласных звук.

Специфическим недостатком, объединяющим звонкие фонемы различного способа и место образования, твёрдые и мягкие, является воспроизведение их ввиде соотвественных парных глухих (самок-замок, шук-жук и т. д.)

Дефекты оглушения могут возникать при : снижении физического слуха, несформированности фонематических процессов, нарушениях деятельности голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными расстройствами. Этот недостаток отоносится к числу фонологических, и часто тяжело отражается на усвоении письма.

Публикация «Методика работы над дефектом оглушения согласных звуков» размещена в разделах

Если озвончение нарушено полностью работа начинается с щелевых звуков при том с наиболее простого по артикуляции среди них со звука[в]. После него переходит к звукам [з, ж], а затем уже взрывным звуком в последовательности [б-д-г].

Начинать работу стоит с подготовительных упражнений:

1. Поочередно воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и выдохе (сначала логопед, потом сам ребёнок или совместно с логопедом).

2. Сопостовление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, как и длительного.

Все эти упражнения следует производить при тактильно - вибрационном контроле со стороны ребёнка. (Ребёнок одну руку кладёт на шею логопеда, а другую на свою шею). Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых связок.

Ризанирование звучащего голоса можно уловить, прикладывая ладонь к темени, а также ладони обеих рук или к ушам, или к щекам. Эти упражнения являются хорошей гимнастикой голосовых связок и приводят к умению включать голосовые связки, т. е. произвольным их смыканию. И тактильно вибрационное ощущение становится надёжным контролем при диференциации звонких и глухих звуков.

Иногда, непосредственно в процессе этих упражнений удаётся получить первый звонкий звук. После его закрепления часто оказывается возможным последовательно поставить и остальные звуки.

Полезно сопоставить переход от глухого звука к звонкому в отношении всех шести пар. Это поможет переносу усвоенного навыка с одной пары на другую. Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одной из соноров [м], [н],р],[л ]( например: мммба, нда) или применив сочетание звонкого звука, которую нужно вызвать с одним из соноров и гласных ( например: адма, адра.)

Не всегда удается начать постановку озвончения с группы щелевых, т. к иногда на ряду с дефектами озвончения обнаруживается тот или иной вариант сигматизма. В этих случаях приходится сначала поставить звуки [с] и [ш] и только тогда озвончать их.

Не всегда предваритальное озвончение звуков [ф], [с], [ш], обеспечивает озвончение взрывных теми же приёмами. Для этих случаев разработаны специальные приёмы постановки звука [в]. Ребёнку предлагают дуть сквозь сближенные, но не сжатые губы при некотором раздувании щёк. Затем к дутью добавляется голос, получается длительное, углублённое [в]. В это время, логопед прикладывает свой указательный палец в горизонтальном положении к нижней губе ребёнка и произведя лёгкие движения верх и вниз, вызывает смыкание и размыкание губ. Получается звучание звука [б].

Очень полезно научить ребёнка самостоятельно получать звук при помощи пальца, что даёт ему возможность упражнятся и дома. Обычно очень быстро удается получить, способом подражания, слоги с различными гласными (аба, обо, убу, ыба).

Роль механической помощи постепенно снижается, скоро оказывется возможным отказаться от неё и проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи без неё. (Способ профессора Ф. А. Рау).

По мере укрепления звука [б], облегчается и постановка звуков [д] и [г] при помощи выше указанных приёмов.

После того, как получен любой из звонких согласных звуков, следует приступить к его автоматизации в словах и фразах. Работа должна быть довольно длительной и систематической. Длительно следует проводить все упражения, держа руку для контроля у горла и несколько утрируя звучания голоса в звонких звуках. После того, как звонкий звук достаточно автоматизирован, следует приступить к его дифференцации с парным глухим. Дифференцации звуков также производится на материале слогов, слов и фраз.

Заключительным этапом в работе будет разучивание с детьми стихов, скороговорок, пересказывание разных текстов.

Усвоение звука [б] служит базы для постановки звука [д]. Прежде всего следует воспользоваться аналогией, предложив ребёнку, держа руку у гортани, произнести такие пары слогов: фа – ва, са – за, ша – жа, па -ба, та-да. Если таким способом не удастся вызвать звук [д], то надо попробовать достичь этого путём произнесения словом да вслед за рядом предшествующих слогов с фонемой [б] (ба- ба- ба -да, пользуясь при этом контролем над вибрацией гортани. Не редко в таких случаях звук [д] получается, как по инерции.

В тех случаях, когда и этот приём не позволяет добиться успеха, следует воспользоваться следующим способом. Произносятся слоги ба –ба -ба. Затем те же слоги произносятся при просунутом между губами языком. Должно получиться межгубное [д], по звучанию нечто среднее между [б] и [д]. Такую артикуляцию следует закрепить в слогах с гласными. Затем можно перейти к межзубному [д]. Для этого во время произношения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцем приподнять верхнюю губу. Язык автоматически прижмётся к верхним зубам и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное. При очень редких зубах межзубное [д] может не получиться, из-за утечки воздуха в щели между резцами верхней челюсти. В таких случаях от межгубного [д]. следует переходить прямо к зазубному. Наличие фонемы д служат предпосылкой постановки третей звонкой взрывной фонемы г, которая не редко получается в результате сопоставления таких пар слогов: па -ба, та-да, ка-га.

Можно попытаться получить звук [г], произнося ряд слогов: бадага, дадага)

Все упражнения проделываются с контролем над вибрацией гортани, путём прикосновения к ней, кисти руки.

Если оба приёма окажутся недостаточными, то следует применить механический способ поставки [г] от [д], с помощью шпателя.

Добившись воспроизведения звонких взрывных согласных, необходимо упражнения на материале разнообразных слогов, слов и фраз и закрепить их в речи, отдифференцировать от парных глухих.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Дифференциация звука [Ц] и других согласных близких по способу, месту образования и акустически схожему звучанию Дифференциация звука [Ц] и других согласных близких по способу, месту образования и акустически схожему звучанию. Тема: Звук и буква [Ц].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними» Цель:автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять.

Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут»Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут» Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут»».Занятие №1 «Желтый Одуванчик».Задачи: •.

Клавесы: методика работы с детьмиКлавесы: методика работы с детьми Клавесы (простейший кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения) – две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика работы над дефектом оглушения согласных звуков
Опубликовано: 9 апреля 2023 в 21:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД