Получи документы

Методы и приёмы обучения дошкольников грамматически правильной речи

Алёна Воронова
Методы и приёмы обучения дошкольников грамматически правильной речи
▼ Скачать + Заказать документы

Методы и приёмы обучения грамматически правильной речи.

Перед воспитателем стоит задача, как поставить грамматически правильную речь воспитаннику. Ведь с правильной речью ребенок более раскрепощён и уверен в себе. Ему легче отвечать на занятиях и общаться с окружающими. В последнее время наблюдается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста.

Публикация «Методы и приёмы обучения дошкольников грамматически правильной речи» размещена в разделах

Конечно, в любых видах деятельности (игровая, образовательная) воспитатель может и должен исправлять ошибки в речи детей. Но особое значение имеет образовательная деятельность, (коммуникация, на интегрированных занятиях, где осуществляется специальная работа по предупреждению того или иного отрицательного качества детской речи, интенсивно и целенаправленно исправляется уже появившиеся грамматические ошибки и даются первые основы правильной речи. Всё детское внимание на таких занятиях привлечено только к одной грамматической форме. Слово, его изменение, словосочетание или предложения становятся содержанием их умственной работы. Удобная обстановка занятия способствует тому, что дети не отвлекаются, все слышат объяснения и указания воспитателя, сознательно следят за качеством речи одногруппников.

Обучение грамматической правильной речи достигается с помощью специальных учебных заданий, упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки.

Начинается работа по обучению грамматической правильной речи уже во второй младшей группе.

Формирование грамматического строя речи во второй младшей группе

Во второй младшей группе мы проводим работу по накоплению, обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя речи, обучению разговорной речи.

Для этого организовываем специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием : на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных: С помощью игры «чей голос слышится» мы знакомим ребёнка - кто это, как произносится название какого-то персонажа (игра «Чей голос), запоминая предметы, выставленные на столе воспитателя, узнавая предмет по описанию (игры «Чудесный мешочек», «Почтальон принёс открытки», дети овладевают грамматическими навыками на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. (игры «Кто у кого?», «Кто поёт?»).

Планируем проведение игр с грамматическим содержанием в комплексе со всей воспитательной - образовательной работой: упражняя воспитанников в правильном употреблении названий детенышей, педагог организует наблюдение за животными и их детенышами, читает, рассказывает о том, как животные заботятся о малышах, каковы их повадки, привычки, показывает картинки. Это обеспечивает осознанное усвоение ребенком речевых умений и навыков. Значительная часть заданий должна быть направлена на то, чтобы дети запоминали и правильно использовали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого, поэтому основным приемом является образец правильной грамматической формы, который дает воспитатель:

- Поросёнок, поросёнок

Ты куда спешишь спросонок?

- Я бегу на родничок

Мыть свой грязный пятачок.

Непослушная коза

Смотрит прямо мне в глаза!

Сильно упирается.

Ей сарай не нравится.

Самостоятельно новые формы дети образуют по аналогии с образцом. Задания и вопросы педагога не должны провоцировать ошибки. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить малыша повторить ее. В эмоционально насыщенном разговоре внимание на ошибки вообще не фиксируется.

пример:

Формирование грамматического строя речи в средней группе.

В средней расширяем круг грамматических категорий, которые дети усваивают в процессе специальных игр и упражнений. Некоторые задания уже выполняем без наглядного материала. Дошкольникам предоставляют большую самостоятельность в образовании грамматических форм : предлагают воспроизвести не только услышанное, но и творчески применить усвоенное. Дети учатся не только произносить но и отвечать на вопросы. - Воспитатель: дети почему мы сегодня не пошли гулять? - Дети: потому что сегодня шёл дождь, на улице сыро и грязно.

Наряду с уже известными детям играми и игровыми упражнениями в средней группе проводим новые: «Чего не хватает Мишке, чтобы пойти на прогулку?» (шапки, рукавиц, брюк и т. д.) (на образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных). Мы подбирает словесный материал для игр таким образом, чтобы ребенок на интуитивном уровне мог уловить грамматическое правило, правило выбора окончаний существительных в родительном падеже множественного числа в зависимости от окончания в именительном падеже (полы, столы – полов, столов, но стулья, деревья – стульев, деревьев). Грамматические правила детям не даются, но подбираются с их учетом.

В средней группе проводим игровые упражнения, с помощью которых дошкольников учим правильно согласовывать слова и предложения. В процессе упражнения «Загадка», дети, при определении родовой принадлежности существительного ориентируются на окончания слов (Отгадайте кто это? Белая, пушистая в небе «Снежинка», «Тучка», «Собака» загадка с несколькими ответами. Рыжая, хитрая под кустом прячется. «Лиса»

Формирование грамматического строя речи в старшей группе

В старшей группе один из видов заданий – это пересказ и рассказывание в ситуации письменной речи : ребенок не просто говорит – он диктует свой рассказ, а воспитатель записывает. Такой прием замедления темпа речи говорящего, позволяет ему заранее продумывать высказывание, вносить в него исправления.

Большой удельный вес на занятиях занимает решение проблем речевых задач, с помощью которых дети учатся творчески применять свои знания и представления. Как пример может быть представлена игра «Узнай, кто это», воспитатель, а затем сами дети изображают движения, характерные для той или иной профессии, рода занятий: (на музыкальных инструментах и т. п.). Игра: Профессия «Музыкант:

- Пианист-пианино

- Баянист-баян

- Гитарист-гитара

- Барабанщик-барабан

- Скрипач-скрипка

- Трубач-труба

При отгадывании складывается ситуация, требующая, чтобы ребенок самостоятельно образовывал слова, поскольку не все названия ему известны. Руководя игрой, воспитатель поощряет поиск, хвалит, если слово образовано правильно, или подсказывает, если кто-то испытывает затруднения. (Баянист играет на баяне).

Полезны упражнения на образование по аналогии с образцом трудных форм (ботинок, носков, чулок, тапочек и т. п.). Можно при этом сочетать рифмовки с показом картинок Стихотворение шутка :

(«Мы увидели сорок без …. ботинок и …. чулок и щенков без …. носков).

Формирование грамматического строя речи подготовительной группе

Работа по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе охватывает решение задач из области морфологии, словообразования, синтаксиса детской речи. Она направлена на обогащение речи ребенка грамматическими формами и конструкциями, активизацию их использования в разных формах общения, воспитание критического отношения к собственной и чужой речи.

Проводим занятие на образование названий посуды: сахарница, хлебница, салфетница и т. п. Наряду с наименованиями, образованными при помощи суффикса – ниц -, предложены «наименования-исключения» : солонка, масленка и т. п. При этом предполагается, что данные наименования детям уже знакомы. Поэтому прежде чем его проводить, следует выяснить, готовы ли дети к восприятию данного материала. Если не готовы, то необходимо восполнить этот пробел, показать детям эти предметы и познакомить с названиями, подчеркнув различия в словообразовании.

С детьми подготовительной группы проводятся и упражнения на образование форм родительного падежа множественного числа существительных, или задания на подбор существительных к прилагательным. Например, большой, большая, большое. Детей можно спросить: «О чем так можно сказать большой (большая, большое) ?».

Большой дом, большая веранда, большое окно.

Большой сад, большая яблоня, большое яблоко

При проведении занятий обращаю внимание на постановку вопроса. Так, например, для упражнения приведенного выше, постановка вопроса «Что еще бывает большим?» будет неправильной. Так же не следует торопить детей, нужно дать им время подумать, и только в том случае, когда ребенок действительно затрудняется, нужно предложить поразмышлять вместе. Воспитание у ребенка чуткости к грамматическим формам, критического отношения к речи является главной задачей. Я, как воспитатель, должна вооружить детей средствами самоконтроля. Этой цели служат задания на самопроверку. Так, подбирая к прилагательному «большое», существительное, ребенок выбирает слово «ваза». Средством самоконтроля может быть составление словосочетания. «Давай проверим, – говорю я, - что у нас получилось: «большой ваза», «грамотно ли это сказано. В данном случае следует предложить ребенку произнести вслух самому.

При образовании новых слов и форм дошкольники допускают много ошибок. Работа по исправлению ошибок составляет важный раздел работы по формированию грамматического строя речи.

Если дети допускают ошибки по пройденному материалу, можно иногда сделать замечание: «Ты не следишь за своей речью» «Мы уже знаем, как говорить правильно» «Исправь сам свои ошибки».

Детям подготовительной группы на занятиях сообщаются некоторые грамматические правила : слова пальто, кофе, какао, пианино не изменяются; одевают – кого-то, надевают – что-то; одевать – Зину, Ваню, куклу; надеть – шапку, ботинки и т. п. Для этого подходит такое задание как, ребята давайте вместе оденем куклу на прогулку. В процессе одевания дети проговаривают название одежды и лучше усваивают произношения слов.

Подобные правила касаются норм литературной речи. Их дети должны знать, использовать при исправлении собственных ошибок.

Большое значение при руководстве детьми на занятиях имеют наводящие вопросы. Наводящие вопросы должны способствовать активизации прошлого опыта детей, обеспечивать опору при решении новых задач.

Как правило, на занятиях предусматривается сообщение дошкольникам новых знаний, формирование новых умений. Закрепление материала необходимо планировать в других видах деятельности. Например, в ходе различных подвижных игр, а также в ходе различных прогулок, экскурсий следует обращать внимание детей на новые слова (уменьшительные формы, а также не забывать и корректно исправлять ошибки.

Вся наша работа с детьми это прежде всего подготовка к школе.

Публикации по теме:

Презентация «Формирование правильной речи у детей с ОНР» В данной презентации рассматривается, что такое лексико-грамматический строй речи, как развивается речь у дошкольников, как строить работу.

Презентация на тему «Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация», представленная в Федеральных Государственных Требованиях в направлении «Познавательно-речевое развитие»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приёмы обучения дошкольников грамматически правильной речи
Опубликовано: 14 января 2014 в 08:05
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приёмы обучения дошкольников грамматически правильной речи» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Воронова (УИ 83791) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД