Ольга щендрыгина
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Мини-музей прикладного искусства «Умельцы-рукодельцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель: Щендрыгина О. Е.
1. Название: Мини-музей «Умельцы-рукодельцы»
Девиз: «Умелые руки-не знают скуки»
Цель:
приобщать детей к истокам русской-народной культуры;
воспитывать бережное отношение к предметам
русского народного искусства;
знакомство детей с разновидностями изделий из стекла, керамики,
Фарфора и дерева;
учит детей делать изделия из глины;
изучение росписей;
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, Мини-музей прикладного искусства „Умельцы-рукодельцы“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
приобщать детей к активному участию общесадовских
мероприятиях: концертах, конкурсах, праздниках, выставках.
2. Дата основания: ноябрь 2009 год.
3 . Почтовый адрес: г. Белгород, ул. Некрасова 3, помещение группы №6 МБДОУ детского сада №10»Земский».
4. Перечень экспозиций:
• изделия из бисера;
• разновидности росписей;
• тряпичные куклы-закрутки;
• разновидности керамики;
• фарфоровые изделия;
• изделия из дерева;
• изделия из стекла;
• глиняные фигурки;
• детские поделки;
• кружевные куклы.
Правила поведения в нашем музее
В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками!
Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
Можно и даже нужно задавать вопросы.
Можно пополнять музей новыми экспонатами!
Краткая характеристика экспонатов музея.
«Глиняная игрушка» «Дымка».
Дымковская игрушка близка нам своим художественным содержанием, меткостью характеров, остроумной шуткой, чувством радости жизни. В этом ценность уникального дымковского искусства, неподвластного времени.
«Бисер»
Бисер - материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоты, и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристрастия.
«Хохлома» .
Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.
«Керамика, фарфор»
Керамика – изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
«Куклы-закрутки»
«Куклы в национальных костюмах»
Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.
«Игрушка»
История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
«Пасхальные поделки»»
В середине апреля все православные отмечают светлый праздник Пасхи. Пасха празднуется и в детских садах. Основная задача празднования, это донести всю важность праздника до детей.
«Игры»
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек.
«Методический материал»
Благодаря собранному материалу (картины, росписи т. д., детям легко дать представление о народно-прикладном искусстве.
В создании музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сёстры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.
Роль мини-музея для дошкольника.
Мини-музеи позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музея можно организовать кратковременные выставки. Дошкольники разных групп могут знакомиться с мини-музеями своих «коллег». При этом в старшей и подготовительной к школе группах экскурсии могут проводить сами ребята
Таким образом, через наш музей мы учимся видеть и оценивать окружающие вещи с точки зрения развития истории и культуры, пытаемся сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени с памятниками истории и культуры.
План работы мини-музея «Умельцы-рукодельцы».
Время проведения Тема Цель Отметка о выполнении
Сентябрь «Что такое музей?» Расширение знаний детей об окружающем мире. Познакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музеи. Дать знания об Историческом и Краеведческом музее города. Познакомить с правилами поведения в музее. Активизировать словарь детей словами: коллекция, музей, исторический, краеведческий.
Октябрь «Волшебное стекло» Углубить знания детей о стекле; о создании разнообразных композиций и поделок из бисера и стекла; знакомство со свойствами материала. Воспитывать чувства уважения к труду человека.
Ноябрь «Чудо-фарфор»
«Дымковская игрушка» Рассказать детям историю возникновения Дымковской игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами
и, в частности, с гжельским фарфором.
Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор.
Декабрь
«Золотая хохлома»
Городецкая роспись «Чудо-конь» Знакомство детей с произведениями деревянных дел мастеров.
Учить детей различать характерные признаки разнообразных техник работы с деревом.
Продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желанию их изучать.
Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи меду различными видами творчества (деревянное зодчество, керамические промыслы, русская народная музыка и фольклор).
Развивать в детях патриотические чувства.
Январь
«Керамика»
Знакомство детей с Борисовской
керамикой, с различными видами керамики.
Изучить элементы керамики, определить почему «Борисовская» керамика.
Воспитывать уважение к Русской культуре. Дать детям представление об изготовлении керамических изделий.
Февраль
«Весенний букет для мамы» (Выполнение букета витражными красками на стекле)
Воспитывать интерес к современному народному прикладному искусству. Развивать у детей композиционные способности детей, воспитывать интерес к выполнению задания.
Март Кукольная сказка
«Кукла-закрутка» Воспитывать интерес к народному прикладному искусству. Продолжить знакомство с миром игр и игрушек русского народа, с потешным фольклором.
Познакомить детей со способами изготовления тряпичной куклы-закрутки.
Развивать речевую активность, эстетический вкус.
Апрель «Чудо-кукла»
Матрёшка. Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.
Дать детям представление о русской матрёшке, как об одной старинной игрушке. Прививать интерес к народному творчеству.
Обратить внимание на яркость, её нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме.
Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
Май «Россия моя мастеровая»
Итоговая беседа-развлечение. Закрепить знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах.
Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративно-прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
Учить детей различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов.
Перечень пособий мини-музея «Умельцы-рукодельцы»