Алла Костерина
Мини-музей «Кукольный дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с детьми в мини-музее
«Кукольный дом»
Мини-музей «КУКОЛЬНЫЙ ДОМ» создавался в изостудии ДОУ, так как его экспозиция была обращена к детям всех возрастов, членам их семей, а также педагогам
ЦЕЛЬ : ознакомление с предметным миром через приобщение к общекультурному наследию (историей развития куклы, как наиболее близкого детям образа, на основе которого детям раскрываются исторические и временные
представления)
Публикация «Мини-музей „Кукольный дом“» размещена в разделах
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ : использование кукольного материала в качестве дидактического при ознакомлении детей дошкольного возраста с историей общекультурного наследия видится целесообразным ввиду :
o Доступности
o Образности
o Эстетичности
o Привлекательности
Кроме того кукольный материал позволяет выстроить наглядный ряд исторического развития на примере куклы.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ:
историческая достоверность
тематическое единство
соответствие целям
логичность
соответствие возрасту
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ И ПРИЕМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
при работе в мини-музее:
• словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры и т. д.)
• наглядно-практические (видеоряд, сопровождение наблюдения с практической деятельностью и т. д.)
• использование различных видов деятельности (ручной труд, конструирование, рисование, игра и т. п.)
В мини-музее проводятся экскурсии во время которых детям сообщается материал, который является доступным для их понимания, так как кукольная история достаточно интересна детям разного возраста. Кроме того в мини-музее предусмотрена возможность потрогать некоторые экспонаты, поиграть с ними, что также способствует усилению заинтересованности (куклы из запасника) .
На материале мини-музея могут проводиться занятия :
• по развитию речи
• музыкальные занятия
• занятия по ручному труду
Во время проведения экскурсий предусмотрено использование аудио записи :
• песня «Я за стеклом…»(исп. Витас)
• инструментальная композиция «Кукла»
• песня «Кукла Маша, кукла Даша»(исп. группа «Иванушки)
Экскурсия по мини-музею «Кукольный дом»
в разделе «Куклы наших бабушек»
(средний возраст)
— У каждого из вас, ребята, конечно же, самый любимый магазин — магазин игрушек. Каких только игрушек там нет! На любой вкус — и для мальчиков, и для девочек. Даже трудно представить, что было время, когда таких магазинов не было. А где же дети брали игрушки? Или они совсем не играли? Конечно же, играли! А игрушки брали не в магазине, а делали сами. Представьте себе такую картинку. Собрались девочки поиграть, а кукол нет! Вы думаете, они расстроились? Как бы не так! Огляделись девочки вокруг. Вот одна сорвала травки пучок, перевязала ее вверху травинкой, отделила по пучку на ручки, перевязала в поясе, распушила юбочку. Получилась кукла. Вторая вытащила из соломенной крыши пучок соломы и также ловко скрутила себе куклу- стригушку. А третья подобрала кукурузную кочерыжку и завернула в тряпицу — вот вам и пеленашка. А вот еще одна в дом метнулась — там мать только что полотно соткала и начала кроить рубахи. Да ни один лоскуток не выбрасывает. В хозяйстве любая тряпица пригодится. Крутится дочурка у маминых ног да лоскутки собирает — куклу вертит : вертуту. Яркая кукла получилась, нарядная!
В старину наши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовлять жилища. Взрослый человек мог в природе найти все, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать все, что может пригодиться в игре и из чего можно изготовить игрушки. Конечно, те игрушки не такие яркие, как в современных магазинах. Но и в старину дети любили их ничуть не меньше, чем вы любите сейчас свои потому что делали их своими руками. Давайте и мы попробуем с вами сделать себе куколку, как это делали дети в старину (изготовление пеленашки вместе с педагогом).
В мини-музее оборудован уголок самостоятельной деятельности, в котором можно организовывать индивидуально-подгрупповые и подгрупповые занятия с детьми :
• Игра «Куклы» (конструирование и моделирование)
• Пазл «Барби»
• Тематические раскраски
• Игра с бумажными куклами
• Изготовление нарядов для бумажных кукол
«Художники-модельеры»
• Раскрашивание нарядов для бумажных кукол
• Изготовление кукол из ниток и ткани
• Игры в «Кукольном домике»
• Игры в домике для кукол Барби
• Игры с мягконабивными куклами
Как использовать в работе с детьми
Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук.
«Куклы из ниток»
Материалы для изготовления куколок -оберегов «Стригушка», «Десятиручка» из ниток. Предложена технологическая карта изготовления, понятная ребенку.
Волшебный мешочек «Кукольный лоскуток»
Материалы для изготовления «пеленашки» -средний возраст, а детям старшего возраста предлагается изготовить вместе с педагогом куклу из лоскутков( «кувадка», «закрутка» и т. д.) .
«Наряды для кукол»
Детям предлагается придумать наряд для бумажных кукол. Воспитатель знакомит их с последовательностью их изготовлен
«Куклы»
Игра на создание кукол с помощью элементов на липучках. Игра предназначена для развития мелкой моторики, внимания, мышления, воображения
Мини –музей «Кукольный дом» подразделяется на несколько разделов:
• «Куклы наших бабушек»(история куклы)
• «Куклы наших мам» (история кукол прошлого века)
• «Куклы сувениры и коллекционные куклы»
• «Куклы на все времена» (история и настоящее набивной куклы. Куклы Барби и другие заграничные гости)
Каждый раздел снабжен информационным материалом, для рассказывания детям.
• Во время работы можно использовать различные виды экскурсий: обзорные (по всем разделам),
• тематические (на материала одного раздела)
• использовать необходимые элементы в качестве предварительной работы к другим видам занятий.
Воспитатель рассказывает о традициях в использовании кукол, особенностях их изготовления, помогает организовать игры-драматизации, читает потешки, показывает иллюстрации, рассказывающие о старых временах.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ :
• Пополнение экспонатами, сделанными руками детей в процессе деятельности музея
• Расширение экспозиции созданием раздела «Театральные куклы» с последующим их использованием в арттерапии
• Проведение интегрированных досуговых мероприятий
• Оснащение «Уголка самостоятельной деятельности» материалами для изготовления театральных кукол, а также бумажных и других
• Проведение на базе музея выставок детских работ по данной тематике, а также персональных или коллекционных