Папки-передвижки

Методы и приемы речевого развития детей в ДОУ

Наталья Десяткина
Методы и приемы речевого развития детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Слайд 2. Речевое развитие, согласно ФГОС ДО, включает владение речью как средством общения и культуры. Это значит, надо

Публикация «Методы и приемы речевого развития детей в ДОУ» размещена в разделах

• сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим;

• обогащать активный словарь;

развивать связную речь;

развивать грамматический строй речи.

Слайд 3. Для речевого развития дошкольников применяю различные приемы и методы. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические.

Слайд 4. Методический прием в переводе с греческого языка означает «вариант достижения поставленной цели». Различают следующие приемы : Словесные приемы приобрели наиболее широкое распространение в детском саду. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки для повторения, подражания. Он произносится четко, громко и неторопливо.

Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Объяснение— раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Широко используется в словарной работе - для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Указания воспитателя можно разделить на указания обучающего характера, организационные и дисциплинирующие.

Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, это задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. По своему содержанию вопросы разделяются на:

• основные (требующие констатации (репродуктивные, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? где? как? куда)

• вспомогательные (поисковые, требующими установления связей и отношений между явлениями, отвечающие на вопросы: почему? зачем? чем похожи?. Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения, показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др. — также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

Игровые приемы (практические) могут быть словесными (образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого) и наглядными (показ иллюстративного материала (картинки, игрушки, движения или действия, также показ положения органов артикуляции при произнесения звуков).

Мне бы хотелось остановиться и рассказать о том, как я развиваю у детей лексико-грамматический строй речи и связную речь детей на логопункте.

Слайд 5. Лексико – грамматический строй речи включает в себя:

• Достаточный словарный запас.

Навыки словоизменения и словообразования :

• Согласование слов в предложении, правильное употребление предлогов.

• Образование относительных, качественных, притяжательных прилагательных.

• Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных.

• Изменение существительных по лицам и числам.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Слайд 6. В своей работе я очень широко использую разрезные картинки как правило на определенные звуки. При этом параллельно проводиться работа по развитию лексико- грамматического строя речи. Картинки можно подобрать таким образом, чтобы можно было поиграть в несколько игр с одним комплектом картинок. В своей работе использую следующие игры:

«Назови одним словом» - на обобщение,

«Жадина» - на использование и согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои с существительными

«Подбери признак» - на подбор прилагательных к словам, нужно подобрать как можно больше слов –признаков,

«Один - много»- на подбор множественного числа существительных, вы называете, когда один предмет, а ребенок много.

«Назови ласково» - назвать предметы ласково, когда эти предметы у Гномика или наоборот к вам пришел Великан и нужно назвать эти предметы, когда они слишком больщие. (Например, штаны - штанищи)

«Посчитай» - на согласование числительных с существительными

«Составь предложение»

Слайд 7.

Слайд 8.

• «Чья голова? (след, хвост)»

«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

Слайд 9.

• Что изменилось?" - закрепление в речи детей предлогов. Предложить детям сказать, где находится предмет

Слайд 10.

«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; (образование относительных прилагательных).

«Что из чего сделано?»

Слайд 11.

«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными)

Слайд 12.

«Что без чего?» - закрепление падежных окончаний.

Слайд 13.

«Два – пять»

Слайд 14.

Игры – шнуровки также можно использовать для развития лексико-грамматического строя речи.

Для наибольшей эффективности дидактических игр и упражнений нужно соблюдать следующие условия:

- систематичность проведения;

- распределение их в порядке нарастающей сложности;

- подчинённость заданий выбранной речевой цели;

- чередование и вариативность игр и упражнений.

Слайд 15.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Для развития связной речи использую мнемотехнику. Это один из приемов, который можно использовать для облегчения процессов запоминания и воспроизведения информации, развития мышления и речи.

Где можно использовать мнемосхемы?

• Обогащение словарного запаса.

• Обучение пересказу.

• Составление рассказов.

• Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок.

• Отгадывание загадок, составлении загадок – описаний.

Слайд 16. Структура мнемотехники – мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемотехника позволяет развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, развитие связной речи, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Дети, используя отдельные мнемоквадраты, могут самостоятельно их выкладывать, а затем опираясь на мнемодорожку выстраивать предложения. Таким образом они учатся наглядно строить правильно предложения.

Слайд 17, 18, 19.

Слайд 20, 21.

И в заключении хотелось бы отметить некоторые пособия для детей, которые могут помочь воспитателям развивать лексико-грамматический строй и связную речь дошкольников. Это домашние логопедические тетради под редакцией Теремковой Н. Э. и Арбековой Н. Е. Материал в этих пособиях дается по лексическим темам со всеми необходимыми для данного возраста заданиями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы речевого развития детей в ДОУ
Опубликовано: 16 января 2023 в 18:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы речевого развития детей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Десяткина (УИ 393677) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД