МААМ-картинки

Проект «Мини-музей «Русская изба» (6 фото)

Анна Горшкова
Проект «Мини-музей «Русская изба»

Пояснительная записка

Этнография (от греческого слова «этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».

Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.

Публикация «Проект „Мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах

Мини-музей «Русская изба» в дошкольных группах был создан с целью: осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников МБОУ «СШ №23».

Проблемы, которые решает музейная педагогика

В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создание обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Актуальность

Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В нашем городе существует только один историко-краеведческий музей и ориентирован он в основном на школьников. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

Проблему решает создание мини музеев в дошкольных группах т. к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп средств музееведения и музейной педагогики, создание в дошкольных группах музейно-образовательного пространства центром которого является мини музей.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в дошкольных группах занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Но все же большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Тематика созданных мини-музеев разнообразна, но все они взаимосвязаны и направлены на развитие ребёнка всесторонне.

Цель:

Средствами мини - музея реализуется осуществление основных принципов. Заложить основы духовно – нравственной личности с активной личностной позицией и творческим потенциалом способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея;

2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;

3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада в Ульяновской области;

4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

5. Формировать чувство любви к малой Родине на основе изучения русских народных традиций Ульяновской области;

6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;

7. Приобщить дошкольников к духовно – нравственным традициям русского народа Ульяновской области;

8. Средствами нравственно – патриотического воспитания развивать интеллектуальные способности детей интеллектуальные и творческие способности.

Этапы реализации проекта

Долгосрочный

Результаты проекта

У детей расширился кругозор, активизировалась познавательная деятельность, логика, мышление, желание работать в команде.

Улучшились взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами. Повысился престиж дошкольных групп в среде родителей. Мини - музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды наших дошкольных групп.

Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:

Наглядность.

Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:

- русская печка, деревянные лавки, посуда, утварь;

- изделия народных промыслов: Хохлома, Гжель, Дымковская роспись и т. д. ;

- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;

- лоскутные одеяла, наволочки (вязанные и вышитые гладью);

- русские народные инструменты.

Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Интерактивность. В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы.

Периодически музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

Содержанием работы музея русского быта является : проведение тематической НОД для дошкольников; посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями МБОУ «СШ №23»; организация экскурсий для детей и их родителей.

Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники» и др. ;

оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие; организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.

Формы деятельности музея русского быта :

- НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);

- работа в комнате русского быта как часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);

- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», Подблюдные вечерки, ««Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «Святки» и др.).

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.

1. Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка»

2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная»

3. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»

Тематический план

Дети от 3-4 лет

№ месяц тема часы ответственный

1 сентябрь Что такое музей? 15 мин Воспитатель группы

2 октябрь Добрая изба 15 мин Воспитатель группы

3 ноябрь Печка – хозяйка. 15 мин Воспитатель группы

4 декабрь Хозяйкины помощники 15 мин Воспитатель группы

5 январь К нам гости пришли 15 мин Воспитатель группы

6 февраль Кот Пушок на печурке греется 15 мин Воспитатель группы

7 март Куклы в народном сарафане 15 мин Воспитатель группы

8 апрель Волшебная прялица 15 мин Воспитатель группы

9 май Как у наших у ворот 15 мин Воспитатель группы

10 июнь День рождения березки (троица – семик) 20 мин Воспитатель группы

Дети от 4-5 лет

№ месяц тема часы ответственный

1 сентябрь В гостях у хозяюшки 20 мин Воспитатель группы

2 октябрь Мир старинных вещей 20 мин Воспитатель группы

3 ноябрь Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло) 20 мин Воспитатель группы

4 декабрь Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло) 20 мин Воспитатель группы

5 январь Как ходила коляда 20 мин Воспитатель группы

6 февраль Посудочка хороша! (мир народной посуды) 20 мин Воспитатель группы

7 март Куклы в народных костюмах (Московская) 20 мин Воспитатель группы

8 апрель Сороки (Герасим Грачевник) 20 мин Воспитатель группы

9 май От лучинки до электричества 25 мин Воспитатель группы

10 июнь День рождения березки (троица – семик) 20 мин Воспитатель группы

Дети от 5-7 лет

№ месяц тема часы ответственный

1 сентябрь Милости просим в нашу избу 25 мин Воспитатель группы

2 октябрь Скоро девочки Покров 25 мин Воспитатель группы

3 ноябрь Печь – как мать родная 25 мин Воспитатель группы

4 декабрь Живая старина (былины, баллады, духовные стихи, сказки) 25 мин Воспитатель группы

5 январь Рождество Христово 25 мин Воспитатель группы

6 февраль Бабушкин сундук. 25 мин Воспитатель группы

7 март Как рубашка в поле выросла 25 мин Воспитатель группы

8 апрель Русь нарядная (куклы в народных сарафанах) 25 мин Воспитатель группы

9 май От лучинки до электричества. 25 мин Воспитатель группы

10 июнь День рождения березки (троица – семик) 20 мин Воспитатель группы

Сотрудничество с семьей по проекту «Музей и дети»

№ п/п Тема Цель Методические приемы

1 Семинар-практикум «Знание музея в развитии ребенка» Познакомить родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику. Привлечь родителей к проведению активного досуга в выходные дни. Способствовать культурному росту семьи. Мини-исследование «Может ли влиять музей на развитие ребенка?»

Русская народная игрушка «матрешка»

2 Консультация «Идем в музей» Памятка для родителей Обогащать педагогические умения родителей. Способствовать повышению внимания к познавательному и эстетическому развитию ребенка. Беседа по вопросам «Почему выбрали данный музей?» «На что хотите обратить внимание ребенка?» Рекомендации воспитателя по посещению музея.

3 Беседа с родителями после посещения музея. «Волшебный лоскуток» «Друг самовара-чайник» Вовлечь родителей в обсуждение. Способствовать развитию у них уверенности в своих воспитательных возможностях о волшебном лоскутке. Беседа по вопросам «Какие экспонаты заинтересовали вас и ребенка?» «Что посоветуете другим родителям?» «Куда решили пойти в следующий раз?»

4 Совместные вечера-развлечений Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми. Направить игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним, соучастие в общей деятельности. Театральные игры, сюрпризные моменты, конкурсы, викторины. Высказывание родителей

Результаты моей работы считаю:

Введение ребёнка в мир искусства, развитие его художественной культуры.

Способствование возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам.

Формирование «образа музея» как собрания предметов красоты культурно – исторического значения.

Развитие художественного восприятия, понимания языка искусства, образного мышления.

Проект «Мини-музей «Русская изба»
Фото «Русская изба»
Проект «Мини-музей - фото
Фото №1 Пояснительная записка Этнография от греческого слова этнос древний наука изучающая обычаи традиции определенного народа Фото №2 В настоящее время под этносом понимается исторически сложившаяся этническая общность племя народность нация Фото №3 Этнография позволяет увидеть истоки различных верований обычаев и обрядов проследить их развитие

Прикреплённые файлы:

mini-muzei_3e3t9.pptx | 3530,27 Кб
 
Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Фото-отчёт. Наш мини - музей «Русская изба».Представляю вашему вниманию фото-отчёт мини-музея «Русская изба», созданного в нашей подготовительной.

Использование условий мини-музея «Русская изба»Использование условий мини-музея «Русская изба» Вашему вниманию предлагается серия фотографий с использованием условий мини-музея "Русская изба", оформленная в детском учреждении в 2016.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в мини-музее детского сада «Русская изба» с детьми старшего дошкольного Конспект непосредственно образовательной деятельности в мини-музее детского сада «Русская изба» с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД в мини-музее «Русская изба» в подготовительной группе Конспект НОД в мини-музее "Русская изба"(подготовительная группа) Подготовила : Дорофеева Т. А. воспитатель 1к. к. Цель: Знакомство с предметами.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.

Мини-музей «Русская изба» Мини -музей «Русская изба» Выполнила воспитатель Леднева Инна Петровна Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Проект в средней группе «Мини-музей «Русская березка»Проект в средней группе «Мини-музей «Русская березка» Здравствуйте! Предлагаю вашему вниманию наш мини-музей "Русская березка". Цель данного проекта: -Формирование у дошкольников представлений.

«Традиции села Стрелецкое Белгородского района на пасхальной неделе». Сценарий досуга в мини-музее «Русская изба» Цель: познакомить детей с историей и традициями Пасхальной недели в селе Стрелецкое Белгородского района. Задачи: - развивать интерес к.

Создание мини-музея «Русская изба» в детском садуСоздание мини-музея «Русская изба» в детском саду «Мой дом — моя крепость!» — сказал мудрец. И был абсолютно прав. Не важно, избушка или дворец Кров дарит, теплом объяв, Под сенью тихой.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мини-музей «Русская изба»
Опубликовано: 7 июля 2019 в 13:19
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД