Лучший педагог года

Методики для диагностики уровня развития культуры межличностных отношений у обучающихся старшего дошкольного возраста

Ирина Пиксайкина
Методики для диагностики уровня развития культуры межличностных отношений у обучающихся старшего дошкольного возраста

Для изучения актуального уровня развития культуры межличностных отношений нами были использованы следующие методики :

-для исследования гностического компонента культуры межличностных отношений использовались методики : “Беседа”, “Закончи историю”;

Публикация «Методики для диагностики уровня развития культуры межличностных отношений у обучающихся старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

-для исследования аффективного компонента культуры межличностных отношений использовались методики : “Сюжетные картинки”, “Продолжи предложения”;

-для исследования поведенческого компонента культуры межличностных отношений использовались методики : “Сделаем вместе”, “Подели игрушки”.

1. Методика “Беседа”.

Автор: И. Б. Дерманова.

Источник: Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И. Б. Дерманова, – Санкт-Петербург: Речь, 2002.– С. 32-34.

Назначение методики : изучить представления детей о нравственных качествах.

Процедура проведения: исследование проводится индивидуально.

Перед началом исследования ребенку дается инструкция: «Я буду тебе задавать вопросы, а ты, пожалуйста, ответь на них».

Все ответы ребенка фиксируются в протоколе.

Тестовый материал:

1. Кого можно назвать хорошим (плохим? Почему?

2.  Кого можно назвать честным (лживым? Почему?

3. Кого можно назвать добрым (злым? Почему?

4. Кого можно назвать справедливым (несправедливым?Почему?

5. Кого можно назвать щедрым (жадным? Почему?

6. Кого можно назвать смелым (трусливым? Почему?

Полученные ответы заносятся в протокол.

Обработка результатов теста: производится подсчет качеств, которые могут объяснить дети. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:

- на обобщенное представление о качестве («Жадные… которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают другим»);

- на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя.  Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я, конечно, быстрее… Никто его не догонит»);

- на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз.  Он всегда приходит, приносит подарки»; «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);

- на самого себя («Меня можно назвать добрым.  Я никого не обижаю»);

- на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает.  Сам все ест»; «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит«Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»);

-  на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»);

- на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека»; «Жадный… он плохой…»);

-  на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).

Так же проводится анализ ошибок в представлениях детей о качествах, например:

- объяснение одного качества через другое («Справедливым можно назвать смелого.  Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»);

- название действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый.  Всегда делает, что надо. У него дома «Лего», поэтому он всегда делает, что хочет.  Потому он и смелый»; «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует»; «Скромный, он все разбивает, все из рук летит»);

-  неправильная нравственная оценка качества («Скромный - это плохой»).

Полученные данные соотносятся с примерным содержанием представлений о нравственно-волевых качествах: у детей  6-7 лет продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту.

Для количественной обработки полученных данных полагаю, что:

- от 0-5 правильных ответов характеризуют низкий уровень развития когнитивного компонента культуры межличностных отношений,

- от 6-9 правильных ответов- средний уровень развития когнитивного компонента культуры межличностных отношений,

- от 10-12 правильных ответов характеризуют высокий уровень развития когнитивного компонента культуры межличностных отношений.

2. Методика “Закончи историю”.

Автор: Р. Р. Калинина.

Источник: Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И. Б. Дерманова, – Санкт-Петербург: Речь, 2002.– С. 34-35.

Назначение методики : изучить степень осознания детьми нравственных норм в межличностных отношениях.

Процедура проведения: исследование проводят индивидуально.

Перед началом исследования ребенку дается инструкция: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».

Все ответы ребенка фиксируются в протоколе.

Тестовый материал:

История 1. Дети строили город.  Галя стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Галю помочь вам». Тогда Галя ответила…

Что ответила Галя? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Андрей рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Андрей – зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Андрей, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Андрей ответил…

Что ответил Андрей? Почему? Как поступил Андрей? Почему?

История 4. Женя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Женя ответил…

Что ответил Женя? Почему? Как поступил Женя? Почему?

Обработка результатов теста (по Р. Р. Калининой) :

0 баллов (критический уровень) – ребенок не может оценить поступки детей. Не знаком с нравственной нормой.  

1 балл (допустимый) – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.  Нравственная норма не осознается.

2 балла (оптимальный) – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.  Нравственную норму осознает, но не придает ей особое значение.

3 балла (высокий) – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.  Нравственную норму осознает, руководствуется ею в повседневной жизни.

Имена героев историй изменены для упрощения восприятия их испытуемыми.

3. Методика “Сюжетные картинки”.

Авторы: Г. Л. Урунтаева, Ю. Л. Афонькина

Источник: Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И. Б. Дерманова, – Санкт-Петербург: Речь, 2002.– С. 35-36.

Назначение методики : изучить эмоциональное отношение детей к нравственным нормам в межличностных отношениях.

Процедура проведения: исследование проводят индивидуально.

Перед началом исследования ребенку дается инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

Все ответы ребенка фиксируются в протоколе. В протоколе также фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам и культуре межличностных отношений. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Тестовый материал:

                

Обработка результатов теста (предложена Р. Р. Калининой) :

0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

 1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.  

2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.  

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

4. Методика “Продолжи предложения”.

Авторы: Дж. Сакс, С. Леви в модификации И. В. Сушковой.

Источник: Сушкова, И. В. Диагностика начал нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста : методические рекомендации / И. В.  Сушкова ; Федеральное агентство по образованию, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина. – Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2009. – 48 с.

Назначение методики : выявить представления и причины возникновения нравственных чувств у детей в межличностных отношениях.

Процедура проведения: исследование проводят индивидуально.

Перед началом исследования ребенку дается инструкция: «Скажи после меня, продолжив мое высказывание».

Все ответы ребенка фиксируются в протоколе. В протоколе также фиксируются эмоциональные реакции и объяснения ребенка.

Тестовый материал:

1. Стыд я чувствую тогда, когда.

2. Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…

3. Я горжусь тем, что.

4. Если кто-то надо мной смеется, то я…

5. Мне совестно, если.

6. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

7. Мне приятны люди, которые.

8. Мне грустно, когда обижают., потому что.

9. Я испытываю гордость, когда.

10. Когда меня постоянно перебивают, то я…

11. Если кто-то несправедлив со мной, то я чувствую.

12. Мне приятно, если.

13. Когда мне не хочется общаться с одногруппниками, я…

14. Если я кого-то люблю, то поступаю по отношению к нему.

15. Я люблю тех людей, которые.

16. Когда в моем присутствии обижают человека, то.

Обработка результатов теста (предложена нами по аналогии обработки результатов методики “Сюжетные картинки” Р. Р. Калининой) :

0 баллов - ребенок не имеет четких нравственных ориентиров, неправильно объясняет поступки. Отношение к нравственным нормам неустойчивое, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл - нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам устойчивое.

5. Методика “Сделаем вместе”.

Автор: Р. Р. Калинина.

Источник: Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И. Б. Дерманова, – Санкт-Петербург: Речь, 2002.– С. 42-45.

Назначение методики : методика предназначена для выявления и оценивания уровня развития нравственной культуры ребенка, проявляющейся в межличностных отношениях со сверстником.

Эта методика позволяет учитывать такие параметры, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание помочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с ним.

Процедура проведения: в исследовании участвуют два ребенка одного возраста. При подборе пары необходимо учитывать, что дети чаще придерживаются культурных норм в общении с теми, к кому они относятся с симпатией. Поэтому в пару не рекомендуется брать двух друзей.

Перед началом исследования ребенку дается инструкция: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте мы по этой картинке сложим узор. Попробуйте!»

Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того как взрослый, проводящий это исследование видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, он предлагает им следующую картинку: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составьте вот этот рисунок».

Акцент делается на слове «вместе». Детям дается ровно столько фигурок, сколько необходимо для составления предъявленной картинки; фигурки делятся взрослым между детьми поровну.

Для проведения исследования обычно достаточно 2-3 картинок (не считая тренировочной картинки-образца). При явном доминировании одного из детей взрослый дает ему значительно меньше фигурок, чем его партнеру. В среднем процедура исследования занимает 15-20 мин.

Во время выполнения задания детьми взрослый не вмешивается в их работу, не подсказывает, не дает рекомендаций, не делает замечаний, не комментирует их действия, если даже действия одного из детей кажутся ему неподобающими (отталкивает партнера, забирает все фигурки себе или, наоборот, смотрит в окно, не проявляет интереса к заданию). Задача взрослого – лишь фиксировать поведение детей.

Все действия, поведение и реплики детей фиксируются в протоколе.

Обработка результатов теста (по Р. Р. Калининой) :

При анализе протоколов выделяют признаки, которые объединяются в четыре комплексных параметра (симптомокомплекса).

 

Отрицательная нравственная направленность личности:

Положительная нравственная направленность личности:

Общительность, контактность ребенка:

Заинтересованность в предложенной деятельности:

забирает (берет) фигурки партнера (от 0 до 2 баллов, в зависимости от степени выраженности данного признака);

помогает партнеру, например, поправляет его фигурки, советует, подает реплики типа: «Сейчас я тебе помогу», «Давай помогу» (0-2 балла);

речь, обращенная к партнеру (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов);

 

строит сам или вместе с партнером, т. е. активно выполняет задание (0-2 балла);

 

на забирание у себя фигурок реагирует негативно, например, отталкивает руку, удерживает или прикрывает фигурки, подает реплики типа: «Не дам!», «Мое!» (от 0 до 2 баллов);

отдает свои фигурки;

речь, обращенная к взрослому (1 балл за каждую реплику, но не более 5 баллов);

 

следит за работой партнера (0-2 балла);

 

пытается регулировать поведение партнера, оценивает его действия ( реплики типа«Делай давай!», «Ты что, совсем?») (0-2 балла);

передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работает на столе партнера (0-2 балла);

реагирует действием на советы партнера (0-2 балла).

 

дает советы и реплики по поводу работы (0-2 балла).

 

использует в речи личные местоимения типа «я», «мне» (0-1 балл);

использует в речи личные местоимения множественного числа, типа «нас», «мы» (0-1 балл);

 

 

не понимает слова «вместе», стремясь выполнить задание, использует только свои фигурки (0-2 балла);

сразу понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество (0-2 балла);

 

 

 

работает один (0-1 балла)

работает вместе с партнером (0-1 балл).

 

 

По каждому симптокомплексу баллы суммируются.

6. Методика “Подели игрушки”.

Авторы: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.

Источник: Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И. Б. Дерманова, – Санкт-Петербург: Речь, 2002.– С. 45-46.

Назначение методики : методика предназначена для исследования поведения ребенка в межличностных отношениях в ситуации морального выбора.

Процедура проведения: исследование проводят индивидуально. Ребенку предлагают поделить кукол (если это девочки) или машинки (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми он незнаком и которых он не видит. Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов.

Перед началом исследования ребенку дается инструкция: «Раздели, пожалуйста, кукол (машинки) между собой и еще двумя девочками (мальчиками) так, как считаешь нужным».

Все ответы ребенка фиксируются в протоколе.

Оценка результатов теста (по Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной) :

Если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной, считается, что моральный выбор он делает неправильно;

если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей Уважаемые родители, ответьте пожалуйста на вопросы анкеты. касающиеся воспитания вашего ребенка. Из предложенных ответов выберите подходящий.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культурыВзаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методики для диагностики уровня развития культуры межличностных отношений у обучающихся старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 марта 2022 в 22:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД