Любовь Спесивцева
Методики обследования связной речи у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Многими исследователями отмечается, что личный статус дошкольников старшего возраста с нарушениями в развитии речи недостаточно изучен. В области мотивации детей дошкольного возраста приходиться сталкиваться с полным отсутствием диагностического инструментария и дефицитом информации.
Диагностика связной речи дошкольников с ОНР требует необходимости длительного динамического изучения. Невозможно провести одномоментное изучение обследования, например, звукопроизношения. Возникают трудности, обусловленные значительными затратами сил ребенка. Кроме того, имеющиеся в арсенале логопеда методики не имеют на сегодняшний день единого математического аппарата, хотя подобные разработки уже имеются [8].
Публикация «Методики обследования связной речи у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Для комплексного исследования детей дошкольного возраста на развитие связной речи используют различные задания на составление логически связанных текстов. Такие задания разработаны педагогами и представлены в программах обучения и воспитания детей с нарушениями речи, методических разработках, рекомендациях.
На первом этапе производится беседа с ребенком, устанавливается контакт. Данный этап также предполагает проведение первичной диагностики (знакомство, изучение «зоны комфорта» ребенка, налаживание взаимоотношений, оценка контактности и общительности ребенка). Основной целью данного этапа является определение уровня информированности ребенка.
Знакомство на первом этапе предполагают знакомство с ребёнком.
Как тебя зовут?
У тебя есть в группе друзья?
Как их зовут?
Какая твоя любимая игра?
О чем вы разговариваете с ребятами в группе?
Как зовут воспитателя?
С какими игрушками ты любишь играть?
Какие ты мультфильмы любишь смотреть?
Тебе читают дома книжки? Если да, то какие?
Второй этап подразумевает проведение специального тестирования, который заключается в проверке различных способностей ребенка. Данный этап может реализовываться посредством анализа познавательных процессов, а также эмоционального развития.
Третий этап основывается на определении результатов исследования, а также их интерпретации и разработки рекомендаций по их совершенствованию.
Сделаем анализ экспериментальных заданий, зарекомендовавших себя в литературе:
1. обследование вопросно-ответной формы речи (диалога);
2. составление рассказов на различные темы:
составление предложений по отдельным ситуационным картинкам. Ребенку предлагается несколько картинок, например, сюжетные картинки на тему «Лето».
составление предложения по предметным картинкам, связанным по смыслу.
Диагностика помогает определить способность смысловых значений между предметами в правильном лексическом оформлении их в форме фразы. Ребёнок называет картинки, что помогает ему при составлении предложений. Он должен правильно назвать все предметы. Например, «Костя», «машинка», «игра» : Костя играет с машинкой. Возможны вопросы-подсказки.
пересказ текста (сказки, рассказа).
Проводится диагностика монологической формы речи, понимании речи. Тексты могут быть разные как давно известные, так и впервые увиденные ребёнком.
составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Проводится диагностика возможностей ребёнка в составлении сюжетного рассказа, способности составить связный текст с опорой на наглядность.
составление рассказа, основанного на личном опыте;
Диагностика отражает индивидуальные особенности связной монологической речи при передаче жизненных примеров.
описание предмета по наглядной опоре;
Диагностика определяет чёткое представление ребёнка о деталях предмета и его основных свойств. Умении рассказать о них. Для этого используются игрушки, различные предметы, графические изображения.
описание предмета по представлению;
Диагностика определяет воображение и мышление ребёнка. Можно предложить домашних животных, игрушки, которые вызывают эмоционально-позитивное отношение.
Данные задания выявляют уровень умения составлять тексты на основе описания и повествования. Индивидуальное задание на составление текста-рассуждения можно добавить исходя из речевых возможностей ребёнка. Например, прочитать рассказ о девочке, которая съела все конфеты, а родителям сказала, что это сделал её старший брат, и задать вопрос: «Как ты считаешь, правильно ли поступила девочка? Почему?»
Субтест из методики Эббингауза
Распространенный метод обследования детей с ЗПР, целью которого является определение уровня словарного запаса, а также дифференцированности ассоциаций.
Детям предлагается подобрать противоположные по смыслу слова: высокий, красивый, умный, добрый, хороший, громкий, ссора, грусть, тяжелый, активный, низ.
Тест на обобщение понятий.
Довольно эффективный и простой метод обследования детей с ЗПР.
Цель исследования направлена на определение логичности мышления дошкольников.
Суть задания заключается в следующем: детям предлагается обобщить предлагаемые ряды слов одним понятием. К примеру:
сапоги-туфли-тапочки;
футболки-джинсы-шорты;
лютики-розы-ромашки;
клубника-малина-арбуз и т. д.
Дети с ЗПР, как правило, обобщают слова на интуитивно-практическом уровне, не связывая слова между собой по смыслу. Кроме того, стоит отметить, что в процессе обобщения, дети нередко допускают ошибки в расширении или сужении обобщающего слова. Также наблюдается, что у большинства детей возникают довольно большие сложности при подборе слов. Причина тому — недостаточно сформированный словарный запас и низкий уровень общей информированности.
Современное диагностическое обследование связной речи обязательно проходит на определение глубинных процессов речемыслительной деятельности на основе выявления умений детей трансформировать исходные тексты: составить рассказ, основываясь на его начале, конце или на том и на другом, восстановить деформированный текст, составить рассказ по ключевым словам или одному предложению, сжать текст до одного предложения, придумать рассказ на заданную тему и т. п. Отдельные методические разработки подобного характера называются заданиями с элементами творчества.
Авторские программы обследования связной речи дошкольников с ОНР встречаются в специальной литературе. Программа, разработанная В. К. Воробьевой, отражает специфические особенности связной речи детей с различными вариантами ее недоразвития, позволяет судить о степени сформированности речевых умений, вскрывает механизм нарушения. Программа состоит из методики, экспериментальных методов и полученных результатов.