Мини-музеи в ДОУ

Ольга Попова
Мини-музеи в ДОУ

Дети в любом возрасте – «любознайки» и «почемучки». Они задают взрослым множество вопросов.

Практика свидетельствует: традиционные формы деятельности не всегда обеспечивают активность каждого ребенка, не всегда вызывают интерес к изучаемому материалу и формируют познавательные мотивы. Поэтому мы стали использовать иные формы, максимально учитывающие возрастные особенности детей и их индивидуальные особенности: игры-путешествия, «исследовательские лаборатории», проекты, коллекционирование, организацию мини-музеев, экспозиций, выставок.

В детях изначально заложена страсть к собирательству, к поиску. У большинства, к сожалению, этот интерес со временем исчезает, но некоторые проносят стремление к созданию какой-либо коллекции через всю жизнь. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. И еще: если дети и взрослые занимаются общим делом, исчезают многие проблемы в их взаимоотношениях, а также во взаимоотношениях между детьми в группе. У воспитателя есть прекрасная возможность активизировать малоактивных и застенчивых детей, «разговорить» их путем собирательства, увлечь их интересным поиском.

Прежде чем приступить к созданию коллекций, вместе с детьми установили общие правила: принесенные предметы будем беречь, рассматривать вместе и аккуратно, находить информацию об объекте и обязательно сопровождать его рассказом.

Коллекционировать можно разные вещи, важно, чтобы они были понятны и интересны детям, близки их жизненному опыту, обогащали представления о мире.

Составной частью нашей работы было формирование у детей представления о значимости коллекций. Поэтому мы рассказывали о том, что все музеи в основе своей представляют собой большие коллекции, а начинались они обычно как собрания редкостей одного человека. Таких примеров в истории много. С интересом дети слушали рассказы о Павле Михайловиче Третьякове, знакомились со следующими мультимедийными презентациями: Музей театральных кукол при Театре кукол Сергея Образцова, коллекция старинных фарфоровых кукол итальянского собирателя Модильяни, коллекция оловянных солдатиков русского собирателя М. Глухова, коллекция фарфора в Эрмитаже, экспозиции Русского музея, музей музыкальных инструментов имени М. И. Глинки.

То, что мы собираем с детьми, только условно можно назвать коллекциями; ни материальной, ни общественной ценности они, конечно, не имеют, но очень важны как средство воспитания. Для детей интересен сам процесс собирания и связанное с этим общение, в том числе и с родителями. Поэтому очень важно, чтобы стремление ребенка к коллекционированию было поддержано и в семье. Интеллектуальное развитие дошкольников в ходе коллекционирования необходимо строить совместно с семьей, ориентируясь в большей степени – на формирование базовых интеллектуальных качеств личности, таких, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и особый склад ума.

С особой увлеченностью мальчишки в преддверии празднования Дня Победы собирали коллекцию «Транспорт и военная техника». Коллекция была разнообразна, обширная и позволила детям узнать много новой и интересной информации.

Со временем дети стали проводить в группе презентации домашних коллекций. Таким образом, дети не только обогащались новыми знаниями, но и активизировалась их речь, психические процессы и главное, активное общение со сверстниками.

Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность, познавательную и речевую активность, воспитывает качества, необходимые для исследовательской работы, помогает в общении со взрослыми и сверстниками.

Участилась в группах и организация тематических выставок и экспозиций, которые организовывались в рамках комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач познавательного развития дошкольников. Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музеев, которая проходила при участии педагогов, воспитанников и родителей.

В рамках подготовительного этапа на педагогическом совете педагоги обсудили, что такое мини-музеи, каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении. Были сформулированы основные задачи предстоящей работы. Совместно мы определяли тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывали модель будущей экспозиции.

Практический этап предусматривал непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, теоретическое сопровождение, оформление, изготовление игр, макетов.

В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы:

интеграции – мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации её общих задач и задач отдельных образовательных областей;

деятельности и интерактивности – мини-музеи должны представлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности;

природосообразности – мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

гуманизации и партнерства – мини-музеи должны предполагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок»;

культуросообразности – мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры;

динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться;

разнообразия – наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

регионального компонента – мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов.

Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Мини-музей колокольчиков всегда очень привлекает дошкольников, причем даже самых маленьких. Его основу составляют колокольчики разного размера, по-разному оформленные, изготовленные из разного материала, привезенные со всех концов нашей России и из-за рубежа. Колольчики-сувениры очень популярны. Поэтому дети и родители детского сада, путешествуя, привозят и дарят их на память. Основу экспозиции составляют колокольчики Вологды и вологодского края, далее – российские (из разных городов) и еще один раздел – зарубежные. Мини-музей дополнен фотографиями настоящих колоколов и колоколен, записями колокольных звонов. Есть в этом мини-музее и колокольчики с символикой детского сада и расписанные детьми старшего дошкольного возраста.

Мини-музей музыкальных игрушек.

Этот вариант мини-музея знакомит дошкольников с музыкальной культурой в целом, формирует интерес к ней. Поэтому его экспонатами являются музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, шумовые музыкальные инструменты, сделанные своими руками, музыкальные сувениры и музыкальные шкатулки, портреты известных композиторов, нотные тетради, сборник песен. Музыкальный мини-музей используется музыкальным руководителем на занятиях и для самостоятельной деятельности детей, активно используется в ходе кружковой работы.

Мини-музей театра.

В нем собраны экспонаты, рассказывающие о театре: афиши, билетики, программки спектаклей, проекты о театральных площадках города Вологды, разные виды театральных кукол, маски, ширмы, театральные костюмы и их элементы, фотографии и репродукции театров, портреты известных актеров. Имеются здесь и декорации к спектаклям, косметика для грима, специальные краски для лица и другие предметы.

.

Мини-музей декоративно-прикладного искусства.

Самый объемный по количеству экспозиций музей, самый интересный по содержанию и самый любимый дошкольниками.

В него вошли следующие экспозиции: «Деревянная игрушка», «Русская матрешка,» «Игрушка-забава», «Глиняная игрушка», «Лён и льняная игрушка», «Русские валенки – восьмое чудо России», «Кукла-барышня», «Дымковская игрушка», «Гжель».

Цель данного мини-музея – пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым России, народным творчеством, способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры. Основными задачами мини-музея являются: возрождение и популяризация искусства изготовления предметов быта и игрушек из разных природных материалов, приобщение к художественно-прикладному творчеству.

.Собран обширный теоретический материал по каждой из экспозиций, художественные произведения, видеоматериалы, информация о мастерах декоративно-прикладного искусства, мультимедийные презентации.

Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Педагоги, дошкольники и родители пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов, коллекционеров и собирателей. Но прежде чем «погружать» детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомили детей с профессиями музейных работников и назначением музеев. С этой целью в ДОУ были организованы посещения музеев города Вологды. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации мини-музеев.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Публикации по теме:

«Особенности построения предметно-развивающей среды, формирующей представление детей об окружающем» «Особенности построения предметно-развивающей среды, формирующей представление детей об окружающем» Задача воспитателя – наполнить жизнь.

«Особенности построения предметно-развивающей среды, формирующей представление детей об окружающем» Задача воспитателя – наполнить жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества,.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • День Победы, 9 мая
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Мини-музеи в ДОУ
Опубликовано: 11 марта 2015 в 21:34
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Фотоотчёт тематического развлечения «День рождения Чебурашки»
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию фотоотчёт небольшого тематического развлечения «День рождения Чебурашки». Праздник возник в 2005 году, когда...
Мастер-класс «Русалочка из пластиковой ложки»
23 августа на МААМ. РУ отмечали день рождения знаменитой скульптуры «Русалочка». Посмотрела на работы коллег и их воспитанников и захотелось сделать тоже...
Фотоотчет «Волшебный мир соломенного царства»
Фотоотчет. «Волшебный мир соломенного царства». Лариса Гацко. Блог. Весной-травкой шелковистой, Летом – нивой золотистой, Ну, а зимнею порою –...