Получи документы

Мини-музей «Мир насекомых и пауков» как инновационная технология экологического образования в ДОУ

Татьяна Алексеевна Соловьева
Мини-музей «Мир насекомых и пауков» как инновационная технология экологического образования в ДОУ

Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. [1]

Наш детский сад № 376 с 2015 года является региональной инновационной площадкой по экологическому образованию детей дошкольного возраста на тему: «Педагогическая поддержка становления экологического сознания в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов». Необходимость экологического образования определяется Законами РФ и Волгоградской области: «Законом РФ об охране окружающей среды» принятом в 2001 г. и «Законом об экологическом образовании в Волгоградской области» принятом в 2003 г.

Публикация «Мини-музей „Мир насекомых и пауков“ как инновационная технология экологического образования в ДОУ» размещена в разделах

В рамках РИП создается новый опыт формирования РППС в ДОУ. Вся развивающая среда в нашем детском саду, направлена на экологическое образование детей. Одной из целей РППС ДОУ является обеспечение реализации различных образовательных программ и такой парциальной программой является программа Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа».

Существует множество различных методов и технологий, но мы решили воспользоваться такой инновационной технологией как музейная педагогика. Создание мини-музея - трудоёмкая работа.

«Мини музей» - это не просто выставка различных экспонатов, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании [2].

Прежде чем приступить к созданию музея, нами было изучено множество методической литературы по вопросам создания мини – музеев именно экологической направленности в условиях детского сада. И мы пришли к выводу, что мини-музей должен не просто занимать какое-то пространство в группе, а «работать», т. е необходимо постоянно расширять тематику экспонатов, периодически изменять композиционное пространство, дополнять и обновлять тематику экскурсий и НОД и т. д.

В нашей группе мы создали мини – музей «Мир насекомых и пауков» в сентябре 2016 года. Данный музей стал продуктом краткосрочного проекта и является важной и неотъемлемой частью нашей группы и нашей жизни. Музейное пространство нашего мини-музея – содержательно насыщенно, соответствует требованиям безопасности. В мини – музее имеется возможность смены экспозиции при необходимости. Музейное пространство - не статично, оно вариативно и может легко трансформироваться в зависимости от образовательных ситуаций и меняющихся интересов самих детей.

Важной особенностью нашего мини-музея является принцип интеграции всех образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Мини – музей состоит из блоков и модулей, расположенных по принципу от земли к воздуху.

На самой нижней полке (ближе к земле) расположился блок «Муравьишки – наши младшие братишки» Создание этого блока позволяет знакомить детей с жизнью муравьев, их пользой. Для этого блока были созданы экспонаты муравейников: вид сверху и вид в разрезе.

Чуть выше муравьев поселился блок «Божьи коровки». Данный блок знакомит детей с внешним видом и пользой божьих коровок. В этом блоке в свободном доступе для детей представлены разнообразные экспонаты божьих коровок: от керамических фигурок до самодельных, сделанных в разных техниках. В этом блоке создана экспозиция пня, в котором божьи коровки готовятся зимовать.

Над божьими коровками поселись представители жалящих насекомых : пчелы, осы и шмели, шершни и т. д. Этот блок способствует развитию познавательной активности детей в изучении особенностей насекомых данного вида. В этом блоке сделана экспозиция пчелиных сот.

На самом верхнем ярусе порхают изящные бабочки. Блок «Бабочки» знакомит детей с разнообразным миром самых красивых, изящных и нарядных насекомых. Создавая наш мини – музей, мы решили делать акцент на региональный компонент. Поэтому все бабочки, представленные в этом блоке, обитают в нашей Волгоградской области. И дети их могут увидеть в реальной жизни. Этот блок дополняет экспозиция, которая наглядно помогает знакомить детей с этапами рождения бабочки. На листочках «дерева» показан жизненный цикл бабочки (яйца – личинки – кокон – бабочка)

На среднем ярусе расположились жуки. Данный блок помогает детям познакомиться с разнообразным миром жуков, их внешним видом, пользой, способами зимовки. В этом блоке представлена коллекция настоящих жуков в стекле в специальном футляре, где дети могут самостоятельно разглядеть насекомых, используя лупу.

Присутствует в нашем музее блок «Стрекозы», который знакомит детей с миром стрекоз, их образом жизни. В данном блоке создана экспозиция совместно с детьми «Стрекозы на водоеме».

Блок «Ночные насекомые» помогает знакомить детей с насекомыми, которые активны в ночное время суток. Это ночные бабочки, мотыльки, светлячки и т. д.

В сторонке от насекомых поселились пауки. Блок «Кто такие пауки способствует формированию представления детей о том, что пауки – это не насекомые, а паукообразные. У пауков другое внешнее строение, состоящее из двух отделов. У них - 8 ног, а у насекомых – 6. У насекомых бывают крылья, а у пауков – нет. В данном блоке создана экспозиция: паук на паутине.

Наряду с блоками, в нашем музее есть несколько модулей. Модуль «Наблюдения детей за насекомыми» показывает, как дети могут наблюдать за насекомыми на участке детского сада. Это так называемый фото – отчет наблюдений детей, располагающийся на подвесном стенде. Наблюдения дают возможность приобрести дошкольникам новый опыт экологического воспитания. В музее имеется модуль «Внешнее строение насекомого», который используется для наглядного изучения строения насекомого. Модуль «Времена года» используется для того, чтобы дети знали, как ведут себя насекомые в разные времена года.

В нашем мини-музее живет хозяйка. Это кукла-маркер, сделанная руками нашей родительницы. Она помогает нам с выбором занятий или экскурсий.

Как известно, основной формой работы и ведущими видом деятельности с дошкольниками по ФГОС ДО является игра. Поэтому после рождения мини-музея у нас возникла острая необходимость в создании игры именно экологической направленности, а точнее игры о насекомых. Хотелось бы обратить внимание на одну важную особенностью нашего мини-музея и игры-ходилки : при создании музея и игры мы делали акцент на региональный компонент нашей Волгоградской области. Т. е. мы старились знакомить детей с насекомыми, которых они могут увидеть вокруг себя, на своем участке, в нашей области.

После долгих обсуждений у нас появилась на свет экологическая игра-ходилка «Путешествие насекомых», направленная на формирование и закрепление знаний детей об объектах живой и неживой природы, о разнообразном мире насекомых. Цель данной игры: формировать экологическое сознание детей. Игра способствует решению следующих задач:

-создание условий для развития логического мышления, внимания, памяти;

- создание потребности в приобретении экологических знаний;

- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

Описание: игра состоит из игрового поля в виде улитки, по которому передвигаются фишки-насекомые. Раковина улитки состоит из делений разного цвета, на которых написаны цифры от 1 до 15. Игра имеет несколько вариантов. К игре прилагаются 3 комплекта карточек. 1-й комплект: картинки с объектами живой и неживой природы, 2-й комплект: картинки насекомых, 3-й комплект: картинки с мимикрией насекомых в природе (маскирование, подражание)

Ход игры: Игровое поле раскладывается на столе, игроки выбирают по одному насекомому, для того, чтобы им передвигаться по игровому полю от старта до финиша. Дети по очереди бросают кубик и передвигаются по раковине улитке на нужное количество ходов. Каждое деление на раковине улитки разного цвета и пронумеровано от 1 до 15. Комплекты карточек для игры соответствуют цветам на улитке, необходимо перевернуть карточку такого же цвета и выполнить задание.

1-й вариант игры: перед участниками располагаются игровое поле в виде улитки и две картинки с домиками. Один из них каменный – символизирует все неживое (в этот домик игроки должны заселить все объекты неживой природы, а другой из зелени – символизирует все живое (в этот домик нужно заселять объекты живой природы). Участники игры по очереди бросают кубик и определяют количество шагов на игровом поле и одновременно переворачивают пронумерованные карточки с изображениями объектов природы, называют их и заселяют в домики. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша. Можно усложнить игру, предавая карточку с картинкой по цепочке, называя по одному признаку данного объекта. Например: «цветок» - красивый, яркий, пахучий и т. д.

2-й вариант игры: перед участниками располагаются игровое поле и карточки с изображением насекомых. Игроки, передвигаясь по полю, переворачивают по очереди карточки, называют насекомого и определяют среду его обитания (земля, вода, воздух) Для более точного определения насекомых дети могут сравнивать их в источниках с помощью педагогов [3-4].

Если игрок затрудняется определить среду обитания, тогда он должен превратиться в это насекомое. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша.

3-й вариант игры: перед участниками располагаются игровое поле и карточки с изображением насекомых, которые прячутся в природе (мимикрия). Игроки переворачивают по очереди карточки, находят на ней насекомого и называют его. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша.

В любой вариант игры можно играть несколько раз, пока дети не усвоят материал в полном объёме.

В заключении отметим, что такие инновационные технологии как мини-музеи и авторские игры способствуют формированию экологического сознания у дошкольников. А так же у детей появляется возможность в игровой форме знакомиться с объектами живой и неживой природы, делать выводы и умозаключения. Такие технологии позволяют сделать общение ребенка с педагогом на равных, воспитатель не говорит за ребенка, исходя из интересов взрослого, а создает условия для общения с природой.

Литература

[1] Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. /Н. А. Рыжова. – М. : Карапуз, 2001.

[2] Рыжова Н. А., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

[3] Детская энциклопедия «Насекомые». М. : Росмэн, 2016 г.

[4] М. А. Козлов, И. М. Олигер. Школьный атлас – определитель беспозвоночных. М. : Просвещение, 1991 г.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Технология дистанционного образования в ДОУ: плюсы и минусы (разновозрастная группа ЗПР)Технология дистанционного образования в ДОУ: плюсы и минусы (разновозрастная группа ЗПР) В связи с пандемией приостановлено посещение детьми дошкольных образовательных учреждений. Реализация образовательной программы осуществляется.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей «Мир насекомых и пауков» как инновационная технология экологического образования в ДОУ
Опубликовано: 27 февраля 2021 в 21:05
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД