Татьяна Бушуева
Методика работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стёртой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Разработкой методики преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стёртой дизартрией занималась Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, О. Г. Приходько).
При разработке данной методики использованы в адаптированном варианте некоторые упражнения, приёмы и методы, описанные в работах А. Р. Лурия, Н. И. Озерецкого, О. С. Соботович, Р. И. Лалаевой, В. К. Орфинской, Д. Б. Эльконина.
Цели этой методики :
1. Формирование речепроизносительных навыков.
Публикация «Методика работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стёртой дизартрией» размещена в разделах
2. Коррекция фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы.
3. Формирование и развитие фонематических представлений.
4. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Характерной особенностью методики является сочетание традиционных логопедических приёмов с нейропсихологическими методами. В основе её использования лежит комплексный подход, учитывающий основные этапы формирования мозговой организации психических процессов у детей со стёртой дизартрией.
Система работы представлена двумя взаимозависимыми блоками:
I блок. Методика преодоления фонетических нарушений речи включает в себя следующие этапы:
1. Развитие ручной моторики и моторики артикуляторного аппарата:
- формирование кинестетической основы движения;
- формирование кинетической основы движения.
2. Формирование правильной артикуляции звуков и автоматизма их произношения в различных фонетических условиях.
3. Формирование интонационной выразительности речи.
II блок. Методика преодоления фонематических нарушений речи включает в себя следующие этапы:
1. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне :
- формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов;
- формирование восприятия устной речи в процессе различения правильного и искаженно произнесённого звука.
2. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне:
- уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
- выделение звука на фоне слога;
- выделение звука на фоне слова.
Данная методика используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Последовательность решения задач, выдвигаемых каждым блоком, обеспечивает системность и эффективность проводимость занятий