Людмила Шарыпова
Проект «Мини музей пуговиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей и метод системного оператора в детском саду
Музей – научное и научно-просветительское учреждение,
осуществляющее комплектование, хранение и изучение
памятников естественной истории, материальной
и духовной культуры – первоисточников знаний
о развитии природы и человеческого общества.
Большой энциклопедический словарь
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?
Публикация «Проект „Мини музей пуговиц“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Пуговицы, пуговички. Мини-музеи
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Проекты
- Темочки
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, спальни, раздевалки.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появился интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании. Дети с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.
Тематика мини-музеев может быть различной.
Цели и задачи мини-музея
1. Обогащение предметно-развивающей среды.
2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
3. Формирование у дошкольников представления о музее.
4. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
5. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
6. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
7. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
8. Воспитание активной жизненной позиции.
Как оформить мини-музей
Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно точно сформировано. Оно отличается кратковременностью и неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребёнка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи, настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, основная задача которых – показать объект с разных сторон.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
· размещение материала на настенных полочках;
· использование ширм;
· использование стендов;
· использование мобиле.
Метод системного подхода
(системного оператора)
в работе мини-музея
Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использованию метода системного подхода. Несмотря на сложную терминологию данный метод вполне доступен для понимания и применения дошкольниками.
Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек.
1. Этот объект называется «Система» (1).
6
Надсистема системы в прошлом
2
Надсистема
(место, в котором находиться объект и частью которого он является)
8
Надсистема системы в будущем
4
Прошлое системы
(чем был объект)
1
Система
5
Будущее системы
(что произойдет с объектом)
7
Подсистема системы в прошлом
3
Подсистема
(части, детали)
9
Подсистема системы в будущем
2. Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то, или находится в каком-то специальном месте. Это место, в котором находится объект и частью которого он является, называется «Надсистема» (2).
3. Объект «система» зачастую неоднороден. Он состоит из каких-то частей, деталей. Ячейка, в которой рассматривается анатомия предмета называется «подсистема» (3).
4. Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом. Чем была чашка до того, как стала чашкой? Чем была ёлочка? (прошлое системы).
5. Будущее системы рассматривается в 5-ой ячейке. Что произойдет с этим объектом?
С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях.
6. Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у неё есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть гнездо с другими яйцами. (6) – надсистема системы в прошлом.
7. Любая система в прошлом так же имела свои составляющие. Яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка.
8. Точно так же рассматривается система в будущем – её надсистема и подсистема (8 и 9). Кем станет цыпленок?
Для детей старшего дошкольного возраста можно добавить еще три позиции:
1. Антисистема – враги нашего объекта.
2. Сосистема – друзья объекта.
3. Нейтральная система – то, что никак не реагирует на объект.
Таким образом, при создании мини-музея необходимо применять метод системного оператора. Он позволяет рассматривать предмет или явление с самых разных сторон. Можно сказать, что мини-музей и есть видоизмененная объемная таблица системного оператора.
При создании мини-музея «Пуговицы» я использовала метод системного оператора.
1. Система – пуговица. В мини-музее используется при оформлении стендов музея.
2. Надсистема. Пуговица – часть одежды. Иллюстрации с фасонами одежды.
3. Подсистема предусматривает рассматривание пуговиц (коллекций пуговиц) различной формы и конфигурации.
4. Система в прошлом:
· материалы, из которых изготавливали пуговицы – ракушки, кусочки дерева, железо;
· история возникновения пуговицы : иллюстрации с изображением жизни наших предков в разные исторические периоды.
5. Система в будущем:
· варианты нового дизайна пуговицы;
· использование пуговиц для поделок, оформления, элементов интерьера.