Ольга Буценко
Мини-музей футбола в детском саду как средство пропаганды занятий спортом
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей футбола в детском саду как средство пропаганды занятий спортом
В современном мире проблема здоровья дошкольников приобретает всё большую актуальность: ежегодно увеличивается количество дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья. У многих родителей отсутствует мотивация к систематическим занятиям физической культурой с целью поддержания, укрепления своего здоровья и создания положительного примера для своих детей. Поэтому в дошкольных организациях необходимо привлекать детей и родителей к занятиям физической культурой, необходимо пропагандировать различные виды спорта.
Публикация «Мини-музей футбола в детском саду как средство пропаганды занятий спортом» размещена в разделах
- Виды спорта
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Спорт. Конспекты занятий
- Футбол для детей
- Темочки
Футбол – одна из самых зрелищных, увлекательных и непредсказуемых игр, один из самых гармоничных и разносторонних видов спорта. Рейтинги телевизионных футбольных трансляций по количеству зрителей превосходят другие виды спорта. Футбол развивает быстроту и силу, ловкость и координацию, гибкость и выносливость. Повышает скорость мышления, учит принимать решения в короткое время. Футбол охватывает людей разных возрастов и разного физического развития. Футбол влияет на развитие личности, объединяет их в коллективе, мотивирует к разносторонним проявлениям лучших общечеловеческих качеств. Более того, футбол доступен и с точки зрения инвентарного обеспечения: для игры необходимы двое ворот и один мяч. Неудивительно, что футбол является самой популярной игрой в мире и не имеет сегодня конкурентов.
В России футбол так же популярен, как и во всем мире и имеет славные и добрые традиции. Наш отечественный футбол за время своего существования (с 1912г.) добился множества побед на международной арене и завоевал всеобщее уважение в мире. К сожалению, за последние два десятилетия в силу разных причин эти лидирующие позиции были утеряны. В настоящее время стоит задача вернуть Россию в число лучших футбольных держав.
В нашем детском саду создан мини-музей футбола. С целью популяризации футбола, здорового образа жизни среди дошкольников и взрослых посредством музейной педагогики.
Задачи:
- повышение интереса и мотивации у детей к систематическим занятиям спортом, футболом;
- приобщение воспитанников к идеалам ценностям спортивного движения;
- формирование у дошкольников потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни;
- пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни посредством музейной педагогики.
Средства музейной педагогики, а именно мини-музей футбола, помогает заинтересовать, расширить и углубить знания детей о данном виде спорта, привлечь к партнёрскому взаимодействию семьи дошкольников.
Что такое мини-музей в детском саду? В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому, как отмечает Н. А. Рыжова, они имеют приставку - «мини» - это и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенная ограниченность тематики.
Характерная особенность старшего дошкольного возраста – познавательный интерес, выражающийся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать новое. Именно такая форма дополнительного образования как организация мини-музея будет отвечать потребностям дошкольника.
Важная особенность мини-музея – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Любой мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Музейные материалы оформляются в тематические экспозиции, создание которых – процесс длительный, требующий кропотливой творческой работы. Побеседовав с детьми, обсудив тематику, мы решили создать в детском саду мини-музей футбола. Дети принесли разные экспонаты, касающиеся футбола из дома.
В целом, опираясь на рекомендации О. Г. Тихоновой, можно выделить следующие основные принципы построения музейной экспозиции:
Принцип научности: любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию.
Принцип предметности: основу экспозиции составляют предметы, которые ярко характеризуют исследуемый предмет.
Коммуникативно-информационный принцип: дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась дошкольниками.
Принцип краеведения: формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений природы родного края.
Научная достоверность и удачно найденная образная форма делают информацию мини-музея запоминающейся. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса. Кроме того, участие дошкольников в создании экспозиций позволяет зрительно фиксировать пройденный материал, что способствует усвоению материала.
Этапы организации «мини-музея» в детском саду
При выделении этапов работы по созданию мини-музея футбола были использованы рекомендации Н. А. Рыжовой. На каждом этапе выделяется два направления: деятельность педагога (Д. П.) и совместная деятельность педагога с детьми (С. Д. П. Д.).
Подготовительный этап
Д. П. – Определение направления мини-музея
- Перспективы развития мини-музея
- Варианты участия детей и родителей
С. Д. П. Д. – Определение темы экспозиции
- Разработка модели мини-музея (оформление, экспонаты)
- Выбор места для размещения мини-музея
- Подбор экспонатов
- Название первой ознакомительной экскурсии
Практический этап
Д. П. – Содержание экскурсий
С. Д. П. Д. – Название рубрик
– Оформление мини-музея
Работа в мини-музее ведется по трем направлениям:
1) Информирование – это первая ступень освоения музейной информации, т. е. первичное получение сведений о мини-музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах.
2) Обучение – вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний,
а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в мини-музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний.
3) Развитие творческих начал – третья, высшая ступень постижения музейной информации. Создание условий для самореализации.
Совокупность различных форм, объединенных общей темой – футбол и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой мини-музея :
Формы работы в мини-музее
1. Обзорная экскурсия.
2. Занятие, посвященное одному экспонату или одной рубрике, при этом музейные предметы выступают как наглядные источники знаний.
3. Музейные праздники – это комплексная форма работы, включающая элементы театрализации, викторины, конкурсы, экскурсии.
4. Экспресс-выставки семейных коллекций, касающихся футбольной тематики.
5. Детские творческие работы в экспозиции музея.
Методы и приемы, используемые на занятиях в мини-музее :
• Метод парных сравнений.
• Метод «динамичной автономии» - локальное выделение показываемого образца – эффективный педагогический прием концентрации зрительного внимания ребенка.
• Проблемные ситуации.
• Игры-имитации.
• Воображаемые путешествия.
• Викторины, конкурсы.
При организаций экскурсий в мини-музей футбола, педагогам следует помнить, что старший дошкольник наиболее эффективно воспринимает зрительную информацию в первые 15-20 минут, поэтому на занятии лучше всего демонстрировать не более 7-9 экспонатов.
Данные формы работы с детьми – дошкольного возраста позволяют заложить основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать начальных знаний о футболе как популярном и интересном виде спорта. Применение предложенных форм и методов работы в мини-музее стимулирует интерес ребенка, обогащает знания детей о футболе, стимулирует желание заниматься данным видом спорта.
В цикле занятий в мини-музее осуществляется распределение всего объема знаний на порции, что обеспечивает постепенное, а значит, более надежное их усвоение. Каждое новое ознакомление с экспонатами музея позволяет демонстрировать новые особенности уже знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления. Именно многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых самостоятельных выводах и последующих действиях.
В ходе подготовки экскурсии следует учитывать следующие рекомендации, предложенные О. Г. Тихоновой:
• информация должна быть объективной, научной, доступной;
• игровые приемы и упражнения – связаны по смыслу с темой экскурсии;
• эмоциональный фон экскурсии усиливается постепенно;
• вся познавательная информация предлагается в первой половине экскурсии, а во второй – организуется ее закрепление в игровой форме:
• рассказ о различных экспонатах должен иметь определенную логику;
• все экспонаты, которые предлагаются для рассматривания и изучения, отбирают в соответствии с основной познавательной задачей экскурсии;
• заключительная часть должна включать вручение подарков-сюрпризов, соответствующих выбранной теме;
• длительность экскурсии должна соответствовать возрасту детей –экскурсия для детей 5-го года жизни длится 15-20 минут; 6-го – 20-25 минут; 7-го – 25-30 минут.
Такая педагогическая организация работы в мини-музее футбола позволяет : эффективно повышать интерес к спорту, мотивировать у детей к систематическим занятиям спортом, футболом; приобщать их к идеалам ценностям спортивного движения; формировать у дошкольников начальные потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни.
Список использованной литературы
Арамова Р. М. Система методической работы по музейной педагогике в ДОУ. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005, №4.
Ильина С. К. Музейная педагогика // Педагогические чтения: Методическая работа в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2006.
Пантелеева Л. В. Дети в музее изобразительного искусства. М., 2006г.
Пастухова И. О. Детский сад и музей. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2007.; №2.
Попова И. А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2006, №5.
Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. : Линка-Пресс, 2003.