Папки-передвижки

Методики обследования связной речи у детей с ЗПР

Любовь Спесивцева
Методики обследования связной речи у детей с ЗПР

Многими исследователями отмечается, что личный статус дошкольников старшего возраста с нарушениями в развитии речи недостаточно изучен. В области мотивации детей дошкольного возраста приходиться сталкиваться с полным отсутствием диагностического инструментария и дефицитом информации.

Диагностика связной речи дошкольников с ОНР требует необходимости длительного динамического изучения. Невозможно провести одномоментное изучение обследования, например, звукопроизношения. Возникают трудности, обусловленные значительными затратами сил ребенка. Кроме того, имеющиеся в арсенале логопеда методики не имеют на сегодняшний день единого математического аппарата, хотя подобные разработки уже имеются [8].

Публикация «Методики обследования связной речи у детей с ЗПР» размещена в разделах

Для комплексного исследования детей дошкольного возраста на развитие связной речи используют различные задания на составление логически связанных текстов. Такие задания разработаны педагогами и представлены в программах обучения и воспитания детей с нарушениями речи, методических разработках, рекомендациях.

На первом этапе производится беседа с ребенком, устанавливается контакт. Данный этап также предполагает проведение первичной диагностики (знакомство, изучение «зоны комфорта» ребенка, налаживание взаимоотношений, оценка контактности и общительности ребенка). Основной целью данного этапа является определение уровня информированности ребенка.

Знакомство на первом этапе предполагают знакомство с ребёнком.

Как тебя зовут?

У тебя есть в группе друзья?

Как их зовут?

Какая твоя любимая игра?

О чем вы разговариваете с ребятами в группе?

Как зовут воспитателя?

С какими игрушками ты любишь играть?

Какие ты мультфильмы любишь смотреть?

Тебе читают дома книжки? Если да, то какие?

Второй этап подразумевает проведение специального тестирования, который заключается в проверке различных способностей ребенка. Данный этап может реализовываться посредством анализа познавательных процессов, а также эмоционального развития.

Третий этап основывается на определении результатов исследования, а также их интерпретации и разработки рекомендаций по их совершенствованию.

Сделаем анализ экспериментальных заданий, зарекомендовавших себя в литературе:

1. обследование вопросно-ответной формы речи (диалога);

2. составление рассказов на различные темы:

составление предложений по отдельным ситуационным картинкам. Ребенку предлагается несколько картинок, например, сюжетные картинки на тему «Лето».

составление предложения по предметным картинкам, связанным по смыслу.

Диагностика помогает определить способность смысловых значений между предметами в правильном лексическом оформлении их в форме фразы. Ребёнок называет картинки, что помогает ему при составлении предложений. Он должен правильно назвать все предметы. Например, «Костя», «машинка», «игра» : Костя играет с машинкой. Возможны вопросы-подсказки.

пересказ текста (сказки, рассказа).

Проводится диагностика монологической формы речи, понимании речи. Тексты могут быть разные как давно известные, так и впервые увиденные ребёнком.

составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Проводится диагностика возможностей ребёнка в составлении сюжетного рассказа, способности составить связный текст с опорой на наглядность.

составление рассказа, основанного на личном опыте;

Диагностика отражает индивидуальные особенности связной монологической речи при передаче жизненных примеров.

описание предмета по наглядной опоре;

Диагностика определяет чёткое представление ребёнка о деталях предмета и его основных свойств. Умении рассказать о них. Для этого используются игрушки, различные предметы, графические изображения.

описание предмета по представлению;

Диагностика определяет воображение и мышление ребёнка. Можно предложить домашних животных, игрушки, которые вызывают эмоционально-позитивное отношение.

Данные задания выявляют уровень умения составлять тексты на основе описания и повествования. Индивидуальное задание на составление текста-рассуждения можно добавить исходя из речевых возможностей ребёнка. Например, прочитать рассказ о девочке, которая съела все конфеты, а родителям сказала, что это сделал её старший брат, и задать вопрос: «Как ты считаешь, правильно ли поступила девочка? Почему?»

Субтест из методики Эббингауза

Распространенный метод обследования детей с ЗПР, целью которого является определение уровня словарного запаса, а также дифференцированности ассоциаций.

Детям предлагается подобрать противоположные по смыслу слова: высокий, красивый, умный, добрый, хороший, громкий, ссора, грусть, тяжелый, активный, низ.

Тест на обобщение понятий.

Довольно эффективный и простой метод обследования детей с ЗПР.

Цель исследования направлена на определение логичности мышления дошкольников.

Суть задания заключается в следующем: детям предлагается обобщить предлагаемые ряды слов одним понятием. К примеру:

сапоги-туфли-тапочки;

футболки-джинсы-шорты;

лютики-розы-ромашки;

клубника-малина-арбуз и т. д.

Дети с ЗПР, как правило, обобщают слова на интуитивно-практическом уровне, не связывая слова между собой по смыслу. Кроме того, стоит отметить, что в процессе обобщения, дети нередко допускают ошибки в расширении или сужении обобщающего слова. Также наблюдается, что у большинства детей возникают довольно большие сложности при подборе слов. Причина тому — недостаточно сформированный словарный запас и низкий уровень общей информированности.

Современное диагностическое обследование связной речи обязательно проходит на определение глубинных процессов речемыслительной деятельности на основе выявления умений детей трансформировать исходные тексты: составить рассказ, основываясь на его начале, конце или на том и на другом, восстановить деформированный текст, составить рассказ по ключевым словам или одному предложению, сжать текст до одного предложения, придумать рассказ на заданную тему и т. п. Отдельные методические разработки подобного характера называются заданиями с элементами творчества.

Авторские программы обследования связной речи дошкольников с ОНР встречаются в специальной литературе. Программа, разработанная В. К. Воробьевой, отражает специфические особенности связной речи детей с различными вариантами ее недоразвития, позволяет судить о степени сформированности речевых умений, вскрывает механизм нарушения. Программа состоит из методики, экспериментальных методов и полученных результатов.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 5–7 лет «Петушок с семьёй» Тема: Обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества Цели: 1. Учить составлять продолжение рассказа по предложенному.

Тренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 летТренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 лет Для работы с тренажёром используются картинки из книг-виммельбухов. Виммельбухи родом из Германии. В переводе с немецкого языка «виммельбух».

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методики обследования связной речи у детей с ЗПР
Опубликовано: 27 июня 2022 в 21:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД