Татьяна Березина
Мини-музей «Погремушка» для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал МАДОУ №49 «Радуга» - ДОУ №5 «Ручеек» г. Серов.
Группа I года обучения для детей с нарушением интеллекта (3-4 лет).
Мини музей "Погремушка".
Содержание.
1. Паспортные данные мини-музея.
2. Аспекты музейной деятельности.
3. План работы по созданию и функционированию музея.
4. Перспектива развития мини-музея.
Публикация «Мини-музей „Погремушка“ для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Погремушки. Первые игрушки
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ.
Наименование музея: «Погремушка»
Профиль музея: познавательно-развивающий.
Цель: формирование интереса младших дошкольников с нарушением интеллекта к народной игрушке путем использования ее в различных видах деятельности в детском саду и в домашних условиях.
Задачи:
- привлечь родителей к педагогической деятельности детского сада;
- познакомить педагогов и родителей с историей возникновения погремушки и разными видами погремушек;
- рассказать о способах изготовления игрушек- погремушек из разного бросового материала;
- обогатить предметно-пространственную развивающую среду группы;
- показать роль погремушки как средства развития младших дошкольников с нарушением интеллекта.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников с нарушением интеллекта;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия педагога с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Разделы и экспонаты:
В мини-музее представлены разные виды покупных погремушек, и игрушек-погремушек изготовленных из различного бросового материала.
Совет музея: учитель-дефектолог и воспитатели группы.
Мини-музей создан в 2017 году. Под экспозиции выделены отдельные полочки в игровом уголке.
Руководитель музея: учитель-дефектолог младшей группы I года обучения.
Структура управления музеем: руководитель музея планирует, координирует, контролирует работу в музее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Каждая игрушка-погремушка несет в себе добро, радость, воспитывает эстетический вкус и уважение к национальной культуре, так как истоки ее - народная игрушка России.
Народная игрушка непосредственно адресована детям: все в ней обращено к ребенку – ее содержание, форма, окраска. Игрушка–погремушка богатый источник развития, в особенности ребенка с ОВЗ.
Красочность, реалистичность, простота погремушки делают ее доступной детям.
Народная игрушка открывает возможность для обучения и развития детей данной категории.
Каковы возможности погремушки для развития малыша?
Во-первых, обращение к истокам народной культуры. Фольклорные напевы, с использованием погремушки – все это часть немного забытой культуры малыша, истории его страны. Поэтому для родителей, желающих познакомить чадо с культурой прошлой эпохи, полезно воспользоваться этими игрушками.
Во-вторых, использование погремушки на коррекционных занятиях с
детьми с нарушением интеллекта 3-4х лет помогает:
- привлечь внимание ребенка, фиксировать взгляд на звучащей игрушке и
во время действий с ней, прослеживать ее перемещение по горизонтали и
вертикали;
- развивать подражание действиям и движениям взрослого;
- развивать слуховое и пространственное восприятие – учит находить
источник звука;
- научить ребенка выделять различные свойства (цвет, форму, величину,
выполнять задания на подбор по сходству или различию.
Каждая погремушка – это индивидуальное образное решение дизайнера, у нее свой характер и свое звучание. И на современном этапе она продолжает оставаться для ребенка не только развлечением, но и по традиции оберегом.
Важная особенность мини-музея — участие в его создании детей и родителей. Он помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями.
Музей «Погремушка» является действительным модулем предметно-пространственной развивающей среды, средством индивидуализации образовательного процесса.
Дети чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: приносить из дома экспонаты, изготавливать погремушки с педагогом из разных материалов, играть с музейными экспонатами в различные развивающие игры. В мини музее можно самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
Мини-музей в детском саду играет роль психологической разгрузки детей, и открывает новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.
Формы деятельности:
- экспозиционная;
- познавательная;
- развивающая.
Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Погремушки находятся в шаговой доступности для ребенка. Все экспонаты были собраны учителем-дефектологом, педагогами ДОУ и родителями.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ МИНИ МУЗЕЯ
1. Подготовительный этап (январь 2017г.)
Предложить создать мини-музей.
Выяснить актуальность создания музея.
Показать значимость погремушки как средства развития детей с ОВЗ педагогам группы.
Планируемый результат:
- определение темы и названия музея;
- выбор места для размещения;
- сбор познавательного и практического материала по использованию погремушки.
2. Практический этап (январь-февраль 2017г.)
Сбор экспонатов.
Изготовление самодельных экспонатов педагогами, родителями и детьми (с помощью педагога).
Изготовление папки-передвижки «Погремушка – народная игрушка».
Оформление выставки.
Оформление паспорта музея.
Создание презентации «Погремушка - развивающая игрушка» для педагогов и родителей.
Использование музейных экспонатов в коррекционно-развивающей работе с детьми всеми специалистами группы.
Планируемый результат:
- создание мини-музея;
- использование экспонатов музея в работе с детьми и родителями.
3. Итоговый этап (март-апрель 2017г.)
Показ презентации «Погремушка – развивающая игрушка» для педагогов и родителей.
Проведение открытого мероприятия «В гости к Степашке»
Посещение мини-музея педагогами ДОУ и родителями группы.
Планируемый результат:
- продолжать использование экспонатов музея в работе педагогов группы;
- планирование работы с детьми и родителями на базе мини музея.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- продолжение пополнения мини музея интересными экспонатами:
покупными и самодельными;
- проведение на базе мини-музея и использование его экспонатов в
непосредственно образовательной деятельности педагогов;
- создание альбома посещения мини музея детьми;
- подбор фольклорного материала с использованием погремушки и
- создание книжки – раскладушки «Погремушкой играю – песенки
распеваю»;
- создать сборник игр и упражнений «Играем с погремушкой» для
родителей.