Папки-передвижки

Мини-музей народной игрушки как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста

елена новгинова
Мини-музей народной игрушки как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста

«Народ, который не знает своей культуры и истории, - презрен и легкомыслен»

Н. М. Карамзин

Реализуя на практике ФГОС дошкольного образования, мы осуществляем поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса с учетом отечественных педагогических традиций при привлечении материала, направленного на воспитание патриотических качеств. ФГОС предъявляет ряд требований к содержанию образования в ДОУ, одно из них, формировать знания о малой родине и Отечестве.

Публикация «Мини-музей народной игрушки как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В исследовательских трудах отечественных психологов и педагогов (Л. Пантелеевой, Е. Флёриной, Л. Абрамян, Н. Вершининой и др.) указывается, что период дошкольного детства по своим возрастным характеристикам наиболее сенситивен для воспитания гражданско-патриотических чувств.

Прежде чем сформировать у ребёнка чувство любви к своей Родине, мы организуем воспитательно-образовательный процесс так, чтобы у детей сформировалась эмоционально-положительная привязанность к окружающему его миру, интерес как можно больше узнать об природно-исторических особенностях родного края, города.

Опираясь на свой опыт педагогической работы, создавая условия для патриотического воспитания дошкольников, мы выбрали форму организация работы с детьми в мини-музее.

Создание мини-музея народной игрушки в образовательном пространстве значительно обогатило развивающую среду группы. Выполняя свою педагогическую функцию, мини-музей открыл для детей возможность узнать культуру, историю родного края, для формирования основ патриотического воспитания.

Работа над обучением детей музейному восприятию мира мы начинали с младшими дошкольниками (мини-музей «Курочки-рябы», и продолжили уже в средней возрастной группе. Мы считаем, что только народная культура сможет передать подрастающему поколению самобытность своего народа, что является прекрасным информативным материалом для воспитания любви к Родине.

Многовековая культура своего народа наиболее доступна детям, так как окружающий мир познается ими через определенные символы образы, в игровых действиях.

Игра, как ведущий метод в работе с младшими дошкольниками, помогла смоделировать в мини-музее различные развивающие ситуации («Как играли с соломенной куклой?», «Волшебная дудочка», «Народные гуляния» и др.). Игровые действия с экспонатами помогают приобрести детям собственный опыт. Затрагиваемые психические процессы (воображения, мышления, речи, способствуют более углубленному освоению истории и культуры своего народа.

Причиной создания мини-музея «Народной игрушки» в нашем детском саду стало то, что народные игрушки как-то незаметно исчезли из жизни наших детей, в основном ребята играют с персонажами иностранных кукол и мультфильмов (куклы Барби, Винкс, Человеки-пауки и др., которые не несут никакой педагогической ценности, а зачастую травмируют психику наших детей.

Мы захотели узнать, какие существуют у нас народные игрушки, как с ними играли, и какое место они занимали в жизни прошлых поколений. Наша работа имеет не только исследовательский и познавательный интерес, но и желание возродить традиции работы дошкольный учреждений с народной игрушкой.

Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далеких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребенка к будущей жизни. В современном детском саду приобщение детей к народным игрушкам проходит путём показа образцов народных промыслов России и Кубани, рассматривание тематических альбомов, слайдов. Рассматривая их, дети смогут ощутить мастерство и вкус людей, их изготовивших.

Игра с народной игрушкой, формирует у детей гражданское сознание, так как в каждом таком предмете (кукле, петушке, лошадке, матрешке и др.) есть история, олицетворяющая самобытность нашего государства. В такой игре, лучше всего решаются педагогические задачи, народная игрушка становится предметов взаимодействия с окружающим миром, игра приобретает свою яркость и насыщенность. При систематической работе по данной теме, подбирая методы и приёмы работы, дети исследуют игрушки по содержанию, видам, материалу и технике исполнения.

Экспонаты нашего мини-музея «Народной игрушки» – это результат совместного труда и творческого поиска педагогов, детей и родителей.

Родители приносили свои экспонаты, игрушки их детства, благодаря чему дети почувствовали свою сопричастность к нашему мини-музею. Из пассивных наблюдателей, дети стали творцами, что отразилось в их бережливом отношении к представленным предметам.

Мы расположили мини-музей в зоне «Центра искусства», группового помещения. На полке для экспонатов, подобраны народные игрушки разной фактуры и материалов (дерево, ткань, солома, керамика, а так же сделанные руками родителей. Дети видят, как творят мастера игрушки, а также узнают историю появления каждой игрушки (тематические книги, альбомы).

Также мы разрабатываем игры и пособия по тематике мини-музея (альбомы «Зарисовки древнего русского быта», «Какие бывают матрешки», по народному декоративному творчеству, игра «Оглянись вокруг» - из чего сделаны предметы и др.)

Принципы работы мини-музея :

1. принцип интерактивности, обогащение опыта детей через личный опыт чувственного восприятия предметов.

Знакомясь с деревянными дудочками, свистульками, пищалями дети узнают, что в древности ими отгоняли «злых духов».

2. принцип мобильности и доступности для детей и родителей. Дошкольники познают окружающий мир чрез всю палитру чувств, для полноты восприятия и запоминания (например, запеленать куклу, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку и др.). К нам в детский сад приезжает с передвижной выставкой наш Армавирский краеведческий музей, но в основном представленные экспонаты недоступны детям, трогать нельзя, а в нашем мини-музее можно и нужно. Дети самостоятельно могут переставлять экспонаты, производить игровые манипуляции с ними, рассматривать. Дети дошкольного возраста усваивают всё прочно и надолго только тогда, когда всё слышат, видят и делают сами.

3. научности и непрерывности разнообразия.

4. партнерства и безопасности.

Кроме того, работа дошкольниками в мини-музее позволила развивать у них способности к эстетическому восприятию предметов народного декоративного искусства, воспитывать уважительное отношение к народной культуре.

Задачи:

- создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, которая будет способствовать приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной культуре;

- познакомить детей с жизнью и бытом народа нашей страны (жилище, предметы быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами) на примере народной игрушки;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;

- привлечь к работе родителей воспитанников по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея.

Мероприятия в мини-музее «Народной игрушки» в средней возрастной группе :

1. Знакомство с «Русской матрёшкой», разучивание стихов, загадок о матрёшках, раскрашивание шаблонов матрёшек. Изготовление альбома «Мои любимые матрешки». Досуг «В гостях у Матрёны». Игры с матрешкой способствовали развитию детского творчества в играх, эмоционально воздействуя на них в своём разнообразии и красочности.

2. Знакомство с народной тканевой куклой (закрутки, пеленашки, кувадки и др.).

3. Знакомство с дымковской, филимоновской, каргопольской глиняной игрушкой.

4. Занятия лепкой, рисованием по тематике представленных экспонатов, расписывание плоскостных шаблонов.

5. Рассматривание информативного материала и иллюстраций элементов росписей разных народных игрушек.

6. Сбор экспонатов (совместно с родителями).

7. Беседы, рассказы педагога об истории появления игрушек в конкретном месте нашей страны, чтобы понять их смысл и образ.

8. Использование движущихся экспонатов в сюжетно-ролевых, подвижных народных играх (городецкие каталки, богородские игрушки). Свистульки, дудочки при исполнении народных произведений музыкального оркестра детей.

9. Познавательные игровые ситуации, рассказывающие о том, как трудились и отдыхали наши предки.

10. Просмотр слайдов, презентаций, видеофильмов.

Анализируя положительный опыт работы в мини-музее, мы пришли к выводу: использование средств музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников в воспитательно-образовательном процессе, поможет воспитать у младших дошкольников интерес к родным местам, а также положительное отношение к культурному наследию своего народа.

Мы продолжаем интересную, увлекательную деятельность по организации музейного пространства в нашем ДОУ. Экспозиция продолжает пополняться. Нами опробываются различные формы взаимодействия с детьми и родителями, разрабатываются дидактические игры, пособия по тематике мини-музея.

Таким образом, систематическая работа с дошкольниками в мини-музее и грамотная организации образовательного процесса, помогут приобщить детей к истокам народной культуры, сохранению её традиций и воспитания чувства патриотизма.

Список литературы:

1. Берко А. М. ,Космина О. Н. Роль народной игрушки в поцессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL : www.sociosphera.com/. /rol_narodnoj_igrushki_v_processe_vospitaniy.

2. Рыжова Н. А. и другие. Мини-музеи в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008. 256 с.

Шемина Е. Е. Мини — музей в ДОУ, как средство ознакомления детей с народно — прикладным искусством родного края [Электронный ресурс]. URL : https://www.maam.ru/detskijsad/mini-muzei-v-dou-kak-sredstvo-oznakomlenija-detei-s-narodno-prikladnym-iskustvom-rodnogo-kraja.html

Публикации по теме:

Ознакомление с городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста .

Формирование основ нравственно — патриотического воспитания У детей старшего дошкольного возраста Е. В. Ульянова ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье рассматривается.

Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Грачева О. Ф., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» г. Губкин, Белгородская область МИНИ-МУЗЕЙ КАК.

Краеведческий аспект в решении задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе краеведческого материала. Ключевые.

Методическая разработка «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей» Я узнал, что у меня Есть огромная родня: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо надо мною- Это все мое, родное!» В. Орлов.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольника Проблема патриотического воспитания детей одна из наиболее актуальных. Большую роль её решения принадлежит семье и педагогам. Вот что говорил.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Проект : педагогический По количеству участников: групповой Участники : дети старшей группы По продолжительности: - долгосрочный Форма.

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем как средство патриотического воспитания Любовь к родине — не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н. За последнее.

Организация гражданско-патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста Цель: - актуализация знаний детей о родном хуторе, - знакомство с архитектурными памятниками; - знакомство со старинными легендами о хуторе,.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста УДК ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Науменко Светлана Васильевна студентка 3 курса направления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей народной игрушки как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 декабря 2015 в 23:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД