Получи документы

Мини-музеи ДОУ как средство патриотического воспитания

Наталья Носаева
Мини-музеи ДОУ как средство патриотического воспитания

«Мини музеи ДОУ- как средство патриотического воспитания».

Методическое пособие

для воспитателей

МБДОУ № 199 г. Оренбурга

Составитель: педагог 1 квалификационной категории

Носаева Наталья Вячеславовна

2015 год.

Тема Задачи педагогической деятельности

Содержание работы

Оборудование

Используемая литература

«Мини музеи

в ДОУ - как средство патриотического воспитания»

Публикация «Мини-музеи ДОУ как средство патриотического воспитания» размещена в разделах

Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание к труду;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом,

гимном);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование чувства уважения к другим народам, и их традициям Проблема патриотического воспитания детей и молодежи на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. Большую роль в ее решении могут сыграть образовательные учреждения, детские и молодежные организации, в рамках деятельности которых обеспечивается духовно-нравственное становление подрастающего поколения. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музеям : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующим: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу.

Развивающая среда мини-музея должна создаваться совместно с родителями и детьми, подбираются экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появятся самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.

Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должна отражать специфику возраста детей данной группы.

Цели патриотизма, должны предусматривать решение комплекса задач:

- воспитать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формировать бережное отношение к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

- развивать интерес к русским традициям и промыслам;

- усвоить элементарные знания о правах человека; - расширить представления о городах России;

- знакомить детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, и их традициям.

Задачи мини музеев решать в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда.

Каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

1) интеграции.

Мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;

2) деятельности и интерактивности.

Мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности. Использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.

3) природосообразности.

Мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

4) научности.

Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

5) культуросообразности.

Мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

6) динамичности и вариативности.

Экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

7) разнообразия.

Мини-музеи должны быть наполнены экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

8) регионального компонента.

Мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

9) Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Также большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников;

- выявление творческих способностей детей;

- расширение представлений о содержании музейной культуры;

- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

- создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музеев, которая происходит в три этапа:

- участие педагогов,

- участие воспитанников,

- участие родителей.

Таким образом в нашем детском саду в изостудии создан мини-музей «Русского быта».

Цель данного мини-музея - показать детям главную достопримечательность истории малой Родины - человека, который живет рядом, пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым России. Наш мини –музей был создан совместно детьми с их родителями. Педагоги детского сада с удовольствием проводят экскурсии детей, пользуются экспонатами для своих занятий.

Со временем мини-музеи стали появляться в каждой группе детского сада. Их содержание, оформление и назначение отражают специфику возраста детей данной группы. Каждая экспозиция повествует об истории возникновения какого-либо предмета, о том, что он представлял собой в старину или как выглядит в других странах. Посетители могут ознакомиться с процессом его изготовления, материалами, назначением, разнообразием вариантов предмета, связанными с ним историями.

И поэтому я бы хотела рассказать вам о мини-музеях, которые существуют в других детских садах.

«Мини-музей куклы»- способствует изготовлению большого количества поделок - кукол, выполненных в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей. Всего на один день вы можете вернуться в детство, полное ярких игрушек. В музее представлены различные виды кукол: пластмассовые, тряпичные, соломенные, глиняные, куклы из папье-маше, бросового материала. Но самое почетное место занимают куклы, изготовленные руками детей и родителей.

Детство было у каждого: у кого-то счастливое, у кого-то грустное. Но игрушки - это то, что было у каждого ребенка. Сохранить в душе детство - значит, сохранить в себе целостность с народной культурой!

Цель данного мини-музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основными задачами мини-музея являются : возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству.

Для малышей мини-музей игрушек "Курочка Ряба".

Цель мини-музея : расширить представления детей об окружающем мире, познакомить детей с домашними животными на примере птиц, со сказками о них, развивать речь детей, формировать эмоциональное отношение к животным.

Актуальность темы мини-музея - выбрана именно с учетом возраста детей и любимой ими сказки. Курочка Ряба один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. В фольклоре Курочка и Петушок не менее популярны, чем Лисичка-сестричка и Серый Волк. Им посвящено немало сказок, потешек, песенок. Петушок не раз становился героем лубочных картинок. Его изображение украшало расшитые полотенца. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. И, несмотря на то, что современные городские дети первых петушков и курочку впервые видят только на картинке, они сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес. К тому же в любой программе для работы с детьми раннего возраста найдется немало материала для малышей по знакомству с курочкой, петушком и цыплятами. Это стихи, песни, потешки, подвижные игры. «Дружная семейка» поможет ребенку поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны ребенку третьего - четвертого года жизни. Экспонаты «Курочки бывают разными». Здесь размещены самые разные игрушки, изображения курочки, петуха, цыпленка (мягкие, резиновые, керамические, деревянные, бумажные, сделанные детьми и родителями, бабушками). Они напоминают о том, с какой любовью люди всегда относились к этой домашней птице.

Не менее интересен Мини-музей природы "Волшебные камушки", для групп среднего возраста, где дошкольники знакомятся с разнообразием образцов горных пород своего региона.

Для групп старшего дошкольного возраста можем предложить мини-музей "Ложки разные нужны, ложки всякие важны", основная цель которого - воспитать патриотические чувства детей через развитие интереса к русской народной культуре и знакомство с народными промыслами: историей возникновения и развития ложки.

Благодаря мини-музею дошкольники узнают, как появилась ложка, из чего ее делали, какие бывают ложки: столовые, чайные, десертные, специальные, изготовленные из стали, алюминия, пластмассы, дерева и др. Сейчас в мини-музее представлены все виды ложек, отражающие, в том числе разное историческое время. Среди экспонатов ложка 1879 г., ложка с олимпийской символикой 1980 г. Также в мини-музеях оформляют альбомы об истории ложек "Мы о ложечке веселой все узнать хотим скорей. ", "Удивительная ложка нам откроет свой секрет" и книжки-самоделки, посвященные ложке. Дети используют театр на ложке для разыгрывания придуманных ими сказок и диалогов.

Для подготовительной группы детского сада можно создать

музей "От самовара до чайника", где можно увидеть самые необычные самовары: самовар-шкатулку, чайник-розу, чайник-уточку, игрушечный самовар, книгу в виде самовара. Кроме того, педагоги и дети подбирают информацию об истории самовара и его видах; о том, как правильно заваривать чай и о чайной церемонии, составили альбом-сказку "Путешествие чайника (самовара)".

Совместно с родителями дошкольники рисуют и подбирают картинки про самовары и чайники, придумывают загадки, вспоминают пословицы, поговорки, сочиняют стихотворные строки. Особенно нравятся воспитанникам "посиделки за самоваром", на которых они пробуют разные виды чая с вареньем, пьют из блюдец, как в старину, прикусывая сахарком. В результате совместной продуктивной творческой деятельности в мини-музее стали появлятся самовары и чайники из соленого теста.

Мини-музей "Мир открытки", создается также в подготовительной группе и позволяет заглянуть в историческое прошлое нашей Родины. Здесь могут быть собраны открытки прошлого века и настоящего времени.

А в мини-музее часов дети погружаются в разные исторические эпохи, связанные со временем.

Задачи патриотического воспитания решаются также на примере использования материала мини-музея матрешки, работа над созданием которого ведется педагогами в группе среднего возраста совместно с детьми и их родителями. Собираются экспонаты, картинки, книги, статьи о матрешках. Одновременно воспитатели знакомят воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом ее изготовления, разнообразием и характерными особенностями семеновской, загорской, полхов-майданской матрешек. Особый интерес у детей вызывала практическая деятельность, когда они сами изготавливали матрешек и украшали свои поделки.

Для гостей и воспитанников из других групп дошкольники проводятся экскурсии и праздники "В гостях у матрешек". Матрешка служит важным средством эмоционального воздействия на детей. Ее разнообразие и неповторимость облика способствуют проявлению творчества в игре и рисовании. Кроме того, матрешка как элемент патриотического воспитания дошкольников помогает провести аналогию между словами: "матрешка" - "мать" - "родительница" - "род" - "родина" - "Россия".

В процессе создания мини-музеев особое внимание уделяется созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини-музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.

Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем "погружать" детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея.

Традиционные формы деятельности музеев - монологические беседы в мини-музеях ДОУ были заменены образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями: "Найди спрятавшийся предмет", "Восстанови интерьер", "Дорисуй картинку", "Одень героя" и т. д.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи в детских садах продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Набор цветных пуговиц, рамки из картона, форма матрешки из соленого теста, краски,

кисти,

гуашь, клей,

цветные фломастеры,игрушки-матрешки, стаканчики пластиковые, цветная бумага.

1. «Система Патриотического воспитания в ДОУ»-

Александрова Е. Ю. ,

Гордеева Е. П. 2007год.

2. Малюшова, Н. «Здравствуй, музей».

Н. Малюшова «Дошкольное воспитание». -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А.

«Мини-музей в детском саду»

. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. «Секреты музейной педагогики: из опыта работы» Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. «Музейная педагогика для дошкольников» Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Чумалова, Т. «Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени» Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

Публикации по теме:

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Мини-музеи и коллекции в центрах нравственно-патриотического воспитания в группе. Почтовая открыткаМини-музеи и коллекции в центрах нравственно-патриотического воспитания в группе. Почтовая открытка Музей одного предмета: Мини- музеи и коллекции занимают почётное и важное место в предметно- пространственной развивающей среде группы.

Мини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые маркиМини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые марки Один из доступных способов, ярких и интересных для познания мира, своей истории, традиций- это работа с различными коллекциями, мини.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Дидактическая игра как средство патриотического воспитанияДидактическая игра как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Военно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты». Региональный компонент как средство патриотического воспитанияВоенно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты». Региональный компонент как средство патриотического воспитания Уважаемые коллеги, сегодня я Вам хочу рассказать о Военно -историческом музейном комплексе «Самбекские высоты» который расположен в нашем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музеи ДОУ как средство патриотического воспитания
Опубликовано: 16 марта 2021 в 11:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД