Папки-передвижки

Проект «Мини-музей национального быта и творчества в ДОУ как средство формирования патриотических чувств у детей»

Юлия Михайлова
Проект «Мини-музей национального быта и творчества в ДОУ как средство формирования патриотических чувств у детей»

Проект на тему :

Мини-музей национального быта и творчества в ДОУ как средство формирования патриотических чувств у детей.

Тема: Мини-музей национального быта и творчества в ДОУ как средство формирования патриотических чувств у детей.

Вид проекта : познавательно-творческий.

Тип проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Публикация «Проект „Мини-музей национального быта и творчества в ДОУ как средство формирования патриотических чувств у детей“» размещена в разделах

Цель проекта : способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию мордовского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом мордовского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

Этапы проекта (основные шаги по реализации проекта) :

- сбор экспонатов музея ;

- накопление методического материала для дальнейших посещений музея детьми;

- приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта;

- составления перспективно-тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарем;

- составления графика посещения музея детьми;

- проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.

Задачи:

• Осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

• Вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку мордовского народа;

• Познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;

• Познакомить детей с особенностями народного быта;

• Расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с предметами быта, традициями мордовского народа;

• Развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, народных песенок, закличек;

• Привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, организации и проведении семейных фольклорных досугов, посиделок.

Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление,необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа.

Подготовила :

Муз. руководитель

Пивкина Ю. М.

Цель: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;

- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять произношения слов на эрзянском языке.

Развивающие:

- развивать фонетический слух и совершенствовать интонационную выразительность речи;

- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус у детей, способствовать развитию музыкального слуха;

- развивать память, внимание, логическое мышление;

Воспитательные:

- воспитывать навыки культуры общения

- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместно.

Предварительная работа:

1. Чтение сказок, рассказов о родном крае;

2. Рассматривание мордовских национальных костюмов;

3. Рассматривание книг – альбомов и слайдов: «Мой край», «мы – мордва», «Стихи и песни Мордовии», «Здравствуй, Мордовия!»

4. Беседы и рассматривание картин о быте мордвы.

5. Дидактическая игра «Одень куклу Алдуню»

7. Отгадывание загадок.

8. Заучивание пословиц, потешек, закличек на мордовском языке

9. Слушание национальной мордовской музыки.

10. проведение мордовских подвижных игр.

Оборудование:

Записи мордовской музыки, декорация «Мордовская изба», предметы быта, мордовские костюмы для детей, выпечка (блины, сладкие угощения для детей.

Ход занятия:

В музее звучит мордовская национальная музыка. Дети в мордовских костюмах.

Встречает гостей хозяйка в мордовском костюме (приветствует детей и гостей на эрзянском и русском языках). Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательную экскурсию по нашему мини – музею, где мы поговорим об истории мордовского народа.

М. Р. Хотите? Да! (дети)

М. Р. Ребята, но сначала ответьте мне:

Как называется республика в которой мы живем?

Назовите столицу республики Мордовия.

Наша республика славится не только традициями и культурой, но и своим народом.

Сегодня мы поговорим о мордовском народе, об истории мордвы. Дети, вы знаете, что в нашей республике проживают народы разных национальностей? Назовите их (ответ детей).

Мордовский народ – это очень древний народ. Наши предки жили очень – очень давно. Предки – это наши прапрабабушки, прапрадедушки, которые жили очень- очень давно. И с давних времен праздники, обычаи и быт всегда сопровождались традиционной музыкой, с характерными мелодизмами для мордовской музыки. Наши предки очень любили петь и песни у них были очень красивые, многоголосные. И сейчас мы с вами послушаем мордовскую песню

«Вай,верьга, верьга…»(Ой, высоко,высоко) в исполнении наших воспитателей.

Исполняется песня «Вай, верьга, верьга»

М. Р. Ребята, а еще у мордвы есть свои музыкальные инструменты. (показ полки с муз. инструментами). Здесь мы с вами видим много муз. инструментов. Какие (ответы детей)-гармошка, трещотки, дудочки, свистульки, бубенцы. А кто знает мордовские муз. инструменты? (ответы детей)- чавома, кальдардема и т. д. Молодцы! А вы знаете,что Мордовия прославилась тем, что в г. Темникове, давным- давно Л. Воинов (мордовский композитор, показ портрета) создал первый оркестр народных инструментов. И сейчас мы тоже с вами поиграем на муз. инструментах.

Звучит оркестр.

М. Р. Молодцы ребята. Садитесь на стульчики. Как и у всех народов, у мордвы есть свой национальный костюм. (Рассматривание картинок, и стенда с одеждой) Кто -нибудь назовет мне элементы из национального костюма по мордовски? (Ответы детей) панар- рубаха, пулакш- набедренное украшение, руця- распашная одежда, шлыган- головной убор, карть- лапти.

М. Р. А теперь мы с вами поиграем в игру «Одень куклу Алдуню»

Игра.

М. Р. У мордвы красивые костюмы, яркие красочные. И мы сейчас покажем нашим гостям мордовские костюмы и станцуем танец.

Исполняется мордовский танец.

М. Р Ребята, сегодня на экскурсии по мини – музею мы с вами ещё раз вспомнили, как жили наши предки, узнали как называются музыкальные инструменты, одежда мордвы, закрепили слова на эрзянском языке.

Анализ и итог занятия.

А закончить наше занятие мне хочется такими словами :

Мордовия – часть нашей славной России!

Прекрасная родина светлой мечты,

Не сыщешь нигде в мире края красивей.

Об этом всегда помню я, помни ты.

Публикации по теме:

Путешествие в музей предметов национального быта и культуры разных народовПутешествие в музей предметов национального быта и культуры разных народов НОД в средней группе общеразвивающей направленности Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое.

Консультация для педагогов «Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста» Пермский край, пос. Звездный МБДОУ д/с ЦРР "Звездочка" Подготовили: Патракова Л. А., Бегма З. С. Музей – это смесь искусства и истории, филологии.

Метод проектов — эффективная технология формирования патриотических чувств у воспитанников Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных тем на сегодня. Исторически сложилось, так, что.

Мини-музей «Народного быта и культуры»Мини-музей «Народного быта и культуры» По тематическому планированию у нас была тема "Знакомство с народной культурой и традициями". Чтобы дети у нас освоили такие понятия, как:.

Мини — музей в ДОУ, как средство ознакомления детей с народно — прикладным искусством родного краяМини — музей в ДОУ, как средство ознакомления детей с народно — прикладным искусством родного края Добрый день, всем, кто на сайте, кто зашел ко мне на страничку! Я хотела рассказать вам о своей работе с детьми, которую я представляла.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольника Проблема патриотического воспитания детей одна из наиболее актуальных. Большую роль её решения принадлежит семье и педагогам. Вот что говорил.

Мини-музей в ДОУ как средство познавательного развития детейМини-музей в ДОУ как средство познавательного развития детей В нашей группе был создан мини-музей для познавательного развития детей «Волшебница вода». Целями и задачами создания мини-музеев являлось:.

Проект «Музей как средство формирования социокультурной среды ДОУ» I. Актуальность проекта. Для детей 4-5 лет, в связи с вышесказанным, наиболее актуальны следующие направления деятельности: - знакомство.

Роль мини-музея «Наша Родина — Россия» в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста Роль мини-музея «Наша Родина-Россия» в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе развития.

Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников Нравственно- патриотическое воспитание ребёнка сложный педагогический процесс. Это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мини-музей национального быта и творчества в ДОУ как средство формирования патриотических чувств у детей»
Опубликовано: 2 октября 2015 в 13:25
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД