МААМ-картинки

Мини — музей хлеба (1 фото)

ирина орлова
Мини — музей хлеба

Мини — музей хлеба

Ребята, я предлагаю вам сегодня побывать в музее хлеба.

Сейчас я произнесу интересные слова, а внимательно послушайте:

Знают все, кто ест: хлеб не надоест! Хлеб наша главная еда - всегда!

Рыба – водица, Ягода – трава, А хлеб, как говорится, всему голова!

- Ребята, о чем моя поговорка? Дети: о хлебе.

Публикация «Мини — музей хлеба» размещена в разделах

Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, пирожки, торты и др.

- А вы знаете, из чего делают эти продукты питания? ( дети: из муки)

- Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)

- Мука - продукт питания, получаемый в результате перемалывания хлебных зерновых культур как пшеница, рожь, гречиха, овёс, ячмень, просо, кукуруза.

- Ребята, а вы хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе?

Когда - то очень давно, первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.

Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отёсанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.

А сейчас я расскажу, как в старину выращивали хлеб. Представьте, что мы попали в давние времена, когда люди не придумали ещё никаких машин, когда нельзя было купить хлеб в магазине, и всё приходилось делать своими руками. Вот огромное поле, крестьянин решил посадить здесь пшеницу или рожь. Но сначала поле нужно вспахать. Перед тем, как начинать весеннюю пахоту, крестьяне обращались к народным приметам. Если загремел первый весенний гром, закуковала кукушка, зацвела черемуха, значит, пришла пора поле пахать.

Пахали в те далёкие времена плугом, который тянула лошадка. Затем поле надо было причесать вот такой «расческой», называется она борона. Бороной разбивали все комки, земля становилась мягкой.

Затем хлеб нужно посеять. К этому событию готовились особо: парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке и просили о богатом урожае.

Первый сеятель выходил в поле босиком, чтобы проверить, теплая ли земля. На груди у него висело лукошко с семенами. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо.

Как только зернышко попало в землю, оно начинает расти.

Как вы думаете, ребята, без чего не может вырасти зерно? (ответы детей – без воды)

Вот и выросли колоски! Посмотрите, ребята, какими стали колосья? (ответы детей).

Пора убирать урожай! В старину это делали так: мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Скошенные растения связывали в специальные вязанки - снопы. Самое главное было вовремя собрать урожай, ведь перезрелые колоски могут уронить зерна на землю, и тогда урожай будет потерян.

Дальше начиналась самая тяжелая работа, колосья нужно было обмолотить, то есть вынуть зёрнышки из колосков. Для этого брали цеп (специальное орудие труда) и били им по колоскам. Иногда эта работа затягивалась на несколько месяцев. Затем зерно везли на мельницу, где его перемалывали в муку.

В старину на берегах рек строили мельницы. Речная вода текла и крутила большие мельничные колёса. Колесо крутилось и двигало тяжелые каменные жернова, которые перетирали зерно в муку. Такие мельницы назывались водяными.

А в степях ставили ветряные мельницы. Сильный ветер вращал крылья такой мельницы, а они приводили в движение жернова.

Вот и готова мука, можно замешивать тесто и печь хлеб.

Ребята, а вы знаете, как на Руси пекли хлеб? (рассказ сопровождается показом экспонатов музея и макета русская изба)

В старину хлеб пекли не на хлебозаводе, не в пекарне, а у себя дома. Хозяйка замешивала тесто и выпекала каравай хлеба в русской печке. Весь дом наполнялся запахом свежего ароматного хлеба!

Пышный, мягкий, пропеченный, подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой, шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел,

В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, сохраняло, берегло.

В наше время весной на поле выходят трактора. Они вспахивают землю и одновременно боронуют её, то есть рыхлят, чтобы земля стала мягкой и рыхлой. Затем к трактору прикрепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы.

Вот появились ростки. Наступают жаркие летние дни. Всё лето созревают зёрна в колосьях на полях.

Когда зерна созрели, начинается жатва. На поле выходят комбайны. Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зерна и высыпает очищенные зёрна в грузовые машины.

Машины отвозят зерно в специальные большие зернохранилища, которые называются элеваторами. Там зерно сушат и хранят. Из элеваторов зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют из зерна муку. Затем муку везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.

Наконец хлеб попадает в магазин. Мы его покупаем и с удовольствием едим.

Вот какой долгий путь прошло зёрнышко, чтобы превратиться в каравай хлеба!

Назовите, какую сельскохозяйственную технику вы знаете? (ответы детей)

Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.

Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самые питательные для человека является рожь и пшеница.

Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!

По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.

Хлеб – дар Божий, говорили люди.

Послушайте русские поговорки о хлебе.

Хлеб да вода –богатырская еда.

Хлеб-батюшка, а водица-матушка.

Хлеб-кушай, добрых людей слушай.

•Худ обед, коли хлеба нет.

•Работай до поту, поешь хлеба охоту.

•Пот на спине – так и хлеб на столе.

Конечно, у нас в детском саду хлеборобов нет, но я хочу рассказать вам о злаках.

Злаками называют зерновые растения. У этих растений есть колоски. Внутри колосков созревают зёрнышки, а из зерна делают муку для хлеба или крупу для каши.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро-мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый А бывает–Подгорелый (Хлеб).

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Мнут и катают, В печи закаляют. Потом за столом Режут ножом. (Хлеб)

Кольцо не простое, Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье.

Ну и объедение! (Баранка или бублик.)

Вот он – тёплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол- Он пожаловал – пришёл.

В нем – Здоровье, Наша сила, В нем – Чудесное тепло.

Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)

Что на сковородку наливают, Да вчетверо сгибают? (Блины)

Считалки о хлебе.

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Катилась торба с высокого горба.

В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь поделиться?

А кто знает, как называли хлеб, который пекли к празднику? (Ответы детей)

Да, правильно, каравай.

Вот он, каравай душистый, С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый, Словно солнцем налитой!

В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей.

Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.

Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега», то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира.

Хлеб являлся самым знатным угощением.

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок – это пирожок.

Шки-шки-шки – мама жарит пирожки.

Жок-жок-жок – кушай дочка пирожок.

Чи-чи-чи – пекуться в печке калачи.

Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.

Русские люди всегда относились к хлебу бережно, с уважением, ведь столько сил надо было приложить, чтобы вырастить хлеб!

В старину хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронят хлеб, обязательно его поднимали и целовали. А в наше время некоторые даже позволяют себе с ним играть, бросать и не уважать хлеб.

А вы знаете, как надо относиться к хлебу? (ответы детей, воспитатель подытоживает)

- хлеб нельзя выбрасывать

- хлеб нельзя крошить за столом

- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо

- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье

- хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

Ира «Измени слово»

Мама купила пшеничный (хлеб)

Я знаю пословицу о (хлебе)

Дети едят суп с (хлебом)

Ваня пошел в магазин за (хлебом)

Я не люблю есть суп без (хлеба)

У меня дома нет (хлеба)

Игра «Месим тесто»

Месим, месим, месим тесто (З раза)

Эх, дуйся, пузырь, Раздувайся большой (2 раза) Да не лопайся.

Ребята стоят кругом, держась за руки.

В ритм словам: «Месим, месим, месим тесто», (повторяют 3 раза) медленно сходятся.

А припевая песенку: «Эх, дуйся пузырь.» — расходятся широким кругом, растягивая его до тех пор, пока кто-нибудь не отпустит рук и «пузырь» не лопнет.

Кто рук не удержал, того ставят в круг.

Снова «месят» «тесто» и «раздувают пузырь».

И так хоровод постепенно уменьшается, т. к. ребята, не удержавшие рук при натяжении «пузыря», уходят стоять в середину круга.

Игра «Назови ласково»

Хлеб-хлебушек; Буханка – буханочка; Блин – блинчик; Сушка – сушечка; Кекс – кексик; Торт- тортик; Печенье – печеньице; Баранки – бараночки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мини-музей к Дню ПобедыМини-музей к Дню Победы Вот и приближается праздник, на стенде у входа в детский сад плакат о праздничном мероприятии и шествии "Бессмертного полка". Трудно,конечно,.

Фотоотчет о мероприятии в начальной школе «Берегите каждую крупицу хлеба» к международному Дню хлебаФотоотчет о мероприятии в начальной школе «Берегите каждую крупицу хлеба» к международному Дню хлеба Какой продукт самый важный в жизни человека? Конечно же - это хлеб! Практически каждый ребенок безошибочно ответит на этот вопрос. Изо.

Мини-музей хлеба в ДОУМини-музей хлеба в ДОУ Мини-музей хлеба Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения.

Мини-музей куколМини-музей кукол Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня, я приглашаю вас, в мини-музей "Кукол" который, мы создали в средней группе "Пчелки" нашего.

Мини-музей «Сударушка»Мини-музей «Сударушка» В нашем детском саду создание мини-музея является источником приобщения детей к истории нашего народа, побуждает воспитывать любовь к родному.

Мини-музей «Транспорт»Мини-музей «Транспорт» У нас в детском саду "Светлячок" недавно прошел конкурс на лучший мини-музей. Мы с ребятами второй младшей группы приняли в нем участие.

Мини-музей «Эмоции»Мини-музей «Эмоции» Аннотация к мини-музею «Эмоции" В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность,.

Мини-музей хлеба «Зернышко»Мини-музей хлеба «Зернышко» Идея создать в группе мини-музей возникла еще в прошлом году. При очередной поездке за город, я остановилась у пшеничного поля, не удержалась.

Наш мини-музейНаш мини-музей Сегодня в рамках тематической недели к празднованию Дня Защитника Отечества в средних группах было проведено открытое занятие с показом.

Работа по взаимодействию семьи и ДОУ «Создание мини-музея хлеба»Работа по взаимодействию семьи и ДОУ «Создание мини-музея хлеба» Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини — музей хлеба
Опубликовано: 31 марта 2021 в 09:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД