Надежда Колегова
Мини-музей «Музыкальные инструменты» как средство развития музыкальных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИ—МУЗЕЙ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
«Эмоциональная насыщенность восприятия-
духовный заряд детского творчества»
В. А. Сухомлинский
В наши дни, когда любовь и интерес к серьёзному академическому
искусству угасают, является актуальным приобщение детей к культуре и
Публикация «Мини-музей „Музыкальные инструменты“ как средство развития музыкальных способностей» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные мини-музеи
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
музыкальному искусству. Тема «Музыкальные инструменты» даёт
возможность детям соприкоснуться с высокохудожественными
произведениями мирового классического наследия и с музыкальной
культурой своего народа.
Формы преподнесения материала могут быть самыми разнообразными, в
зависимости от фантазии, воображения и вкуса педагога, с соблюдением
принципов доступности и наглядности.
Создание мини—музея «Музыкальные инструменты» в детском саду
явилось ярким событием для детей, родителей и педагогов.
Цель создания мини—музея : обогащение представлений детей о
разнообразии музыкальных инструментов.
Задачи:
1. Способствовать возникновению ценностного отношения к искусству,
эмоционального отклика при восприятии коллекции музыкальных
инструментов.
2. Формировать целостную картину мира на основе знакомства с экспонатами
мини—музея «Музыкальные инструменты».
3. Расширять кругозор детей.
4. Овладевать навыками поисковой, исследовательской деятельности,
дополняя и обогащая зрительную информацию через осязание «знать
предмет—значит действовать с ним».
5. Овладевать основами музейной культуры: уметь слушать, быть
естественным и раскованным в диалогах.
6. Воспитывать познавательные интересы и способности : наблюдать,
описывать экспонаты, строить предположения.
Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными,
необыкновенно притягательными предметами, на которых хочется сыграть.
Инструмент для детей—символ музыки, а тот, кто на нём играет—почти
волшебник. Большинство музыкальных инструментов дети видят лишь на
картинке. Создавая мини—музей «Музыкальные инструменты», мне
хотелось познакомить детей с их разнообразием, соединить прошлое и
будущее через настоящее, обогащая личность воспитанника духовным
наследием прошлого и помочь войти в огромный и прекрасный мирбольшого искусства. Вхождение ребёнка в мир искусства обязательно
должно проходить через «волшебный мост» игры. Игра, по новым
требованиям, признаётся основным видом деятельности дошкольников и
является одним из условий здоровьесберегающей педагогики искусства.
В процессе этой работы дети получают информацию о музыкальных
инструментах, им прививаются навыки вслушивания в музыкальную ткань
произведений. Дети учатся дифференцировать слуховые ощущения,
различают средства выразительности и тембровые краски. У детей
формируется эмоциональная сфера, ребёнок делается чутким к красоте в
искусстве и в жизни, таким образом, развивая эмоции, интересы, вкусы
ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы.
Систематическая и планомерная работа по ознакомлению детей с
музыкальными инструментами позволила превратить внутреннюю
насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение
элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах
способствовало самостоятельной деятельности детей по сочинению
оркестровок знакомых песен, музыкальных произведений и народных
мелодий, озвучивание стихов, сказок. Большинство детей проявило желание
продолжить обучение в музыкальной школе. Активизировалась
сотрудничество с родителями – музыкантами и с бывшими воспитанниками,
учащимися Школы искусств.
Мини—музей «Музыкальные инструменты» является учебно—
методическим комплексом на основе интеграции, модульной технологии, с
использованием информационно—коммуникационных технологий.
Интегрированный подход позволяет значительно повысить эффективность
образования -- «на малом учить многому».
Работа по организации мини—музея осуществлялась в четыре этапа.
Подготовительный. Подбор теоретических и практических материалов по
теме, музыкального оформления, видео—материала, подбор произведений
художественной литературы, развивающих игр.
Организационный.
С родителями. В каждой возрастной группе была помещена информация о
необходимости создания мини—музея «Музыкальные инструменты», о
приобретении экспонатов для музея, а также проведены индивидуальные
беседы с родителями, владеющими каким—либо музыкальным
инструментом для участия в совместном концерте.
С социумом. Обращение с просьбой о предоставлении музыкальных
инструментов, в Школу Искусств и об участии в концерте учащихся
школы—бывших выпускников.
С педагогами. Провести работу с родителями об активном участии в
организации музея. Проведение репетиций оркестра для выступления в
совместном концерте. После двух этапов ресурсное обеспечение музея можно представить
таким образом:
Основной фонд музея составили подлинные музыкальные инструменты,
детские музыкальные инструменты и музыкальные игрушки. Коллекция
насчитывает около 50 штук.
Вспомогательный.
--«Паспорта муз. инструментов», включающие в себя увлекательные беседы,
загадки, кроссворды.
--Иллюстрации и фото с изображением муз. инструментов.
--Музыкально—дидактический, игровой, песенный материал.
--«Музыкальная библиотека»включает в себя художественную литературу о
музыке и муз. инструментах.
--«Умелые ручки»--раскраски, поделки, рисунки с изображением муз.
инструментов.
Практический.
С детьми. В нём отражены формы и методы работы. Это не только
рассматривание музыкальных инструментов, но и занимательные рассказы
об истории и происхождении музыкальных инструментов, знакомство с
«Паспортами музыкальных инструментов», игра на детских музыкальных
инструментах, использование разнообразных развивающих музыкальных и
дидактических игр.
В условиях музейно— экскурсионной работы: проведение обзорных и
тематических экскурсий (в роли экскурсовода выступал не только взрослый,
но и эту роль брали на себя дети, познавательных бесед, тематических
вечеров, музыкальных викторин, совместных концертов детей, родителей,
педагогов.
С родителями. Посещение родителями мини—музея, участие в совместном
концерте детей, педагогов и родителей «Музыкальная гостиная».
С социумом. Участие бывших воспитанников детского сада и музыкантов
Первомайского микрорайона в концерте «Музыкальная гостиная».
С педагогами. Участие в совместном концерте.
Контрольно—оценочный. В нём дана оценка проведё нной работе:
1. Обогатились знания детей о музыкальных инструментах. Об этом говорят
данные диагностики: уровень знаний повысился с 43% до 87%.
2. Приобрели практический опыт в проектно--исследовательской
деятельности.
3. Создан проект мини—музей «Музыкальные инструменты».
4. Создана презентация мини—музей «Музыкальные инструменты».
5. Предметно—музыкальная среда пополнилась музыкальным и
видеоматериалом,
музыкальными инструментами.
6. Составлен перспективный план по ознакомлению с музыкальными
инструментами в средней, старшей, подготовительной группах.
7. Опыт работы распространён среди коллег и через средства массовой
информации. Создан фильм «Музыкальная гостиная».Включение музея в образовательный процесс способствует формированию
у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности не
только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником
проходящих в нём преобразований.
Создание мини—музея «Музыкальные инструменты» показало свою
целесообразность, явилось средством, методом для развития ребёнка,
выраженном в формировании его собственной целостной картины мира,
пропущенной через внутренний, эмоциональный опыт.
Мини—музей «Музыкальные инструменты» - это симбиоз творческой
деятельности всего педагогического коллектива детского сада, детей и
родителей.