Получи документы

Методики обследования звукопроизношения детей с ОНР

Галина Грабина
Методики обследования звукопроизношения детей с ОНР

Обследование звукопроизношения

В первую очередь выявляют, какая группа (группы) звуков нарушена. Для этого детям можно дать картинку с простым сюжетом, но такую, чтобы на ней были изображены предметы и действия, в названиях которых есть все группы звуков.

I — свистящие: с, з, ц, с’, з’;

II — шипящие: ш, ж, ч

III — сонорные: л, л’ р, р’ j

IV — заднеязычные: к, г, х, к’, г’, х’;

V — звонкие: в, б, и др. ;

VI — мягкие: г’, д’, н’ и др.

Публикация «Методики обследования звукопроизношения детей с ОНР» размещена в разделах

У ребенка нарушение звукопроизношения может затрагивать все группы звуков, включая и гласные. Гласные звуки обследуются в следующем порядке : [а], [э], [о], [ы], [у], [и]. Отмечается, хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли его артикуляции во время произнесения гласных звуков. Обследование согласных звуков проводится в следующей последовательности: губно-губные и губно-зубные, заднеязычные, язычно-зубные, язычно-альвеолярные (сонорные, язычно-передненебные (шипящие и свистящие). Для обследования звукопроизношения используется набор рисунков, картинок. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях: в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются.

Примерный список слов, на которые можно подобрать картинки:

(с) – санки, оса, нос;

[с’] – семь, апельсин, гусь;

|з] – замок, коза;

[У] – зима, магазин;

[ц| – цапля, овца, палец;

[ш] – шапка, машина, мышь;

[ж] –жук, лыжи;

[ч] – чайник, качели, мяч;

[щ] -- щука, овощи, плащ;

[л] – лампа, балалайка, дятел;

[л’| – лимон, пальма, фасоль;

(р) – ракета, картошка, комар;

[р’| – репка, карета, дверь;

[к] – кошка, окно, летчик;

[г] – город, огород, дог;

(х) – хлеб, охота, ах.

Фиксируется характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).

Результаты обследования должны отражать :

- форму нарушенного произношения (при изолированном произнесении) : норма, отсутствует, заменяется, искажается;

- положение нарушенного звука : в начале, в середине, в конце слова;

- наличие синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.

По результатам обследования всех звуков определяется уровень нарушенного звукопроизношения.

Первый уровень (низкий) – у ребенка нарушено более 5 групп звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков, имеют место синкинезии, гиперкинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.

Второй уровень (ниже среднего) – у ребенка нарушены 3-4 группы звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков, имеют местосинкинезии, гилеркинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.

Третий уровень (средний) – у ребенка нарушено 7–11 звуков, относящихся к двум группам звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезовлицевых, мимических мышц.

Четвертый уровень (выше среднего) – у ребенка нарушено 1-6 звуков, относящихся к одной группе звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.

Пятый уровень (высокий) – ребенок все звуки артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.

Публикации по теме:

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Карточки для логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возрастаКарточки для логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста Уважаемые коллеги, сегодня я представляю вашему вниманию карточки для логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного.

Конспект логопедического занятия по развитию звукопроизношения для детей подготовительной группы с ОНР «Полет на Марс»Конспект логопедического занятия по развитию звукопроизношения для детей подготовительной группы с ОНР «Полет на Марс» Цель: развитие умения дифференцировать звуки С-Сь в произношении Задачи: коррекционно-образовательные: –активизировать лексический запас.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методики обследования звукопроизношения детей с ОНР
Опубликовано: 9 марта 2024 в 20:12
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД