Папки-передвижки

Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте

Татьяна Зухурова
Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрастеПсихологическая коррекция это определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

Публикация «Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

«Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической деятельности впервые возникла именно в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии ребенка» [26, с. 5].

Цель коррекционной работы – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка [26, с. 5].

Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.

Выделяют следующие виды психологической коррекции

1. По характеру направленности:

симптоматическая (направленная на устранение симптомов,

каузальная (направлена на источники и причины отклонений).

2. По содержанию:

коррекция познавательной сферы;

личности;

аффективно–волевой сферы;

поведенческих аспектов;

межличностных отношений: внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных) и детско-родительских отношений.

3. По форме работы:

индивидуальная,

групповая (в закрытой естественной группе, в открытой группе для клиентов со сходными проблемами,

смешанная (индивидуально-групповая).

4. По наличию программ:

программированная,

импровизированная.

5. По характеру управления корригирующими воздействиями :

директивная,

недирективная.

6. По продолжительности:

сверхкороткая (направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов,

короткая (применяется для решения актуальной проблемы, «запуская» процесс изменения,

длительная (прорабатывается личностное содержание проблем,

сверхдлительная (для работы над проблемой затрагивается сознательное и бессознательное).

7. По масштабу решаемых задач:

Общая (мероприятия общеукрепляющего порядка, нормализующие микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями).

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методы, используемые в работе с взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанные на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и регуляции.

Специальная коррекция – это комплекс приемов, методики организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся проведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, асоциальность, неадекватная самооценка и др.).

Специальная коррекция призвана, таким образом, исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоничное развитие, социализацию личности [24].

В процессе осуществления коррекционной работы с детьми специальный психолог опирается на ряд принципов, основными из которых являются следующие (А. А. Осипова, И. И. Мамайчук, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго) [29] :

Принцип единства диагностики и коррекции.

Принцип нормативности развития.

Принцип коррекции «сверху вниз».

Принцип коррекции «снизу вверх».

Принцип системности развития психической деятельности.

Деятельностный принцип коррекции.

Выбор формы, метода, способа коррекционной работы опирается на знание возрастных, индивидуальных и специфических, связанных с конкретным вариантом отклоняющегося развития, особенностей детей. Эффективность методов коррекции буде зависеть от точности построения типологии симптомов и синдромов нарушения [26].

«Основные методы и методики условно можно объединить в четыре большие группы: метод игровой терапии, методы арттерапии, методы поведенческой терапии, методы социальной терапии» [29].

Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы [29, с. 50].

Основным принципом игровой коррекции, является воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. Суть принципа: чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких в общении детей, следует изменить условия, т. е. вывести из той среды, в которой у них появились нежелательные формы поведения [29 с53].

Целям коррекции, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности. [29 с. 54]

В работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью используются различные виды игротерапии:

игры на развитие внимания;

игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

игры, способствующие закреплению умения общаться [4].

Игровая терапия применяется для работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания для того, чтобы помочь им преодолеть поведенческие проблемы, которые возникают вследствие импульсивности, сложности саморегуляции. В процессе терапии ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью начинает лучше понимать свои чувства, учится принимать самостоятельные решения, делать выбор. Кроме того, повышается его самооценка, улучшаются коммуникативные навыки. Занятия могут проходить как индивидуально, так и в группах [4].

Арттерапия (термин, введенный А. Хиллом) как область теоретического и практического знания на стыке науки и искусства появилась примерно к 1930-м годам [29, с 60].

Рассматривая арттерапию как совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяемые как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного применения, условно можно выделить следующие виды арттерапии:

музыкотерапия (через восприятие музыки, вокалотерапия – через пение);

кинезитерапия (танцевальная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика – лечебное воздействие движениями);

библиотерапия (коррекционное воздействие чтением, сказкотерапия, сочинение историй;

имаготерапия (воздействие через образ, театрализацию) : куклотерапия, образно-ролевая драматизация, психодрама;

изотерапия (рисуночная терапия)коррекционное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д. [29, с. 62, 99].

Применение метода арттерапии при коррекционной работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в школе. Снижает утомление, ликвидирует негативные эмоциональные состояния и их проявления, опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции, развивает чувство внутреннего контроля, помогает выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности, компенсируя их возможное отсутствие в родительском доме.

В основе арттерапии лежит творческая деятельность, неограниченные возможности ребенка для самореализации и самовыражения, что помогает ему адаптироваться в реальной жизни. Ребенок может самостоятельно выбрать как вид деятельности, так и материал (краски, клей, пластилин, глину и т. д.); это является необходимой тренировкой для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, которые не всегда могут сделать выбор, принять решение. Детям с СДВГ этот вид терапии дает возможность активно участвовать в процессе коррекции : продукты творчества создаются руками ребенка. Импульсивные дети учатся работать вместе со сверстниками или взрослым, контролируя собственные поведенческие реакции.

Социально неприемлемые негативные эмоции и чувства, находят свой выход через рисование, лепку, игру, сказку, поскольку ребенок может «выпустить пар», снять напряжение в процессе работы. Часто создавая продукт собственного творчества, художественные произведения ребенок проявляет и осознает сильные чувства, переживания и мысли, которые в повседневной жизни подавляются им самим и ускользают от внимания взрослого. Для ребенка с СДВГ, привыкшего к порицаниям и низкому уровню успешности, творческая деятельность помогает раскрытию его сильных сторон, видов деятельности, в которых он может реализовать свой потенциал, что и способствует повышению его самооценки, развивает творческие способности.

Снижению мышечного и эмоционального напряжения помогает активная творческая деятельность. Формированию навыка внутреннего контроля, концентрации внимания на ощущениях и чувствах способствуют рисование и лепка.

Специалисты применяют и используют рисование для создания благоприятной психологической атмосферы, для снятия эмоционального и мышечного напряжения, развития эмпатии, внимания. В процессе рисования ребенок с СДВГ, склонный к проявлению бурных эмоций, имеет возможность выплеснуть их на бумаге, не принося окружающим вреда и беспокойства. Кроме того, взрослый может, следя за свободным рисованием, задавать ему вопросы, касающиеся сюжета, отдельных деталей, тем самым обучая его фиксировать внимание на объектах. Выбирая самостоятельно тему рисунка и материал (краски, карандаши, мелки, гиперактивный ребенок учится делать выбор, однако взрослый должен иметь в виду некоторые особенности этой категории детей и подготовить заранее карандаши (их должно быть много, поскольку от импульсивного нажима они ломаются) и бумагу. Желательно, чтобы листы бумаги были плотные и разного размера, что поможет ребенку научиться размещать свой рисунок и на большом, и на маленьком пространстве листа (обычно это дается гиперактивному ребенку с трудом) [4].

Метод социальной терапии – это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением, как взрослыми, так и сверстниками.

Ребенок с СДВГ имеет отклонения в развитии личности, которое выражается в формировании самооценки, межличностных отношениях и общении.

Метод социальной терапии позволяет решать задачи профилактики и коррекции отклонений в личностном развитии ребенка с СДВГ, обусловленных депривацией потребности в социальном признании и обеспечивает: удовлетворение потребности личности в социальном признании, формирование адекватных способов социального взаимодействия у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности.

Метод социальной терапии включает использование следующих приемов в коррекции СДВГ :

систематическое поощрение взрослым всех без исключения, даже самых незначительных успехов детей позволяет повысить самооценку, признать социальную значимость ребенка;

постановка перед ребенком задач, в которых он демонстрирует успех и достаточно высокие результаты (искусство подбора таких задач состоит в том, чтобы задачи были не слишком легкими, но в то же время вполне посильными ребенку, т. е. игровые, трудовые задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей положения в группе отдельных детей).

использование взрослым техники открытого эффективного обращения, отказ от негативной оценки личности ребенка и его неуспешных действий;

сопереживание, эмпатия, поддержка, оказываемая взрослым неуспешному ребенку, систематически испытывающему неудачи, выражение готовности прийти ему на помощь, взаимодействовать с ним.

Метод социальной терапии дает возможность закрепить усвоенные ребенком новые формы поведения и общения со сверстниками и повысить социальный статус ребенка.

Таким образом, психологическая коррекция синдрома дефицита внимания обладает большим арсеналом средств и методов, применение которых должно быть комплексным, и направлено на возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности в старшем дошкольном возрастеФормирование основ безопасности в старшем дошкольном возрасте Социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности». В нашем детском саду прошел тематический.

Фотоотчёт. «Сенсорное развитие посредством развивающих игр в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчёт. «Сенсорное развитие посредством развивающих игр в старшем дошкольном возрасте» Цель: воспитание ребёнка-дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей. Задачи: - развивать.

Хозяйственно-бытовой труд в старшем дошкольном возрасте Хозяйственно бытовой труд в старшем возрасте. Проводила для студентов Петровск-Забайкальского педагогического техникума. Программное содержание.

Конспект занятия в старшем дошкольном возрасте по аппликации «День матери»Конспект занятия в старшем дошкольном возрасте по аппликации «День матери» Тема занятия: «День матери». Программные задачи: образовательные: - Познакомить с праздником «День Матери». - Учить вырезать одинаковые.

Консультация для педагогов «Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте» Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте. С психологической точки зрения, режиссерская игра представляет собой «воображение в действии».

Литературно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте Литературно – ролевая игра в старшем дошкольном возрасте Работа с родителями В начале учебного года знакомят родителей, что в этом учебном.

НОД «История развития человека» по социально-коммуникативному развитию в старшем дошкольном возрасте Цель: формирование ценностного отношения к человеку. Задачи: -уточнять представления о последовательности этапов жизни человека; -способствовать.

НОД по ПДД в старшем дошкольном возрасте «Безопасность на дороге с Незнайкой» Цель: закреплять навыки безопасного поведения на дороге. Задачи: Образовательные: Закрепить знания и представления детей об улицах станицы,.

Педагогическая диагностика действия сравнения в старшем дошкольном возрасте Задачи: развивать умение сравнивать предметы по разным основаниям, т. е. находить разные линии сравнения как с опорой на предмет, его изображения,.

Развитие и активизация строительно-конструктивной игры «Суда» в старшем дошкольном возрасте Развитие и активизация строительно – конструктивной игры «Суда» в старшем дошкольном возрасте Задачи 1. Развитие сюжета а) Развивать сюжет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 29 июня 2016 в 20:35
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Зухурова (УИ 101779) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД