МААМ-картинки

Терапия искусством. Методика рисуночного теста «Моя семья» (1 фото)

Елена Сорочкина
Терапия искусством. Методика рисуночного теста «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы

Методика рисуночного теста "Моя семья" часто используется в детской арт-терапии, которая позволяет определить специфику внутрисемейных отношений, эмоциональное состояние ребёнка.

Мальчик из благополучной, полной, многодетной семьи : папы, мамы, трёх сестёр - 17 лет, 8 лет и малышки 8 месяцев. В данной семье хорошие отношения, основанные на поддержке, доверии и душевно теплоте. Сладости и угощения, всё делят поровну. В детском саду родители с педагогами всегда идут на контакт, вовлечены в образовательный и воспитательный процесс ребёнка. В старшей группе это самый спокойный и послушный ребёнок. Он старается быть хорошим, тревожность проявляется, когда слишком переживает, если что- то не получается, или совершил какую-либо ошибку, но всегда доделывает начатое дело до конца. В многодетных семьях, как и в других семьях, возникают психологические проблемы в процессе воспитания детей. Поведение ребёнка дома у мамы вызывает беспокойство (ребёнок может быть капризным, упрямится). Поэтому было решено провести тестирование по рисунку мальчика "Моя семья". Проанализировав детский рисунок, мы увидели не только скрытые проблемы эмоционального состояния ребёнка, но и отношение к каждому члену семьи.

Публикация «Терапия искусством, Методика рисуночного теста „Моя семья“» размещена в разделах

Упражнение арт-терпии по методике рисунка ребёнка «Моя семья».

Существует множество разновидностей этого теста и не меньшее количество вариантов его интерпретации. Но все они преследуют общую цель – определить специфику внутрисемейных отношений, которые во многом влияют на становление ребенка как личности.

Образ родителей является наиболее емким и доступным для детского сознания, а его интерпретация становится источником важной психологической информации.

Для реализации этой арт-терапевтической техники понадобится : лист, форматом А4; простой карандаш; 6 цветных карандашей (желательно подбирать цвета с ярко выраженными смысловыми значениями, к примеру: черный, белый, зеленый, желтый, коричневый, красный); ластик.

Инструкция простая, мы предложили только нарисовать свою семью. Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка. Приступать к рисованию имеет смысл лишь в случае, если этого желает ребенок.

Когда рисунок будет закончен, можно попросить ребенка рассказать о нарисованных фигурах, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.

Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует, какие выбирает цвета и т. д…

При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.

Терапия искусством. Методика рисуночного теста «Моя семья»

Оценка рисунка семьи

Мальчик с удовольствием начал рисовать свою семью. Первым он нарисовал маму, затем себя в животике у мамы, третьей фигурой стала старшая сестра, четвёртым папа, и в последнюю очередь он нарисовал кошку. Это может означать, что он ищет общения с животным из-за нехватки тепла в семье.

На вопрос: «А где же средняя и маленькая сестрёнка?». Ребё нок ответил: средняя сестра в школе, а малышка спит. Нарушение реального состава свидетельствует о внутреннем эмоциональном конфликте. Члены многодетной семьи не страдают от одиночества, в доме всегда шумно и весело. Возможно, мальчику хочется покоя, быть рядом со взрослыми членами семьи, а с мамой никогда не расставаться. Ведь себя он нарисовал маленьким, в животе у мамы, а это может говорить, что он думает и о его маленькой значимости в семье. Наиболее умный человек в семье, это – мама, так как имеет самую большую голову. Все члены семьи с ушами, значит, они слышат ребёнка и друг друга в семье.

Мы видим признак скрытой агрессии, так как на лицах у всех большие губы, немаленький рот. Сильный нажим на карандаш и расположение рисунка в центре листа подчёркивает его хорошую самооценку, а также эмоциональную напряжённость. На фоне солнышка, набежали тучки с дождём, что является признаком изменения эмоций, сменой настроения. Цвета не тёмные, яркие указывают все же на его оптимизм. О сомнениях и эмоциональном дискомфорте по отношению к старшей сестре и папе может говорить стирание ластиком определённых фрагментов на рисунке во время арт-терапии.

Как же можно решить причину беспокойства мамы, указывая на тревожность, капризы и упрямство мальчика?

Вот несколько советов для родителей ребё нка:

1. Понимать возрастные особенности ребёнка, так как проявление упрямства характерно для детского кризиса от 5-7 лет, он начинает понимать свои личностные желания. Желание быть маленьким, быть всегда с мамой.

2. Помочь понять изменения жизни в семье с рождением сестрёнки. Если раньше мама больше проводила с мальчиком время, то сейчас больше с малышкой. Мальчику нужно время привыкания.

3. Главной задачей является честное и ровное поведение родителей по отношению ко всем детям в семье, так как между сестренкой 8 лет и мальчиком, возможно, усиливается соперничество, ябедничество, зависть.

Если мама нужна и там и там, на помощь должен придти папа, или бабушки.

3. Необходимо распределить время так, чтобы хватало на всех. Объединить детей увлекательной игрой, занятием, посильным трудом по возрасту, предложить найти новое хобби.

4. Чтобы ребёнку никто не мешал заниматься своим делом, лучше отделить ему собственное место для уединения (можно и под столом, для игр (хоть на подоконнике).

5. Так как ребёнку приходиться делить интересы старших детей, либо играть с малышкой, что не всегда интересно для него, желательно проводить с ребёнком времени меньше, но наедине, хотя бы на несколько минут, желая ему добрых снов, сделав его своим помощником, найти раз в неделю время для совместной прогулки и др…

6. Не заставлять ребёнка делиться, если ребёнок захочет, он поделиться сам.

7. Когда ребёнок придёт из детского сада, обсудить, как прошёл день, с кем он играл, чем занимался, отмечая его успехи и достижения.

8. Родители должны помочь ребёнку справиться со сложной для него ситуацией, проявляя чуткость, терпение, внимание.

К сожалению, очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время ребёнком она воспринимается иначе.

Публикации по теме:

Планирование «Ознакомление с искусством в младшей группе» Перспективный план "Ознакомление с искусством в младшей группе" № Раздел Цели и задачи 1 Красота природы. Развивать ощущения и восприятие.

Уголок для ознакомления воспитанников 5–6 лет с искусством и изобразительной деятельностьюУголок для ознакомления воспитанников 5–6 лет с искусством и изобразительной деятельностью В этом году в нашем учреждении дошкольного образования проходил смотр-конкурс на лучший уголок для ознакомления с искусством и изобразительной.

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусствомДидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Фотоочерк о выставке «Когда увлечение становится искусством». Коллекционирование пуговицФотоочерк о выставке «Когда увлечение становится искусством». Коллекционирование пуговиц Фотографии сделаны мною, с разрешения администрации музея. Коллекционирование пуговиц, а также составление художественных произведений из.

Фотоотчет «Счастлив тот, у кого есть семья. Я и моя семья. Акция «Чистый подъезд»Фотоотчет «Счастлив тот, у кого есть семья. Я и моя семья. Акция «Чистый подъезд» Соседи часто на людях могут казаться милыми, улыбчивыми. Но, улыбайся, не улыбайся, а мусор в подъезде все равно попадается на глаза.

Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» Русское наследие очень важно для развития маленького человека. Любая образовательная программа дошкольного воспитания включает в себя темы.

Консультация для родителей «Как заинтересовать ребёнка искусством Урала» "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством,.

Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством РоссииПрактика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России 2022 год в России объявлен Годом народной культуры и нематериального культурного наследия. В череде запланированных мероприятий, в основу.

Тренинг для педагогов «Релаксация искусством»Тренинг для педагогов «Релаксация искусством» В нашей стране пока ещё сохраняется сложная ситуация на рынке рабочей силы и люди согласны работать практически в любых условиях. Переработка,.

Занятие: «Знакомство с Табасаранским ковровым искусством и орнаментом ковра».Занятие: «Знакомство с Табасаранским ковровым искусством и орнаментом ковра». Тема: " Табасаранские ковры ". Цель: Познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана - ручным ковроткачеством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Терапия искусством. Методика рисуночного теста «Моя семья»
Опубликовано: 10 августа 2022 в 16:39
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Терапия искусством. Методика рисуночного теста «Моя семья»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сорочкина (УИ 4286) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД