Получи документы

Проект «Мини-музей «Русская изба»

Елена Булимова
Проект «Мини-музей «Русская изба»

Пояснительная записка

Детство дошкольника - очень важное время в становлении личности, время активного познания мира. Поддержание познавательного интереса в дошкольном детстве требует разные приемы, формы и методы работы, как традиционные, так и новейшие.

Интересная форма знакомства детей с историей и культурой нашей богатой страны России, в детском саду - это музейный уголок или мини-музей, который стал неотъемлемой частью развивающей предметно - пространственной среды детского сада.

Публикация «Проект „Мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах

При знакомстве детьми с музейными экспонатами, для ребенка открывается мир неизведанный, но полный новой информации, дает возможность прикоснуться к предметам, которые несут историческую информацию жизненного уклада русского народа. Дети погружаются в другую, необыкновенную и историческую среду, при этом обогащая свой практический, эмоциональный и культурно - исторический опыт.

Актуальность

Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Создать такие условия, в которых ребенок устанавливает собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества является одной из основных задач образовательного процесса. Дети мало получают информации о русской культуре, быте народа в наши дни. Работа в этом направлении требует организацию особых условий, созданию обстановки, которая средствами яркой наглядности обеспечивала бы детям много новых ощущений и эмоциональных переживаний. Решить проблему поможет создание мини-музея «Русская изба», так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.

Цель создания мини–музея «Русская изба»:

развитие у детей представлений о русской культуре, особенностях жизни и быта русского народа.

Задачи:

- познакомить детей с жизнью, бытом, обрядами русского народа;

- формировать чувство любви к Родине, на основе изучения русских народных традиций;

- развивать духовно–нравственную личность ребенка;

- воспитывать интерес и умение применять полученные знания в продуктивной деятельности.

Задачей педагога является разработка методического обеспечения по реализации задач образовательной области.

При организации мини-музея учитывались следующие принципы:

интеграция, деятельности и интерактивности, научности, природосообразности, культуросообразности, разнообразия, экологичности, безопасности, глобализма и регионализма, креативности. Все эти принципы позволяют музею стать частью образовательного пространства нашего детского сада.

Этапы создания мини – музея «Русская изба»

1. Подготовительный этап.

Включает в себя изучение методической литературы. Мы выяснили, что не все дети посещали музей с родителями, некоторые не знают, что такое музей, а представления о русской культуре поверхностны и неполны. Эти пробелы можно восполнить походом в музей. Решение проблемы: создание мини – музея.

2. Практический этап:

Оформление мини – музея «Русская изба»

Основным украшением центральной части нашего уголка «Русская изба» является макет русской печи, стол и лавка. У нас собраны разные старинные предметы быта русского народа: керосиновая лампа, русские народные музыкальные инструменты, русский народный костюм, люлька с младенцем. Кухонная утварь: самовар, глиняная посуда, деревянные ложки.

Декоративные элементы: старинные скатерти, салфетки, домотканые коврики.

Совместная познавательно – исследовательская деятельность педагога с детьми.

3. Заключительный этап:

Реализация воспитательно – образовательных мероприятий с детьми. Разработка плана мини – музея, включение регионального компонента, назначение ответственных лиц за работу мини – музея. Разработка содержания экскурсий.

Музейными предметами могут пользоваться педагоги всех возрастных групп, экспонаты могут использоваться при театрализации, тематических занятий, музыкальной и игровой деятельности детей.

Созданный мини – музей «Русская изба» вернет нам и нашим детям национальную память, по новому мы будем относится к старинным праздникам, обрядам, традициям, декоративно – прикладному искусству, художественным промыслам, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Сформирует у детей патриотические чувства, приобщит их к миру общечеловеческих ценностей, к богатой истории русского народа.

Мини–музей «Русская изба» в условиях детского сада на современном этапе помогает обеспечить историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью.

Работа в мини – музее «Русская изба» представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм:

-экскурсии в музей,

-образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим,

-занятия в рамках педагогических проектов,

-инсценирование сказок,

-тематические дни, праздники, развлечения,

-использование экспонатов музея в образовательной деятельности, при организации режимных моментов,

-организация выставок детского творчества в группах, холле детского сада,

- взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.

В работе можно использовать различные методы :

Наглядный метод используется во время-

• чтения педагогом рассказов;

• наблюдений;

• показа сказок (педагогом, детьми);

• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

• проведения дидактических игр;

• моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе-

• чтения литературных произведений воспитателем;

• чтения стихотворений детьми, воспитателем;

• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

• ответов на вопросы педагога, детей;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

• сообщения дополнительного материала воспитателем;

• загадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

• разбора житейских ситуаций;

• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

• чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо-

• организовывать продуктивную деятельность;

• провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

• сшить кукол к сказкам;

• организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

• провести экскурсии различной направленности;

• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Через посещение избы педагоги дают знания детям о назначении кухонной утвари, помогают усваивать правила гостеприимства, которым славен русский народ, знакомят с пословицами и раскрывают их значение: «Не красна изба углом - красна пирогом», «Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол». Также знакомят с разнообразием народного искусства: городецкой, хохломской, дымковской росписью, разными видами игрушек, учат навыкам и умениям расписывать народные игрушки, лепить посуду по типу дымковской, украшать ее орнаментом. Погружение детей в разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, изучению народного фольклора позволяет прививать у детей чувство прекрасного.

Темы экскурсий:

«Устройство русской избы»,

«Старинная посуда и предметы обихода»,

«народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники» и др.

Оформление тематических выставок:

«Предметы крестьянского быта»,

«Народный костюм», «Горница»,

«Обитатели избы – их место»,

«Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина»,

«Женское ремесло» и другие;

организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников

Тематические досуги в мини-музеи «Русская изба»:

«Рождественские колядки»,

«Масленица»,

«Верба, вербочка»,

«Пасха»,

«Святки» и др.

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников:

- Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка»

- мастер-класс «Изготовление книжек – малышек «русская нар сказка»

- Консультация для педагогов «Народная музыкотерапия»

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область Содержание Цель

Познавательное развитие. Беседа про быт русского народа, праздники; составление рассказа о месяцах и временах года и использованием народных примет; Электронные презентации, создание мини-музеев, издание буклетов, сотворчество, проектная деятельность, исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, работа в мастерских, ярмарки. Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними. Знакомство с историческим, географическим, экономическим, культурным и природным наследием родного села, района, города, страны

Коммуникативно-личностное развитие Беседы, ситуативные разговоры, электронные презентации, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, викторины, составление семейного дерева, герба семьи. Развитие умения общаться с целью получения знаний, знакомство с народным фольклором. Принадлежности к нации, формирование основ толерантности, уважение к историческому и настоящему своего села, района, области, России. Приобщение к моральным нормам.

Речевое развитие Чтение русских народных сказок, заучивание с детьми потешек, поговорок, считалок. Использование современных информационных технологий, беседы, интервью, словотворчество. Театральная деятельность, мастерская по изготовлению атрибутов, литературные викторины. Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к художественным произведениям.

Художественно-эстетическое развитие Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам и для украшения интерьера. Знакомство с народным музыкальным творчеством; введение в использование детьми знакомых песенок, закличек, считалок при организации совместной и самостоятельной деятельности. Посещение музеев, использование видеозаписей. Оформление выставок.

Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности

(самостоятельность, инициативность, индивидуальность). Использование музыкальных произведений, как средства обогащения представлений детей культуре русского народа. Формирование интереса и приобщение к народным видам творчества, развитие детского творчества через применение знаний народного промысла в продуктивной деятельности.

Планируемый результат:

- Введение ребёнка в мир искусства, развитие его художественной культуры.

- Способствование возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам.

- Формирование «образа музея» как собрания предметов красоты культурно – исторического значения.

- Развитие художественного восприятия, понимания языка искусства, образного мышления.

Паспорт мини – музея «Русская изба»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска»

Педагоги: Булимова Елена Петровна - воспитатель высшей категории, Хитрикова Ольга Михайловна - воспитатель высшей категории.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Основной задачей при организации «Русской избы» было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Мы считаем, что воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего историю и культуру своего народа, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

«Русская изба» является полноценным Центром активности для детей. В «Русской избе» можно проводить познавательные занятия для детей по подгруппам (продуктивная деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и т. д.). Все предметы в «Русской избе» – интерактивны. Дети могут не только рассматривать экспонаты, но и действовать с ними, узнавать их применение. В такой атмосфере гораздо лучше воспринимается весь познавательный материал.

Направленность мини-музея: исследовательская, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, познавательная.

Организаторы мини-музея: коллектив сотрудников детского сада.

Направление: этнография, русское народное творчество.

Мини музей "Русская изба" расположен в центре духовно-нравственного воспитания дошкольников

Экспонаты и разделы мини-музея «Русская изба»

В экспозиции нашего музея показан условный интерьер крестьянского дома, предметы быта, одежды.

Коллекция содержит разнообразный наглядный материал:

русская печка, посуда, утварь;

изделия народных промыслов: Хохлома (тканные салфетки, прихватки, плошки, ложки, Керосиновая лампа

деревянная лавка;

домотканные коврики;

Экспозиция «Русские народные инструменты»

русские народные инструменты: балалайка, гармошка, деревянные ложки, свистульки;

детские игрушки: матрешка, дымковская игрушка

деревянные изделия народных промыслов: Хохлома

Входя в мини-музей в переднем «красном» углу находится стол с самоваром на нём, чашками для чая, пирожки, кувшин для молока.

Возле тёплого места в избе находится люлька.

В люльке лежит младенец (кукла,

Люльку можно качать, напевая колыбельные песни.

Экспозиция «Русский народный костюм»

-рубаха-косоворотка с кушаком,

- шаровары,

- платье с кокошником,

- сарафан с рубахой,

- повязка на голову,

- вязанная шаль,

- лапти

Экспозиция «Куклы - обереги»

Куватка вывешивалась над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов.

Народную тряпичную куклу-мотанку, или как ее еще называют узелковая кукла, считают древним оберегом. Эта не простая игрушка защищала ее владельца от невзгод и неприятностей

Кукла Счастье - считается чисто женской куклой, которая приносит женщине счастье и является мощным оберегом. Вся сила куклы - в длинной косе, ведь издревне считается, что волосы хранят силу.

Тряпичная кукла-столбушка изготавливалась только за счет связывания-скручивания. И сопровождала кроху весь первый год: висела над колыбелькой, оберегая от сглаза, забавляя и тренируя маленькие пальчики. Пока не «уходила» (изнашивалась).

Уральская кукла от худого слова

тряпичная кукла-оберег для ваших близких защитным от любого бранного слова или действа.

«Крупеничка» или «Зернушка» Кукла — мешочек, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном.

Славянские куклы-обереги должны были оберегать дом и семью от нечисти и злых глаз, хранить здоровье, семейных очаг и лечить от болезней, исполнять желания, помогать по хозяйству, призывать удачу и делать неразрывной связь между матерью и ребенком. Кукол было много.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как ребенок играя, учился вести хозяйство, познавал закономерности семейных связей и отношений. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Главной особенностью этой куклы является то, что делали её без иголки, и у неё не было лица. По народным поверьям кукла с «лицом», как бы обретала душу, и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Экспозиция «Женское ремесло»

вязанная шаль, пуховый платок, пряжа, спицы, крючок.

Специальные чески для шерсти

Образцы вышивки

Дидактические игры.

Авторские разработки

Д/и «Сложи узор»

Домино «Дымковская игрушка»

Матрешки

Раскраски народных узоров: хохломская роспись, гжель, дымковская игрушка и т. д.

Д/и «Мы такие разные»

Д/и «Рисуем орнамент»

Д/и «Выложи узор»

Альбомы: «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Жостовский букет», «Сказочная гжель».

Коллекция пряжи, ткани.

Публикации по теме:

Проект Мини-музей «Русская березка»Проект Мини-музей «Русская березка» Здравствуйте уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию наш мини-музей посвященный Русской березе и изделиям из бересты. Модель березки.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Одной из интересной и эффективной формой работы с детьми является создание мини - музея. В нашем саду прошёл смотр конкурс мини - музея.

Мини-музей «Русская изба» в группеМини-музей «Русская изба» в группе Россия - наша Родина. Мы должны научить детей любить ее, гордиться своей страной. С самого раннего детсва малышей необходимо приобщать к.

Мини-музей в ДОУ «Русская изба»Мини-музей в ДОУ «Русская изба» Мини-музей в ДОУ «Русская изба» В современных семьях знают все меньше обрядов, традиций, забывают потешки, прибаутки, песни, в том числе.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими - то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры.

Музейный комплекс «Родник». Часть 3: мини-музей «Русская изба»Музейный комплекс «Родник». Часть 3: мини-музей «Русская изба» Доброе время суток, дорогие мои друзья и гости странички! На просторах МААМ много рассказано про музей "Русская изба" и фотоотчетов много.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Вот прекрасная изба- Теплотой она полна. У окна скамья стоит, Прялочка на ней лежит. Только скажем чок-чок-чок И открылся сундучок! Полон.

Предметно-развивающая среда в ДОУ. Мини-музей «Русская изба»Предметно-развивающая среда в ДОУ. Мини-музей «Русская изба» Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»Экскурсия в мини-музей «Русская изба» 24 октября, в завершении недели русского быта и традиций, мы вместе с детьми отправились в мини- музей «Русская изба», где прошло итоговое.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мини-музей «Русская изба»
Опубликовано: 28 февраля 2021 в 22:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД