Получи документы

Методы закаливания и оздоровления для снижения заболеваемости детей

Анна Щепилова
Методы закаливания и оздоровления для снижения заболеваемости детей

Методы закаливания и оздоровления для снижения заболеваемости детей

Под закаливанием понимают систему мероприятий, направленных на укрепление организма, повышение сопротивляемости и выносливости к вредным влияниям внешней среды.

Закаливание - мощное оздоровительное средство, которое в 2 -4 раза снижает число простудных заболеваний. Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Публикация «Методы закаливания и оздоровления для снижения заболеваемости детей» размещена в разделах

Приступать к закаливанию можно в любые сезоны года, но наиболее благоприятным является летний период.

Принципы закаливания :

1) Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. ( Например: постепенное облегчение одежды в теплое время, постепенное снижение температуры в водных процедурах, постепенное увеличение продолжительности солнечных ванн и т. д.)

2) Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты. Поэтому необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется.

3) Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1- дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных); 2- дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья (можно пользоваться любыми рекомендациями, указанными в литературе); 3- имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети.

4) Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущими занятиями. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

5) Многофакторность (холода, тепла, воды и др.) и последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным. Важно помнить о принципе постепенности.

Закаливание ребенку не рекомендуется: - если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки; - если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания; - карантин в детском саду; - повышенная температура у ребенка вечером; - страх у ребенка перед закаливанием.

Воздушное закаливание

Чистый воздух очень благотворно влияет на наше здоровье, закаливание воздухом - самый простой, доступный и мягко действующий способ укрепить здоровье ребенка.

Воздушные ванны при переодевании ребенка и во время утренней гимнастики.

В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни.

В присутствии детей организуем угловое проветривание групповой комнаты и спальни.

Поддержание оптимального температурного режима в помещении (+20 +22С)

Ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа в любую погоду.

Следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегчённой одежде (при температуре воздуха не ниже 18-20 С).

В течение дня неоднократно предлагаем детям походить босиком по покрытому и непокрытому полу.

Закаливание путём хождения босиком является отличной профилактикой простудных заболеваний. На подошве располагается большое количество чувствительных рецепторов, которые реагируют на температурные перепады. При постоянном ношении обуви ноги привыкают к особому микроклимату. Стоит этот микроклимат нарушить, как и организм уже реагирует заболеванием. Босохождение снижает чувствительность стоп ног к колебаниям температуры, что благотворно сказывается на здоровье.

Дорожка здоровья.

Один из примеров такой Дорожки Здоровья. 1 ячейка – песок, 2 – гравий, 3- булыжники среднего размера, 4 – опилки, 5 и 6 – спилы и брусочки дерева, 7 – шишки, 8 – каштаны.

Организация сна детей

Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса;

Организуем одевание и раздевание детей только в групповой комнате (контрастная ванна);

Организуем дневной сон без маек;

Через 15 минут после того, как засыпает последний ребёнок, открываем форточку. За 30 минут до пробуждения закрываем её.

Дыхательная гимнастика

Чтобы укрепить физическое и психическое здоровье малышей, проводится дыхательная гимнастика. Занятия должны проходить с соблюдением следующих требований:

- упражнения выполняются ежедневно по три-шесть минут (их длительность зависит от возраста малышей); -

занятия проводятся в помещении, где открыта форточка, или в проветренной комнате;

- весь комплекс выполняется до еды;

- дети должны быть одеты в свободную одежду, не стесняющую движений.

Дыхательная гимнастика для дошкольников по этому методу позволяет устранить такие проблемы: - болезни носовых пазух хронического характера; - патологии бронхов и легких, - болезни сердца; - сахарный диабет; - неврологические заболевания. Гимнастика Стрельниковой усиливает иммунитет, развивает гибкость и пластичность, устранение нарушений осанки у детей. Это становится возможным благодаря работе практически всех мышц во время выполнения упражнений. Организм ребенка начинает оптимально развиваться. При этом активизируется обмен кислорода в тканях, благодаря чему улучшается работа всех систем и органов.

С чего следует начинать осваивать дыхательную методику Стрельниковой? Прежде всего, необходимо выучить три базовых упражнения. Их выполняют в ритме строевого шага.

Первое из этих упражнений разминочное. Называется оно «Ладошки». Для его выполнения ребенку следует опустить ручки вдоль туловища. При каждом вдохе малыш должен сжимать ладошки в кулачки, как будто пытаясь что-нибудь ухватить. В движении во время этого упражнения находятся только кисти рук. Ребенок должен сделать 4 шумных и коротеньких вдоха и произвольно выдохнуть через нос, а можно и через рот. Затем необходим перерыв от 3 до 5 секунд. После него следует еще одна серия, включающая четыре вдоха. По методике их следует сделать 96 (для деток достаточно 4).

Второе базовое упражнение – «Погончики». Ребенку нужно встать прямо и держать ручки вдоль туловища. Его кисти должны быть сжаты в кулачки, которые следует резко разжимать при вдохе, словно отталкивая что-то от себя.

Последним базовым упражнением является «Насос». Ребенок перед началом его выполнения должен встать прямо и опустить ручки вниз. Затем следует чуть наклониться и округлить спину. Голова опущена вниз, шея расслаблена. Наклоняясь, ребенок должен сделать носом короткий вдох, словно нюхая цветок. На выдохе нужно выпрямиться.

Закаливание водой

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию.

Мытье рук после сна теплой водой. Затем – попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи, верхней части груди теплой и прохладной водой.

Контрастные ванны для рук и ног. Лето только началось и купаться нельзя, но можно жарким летним днем устроить для ребенка две лужи в тазиках: одна теплая летняя (36 С) и другая холодная осенняя (18 С). Сначала ребенок стоит в тазу с теплой водой 7-8 секунд, затем в тазу с холодной водой 3-4 секунды. Постепенно понижайте температуру во втором тазике и увеличивайте продолжительность прогулки по лужам. (На 1 С каждую неделю).

Организуем полоскание рта и горла водой после каждого приёма пищи, постепенно снижая температуру воды на 1С, доводя до 18С.

Обливание ног

Обливание ног проводится двумя способами:

Обливание с постепенным снижением температуры : исходная температура воды — 36—35°. Постепенно снижая температуру воды на 1°, через 4—5 дней ее доводят до 20—18°. Обливают нижнюю треть голени и стопу. После обливания ноги тщательно вытирают и растирают до легкого покраснения кожи.

Контрастное обливание: ноги обливают сначала теплой водой — 36°, затем холодной - от 28 до 18°, температуру постепенно снижают, а в конце снова теплой — 36°. Контрастное обливание вызывает исходное расширение сосудов, и действие холодной воды оказывает закаливающий эффект.

Закаливание солнцем

Закаливание с помощью солнечных лучей (закаливание солнцем) происходит уже при систематическом закаливании ребенка воздухом : во время прогулок с открытым для солнца лицом и во время воздушных и воздушно-солнечных ванн.

Солнечная радиация при умелом, дозированном использовании является мощным закаливающим средством для детей любого возраста. Закаливание детей солнцем усиливает обмен веществ в организме, стимулирует выработку витамина D, способствует нормализации процессов окостенения, улучшает выделение продуктов обмена через кожу, делает кожу и слизистые оболочки менее чувствительными к переохлаждению и, таким образом, во многом предупреждает острые респираторные и другие простудные заболевания, стимулирует иммунитет.

Нельзя проводить солнечные ванны натощак и ранее чем через 1 —1,5 ч после еды. Не рекомендуется также сразу после облучения солнцем принимать пищу.

Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима. Так как дети летом проводят основное время на улице, то перед педагогом стоит важная задача в организации деятельности детей (подбор разных игр, упражнений двигательной активности, трудовой деятельности, игры с песком, водой, наблюдений и т. д.)

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?

1) Настроение – жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающую обстановку.

2) Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

3) Утомляемость – нормальная, наблюдается умеренная усталость.

4) Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.

5) Сон – спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5 – 15 мин., время сна отмечается расслабления мышц, ребенок не пробуждается от звука и света.

В заключении…

Проведение оздоровительных мероприятий детей ДОУ невозможно без участия семьи в этом процессе, так как целый ряд оздоровительных мероприятий необходимо продолжать и в домашних условиях.

В группах должны быть оформлены стенды для родителей, регулярно проводить консультации, организовывать совместные спортивные праздники.

Ведь только благодаря совместной деятельности педагогов и родителей можно добиться наиболее значимых результатов в решении проблемы – снижения заболеваемости детей, укреплению их здоровья.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анкета для родителей по проблеме работы детского сада по укреплению здоровья детей и снижению их заболеваемости Анкета для родителей Цель- анализ работы детского сада по укреплению здоровья детей и снижению их заболеваемости. 1. Часто ли, на Ваш.

Использование мячей-фитболов для оздоровления детей (Часть 1)Использование мячей-фитболов для оздоровления детей (Часть 1) На страницах своих блогов Вы делитесь своими идеями, творческими наработками по интересующим Вас, коллеги, темам. Не перестаю восхищаться.

Использование мячей-фитболов для оздоровления детей (часть 2).Использование мячей-фитболов для оздоровления детей (часть 2). Доброе время суток, уважаемые коллеги! Рада видеть Вас вновь на страницах моего блога. Продолжаю делиться накопленным опытом и впечатлениями.

Консультация для родителей «Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в домашних условиях» Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются главной для нас,.

Наиболее эффективные методы оздоровления дошкольников (психогимнастика) Наиболее эффективные методы оздоровления дошкольников (психогимнастика). Укрепление физического и психического здоровья детей – это одна.

Проект «Организация работы по профилактике заболеваемости и травматизма в ДОО для детей старшей группы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №88 общеразвивающего вида г. Сыктывкара. Проект Организация.

Проект работы в подготовительной группе «Нетрадиционные методы закаливания»Проект работы в подготовительной группе «Нетрадиционные методы закаливания» Лидия Минабутдинова Проект работы в подготовительной группе на тему «Нетрадиционные методы закаливания» Муниципальное бюджетное дошкольное.

Сказкотерапия как средство снижения состояния тревожности и повышения уровня самооценки детей. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и в основном, имеет.

Вашему вниманию хочу представить нестандартное оборудование для оздоровления детей! Мастер-класс для родителей Мастер –класс для родителей: “Нестандартное оборудование своими руками в домашних условиях “. Цель: объединение усилий детского сада и семьи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы закаливания и оздоровления для снижения заболеваемости детей
Опубликовано: 9 апреля 2017 в 17:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД