МААМ-картинки

Мини-музеи в ДОУ

Ольга Попова
Мини-музеи в ДОУ

Дети в любом возрасте – «любознайки» и «почемучки». Они задают взрослым множество вопросов.

Практика свидетельствует: традиционные формы деятельности не всегда обеспечивают активность каждого ребенка, не всегда вызывают интерес к изучаемому материалу и формируют познавательные мотивы. Поэтому мы стали использовать иные формы, максимально учитывающие возрастные особенности детей и их индивидуальные особенности: игры-путешествия, «исследовательские лаборатории», проекты, коллекционирование, организацию мини-музеев, экспозиций, выставок.

Публикация «Мини-музеи в ДОУ» размещена в разделах

В детях изначально заложена страсть к собирательству, к поиску. У большинства, к сожалению, этот интерес со временем исчезает, но некоторые проносят стремление к созданию какой-либо коллекции через всю жизнь. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. И еще: если дети и взрослые занимаются общим делом, исчезают многие проблемы в их взаимоотношениях, а также во взаимоотношениях между детьми в группе. У воспитателя есть прекрасная возможность активизировать малоактивных и застенчивых детей, «разговорить» их путем собирательства, увлечь их интересным поиском.

Прежде чем приступить к созданию коллекций, вместе с детьми установили общие правила: принесенные предметы будем беречь, рассматривать вместе и аккуратно, находить информацию об объекте и обязательно сопровождать его рассказом.

Коллекционировать можно разные вещи, важно, чтобы они были понятны и интересны детям, близки их жизненному опыту, обогащали представления о мире.

Составной частью нашей работы было формирование у детей представления о значимости коллекций. Поэтому мы рассказывали о том, что все музеи в основе своей представляют собой большие коллекции, а начинались они обычно как собрания редкостей одного человека. Таких примеров в истории много. С интересом дети слушали рассказы о Павле Михайловиче Третьякове, знакомились со следующими мультимедийными презентациями: Музей театральных кукол при Театре кукол Сергея Образцова, коллекция старинных фарфоровых кукол итальянского собирателя Модильяни, коллекция оловянных солдатиков русского собирателя М. Глухова, коллекция фарфора в Эрмитаже, экспозиции Русского музея, музей музыкальных инструментов имени М. И. Глинки.

То, что мы собираем с детьми, только условно можно назвать коллекциями; ни материальной, ни общественной ценности они, конечно, не имеют, но очень важны как средство воспитания. Для детей интересен сам процесс собирания и связанное с этим общение, в том числе и с родителями. Поэтому очень важно, чтобы стремление ребенка к коллекционированию было поддержано и в семье. Интеллектуальное развитие дошкольников в ходе коллекционирования необходимо строить совместно с семьей, ориентируясь в большей степени – на формирование базовых интеллектуальных качеств личности, таких, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и особый склад ума.

С особой увлеченностью мальчишки в преддверии празднования Дня Победы собирали коллекцию «Транспорт и военная техника». Коллекция была разнообразна, обширная и позволила детям узнать много новой и интересной информации.

Со временем дети стали проводить в группе презентации домашних коллекций. Таким образом, дети не только обогащались новыми знаниями, но и активизировалась их речь, психические процессы и главное, активное общение со сверстниками.

Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность, познавательную и речевую активность, воспитывает качества, необходимые для исследовательской работы, помогает в общении со взрослыми и сверстниками.

Участилась в группах и организация тематических выставок и экспозиций, которые организовывались в рамках комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач познавательного развития дошкольников. Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музеев, которая проходила при участии педагогов, воспитанников и родителей.

В рамках подготовительного этапа на педагогическом совете педагоги обсудили, что такое мини-музеи, каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении. Были сформулированы основные задачи предстоящей работы. Совместно мы определяли тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывали модель будущей экспозиции.

Практический этап предусматривал непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев : сбор экспонатов, их группировку, теоретическое сопровождение, оформление, изготовление игр, макетов.

В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы:

интеграции – мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации её общих задач и задач отдельных образовательных областей;

деятельности и интерактивности – мини-музеи должны представлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности;

природосообразности – мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

гуманизации и партнерства – мини-музеи должны предполагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок»;

культуросообразности – мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры;

динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться;

разнообразия – наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

регионального компонента – мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов.

Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Мини-музей колокольчиков всегда очень привлекает дошкольников, причем даже самых маленьких. Его основу составляют колокольчики разного размера, по-разному оформленные, изготовленные из разного материала, привезенные со всех концов нашей России и из-за рубежа. Колольчики-сувениры очень популярны. Поэтому дети и родители детского сада, путешествуя, привозят и дарят их на память. Основу экспозиции составляют колокольчики Вологды и вологодского края, далее – российские (из разных городов) и еще один раздел – зарубежные. Мини-музей дополнен фотографиями настоящих колоколов и колоколен, записями колокольных звонов. Есть в этом мини-музее и колокольчики с символикой детского сада и расписанные детьми старшего дошкольного возраста.

Мини-музей музыкальных игрушек.

Этот вариант мини-музея знакомит дошкольников с музыкальной культурой в целом, формирует интерес к ней. Поэтому его экспонатами являются музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, шумовые музыкальные инструменты, сделанные своими руками, музыкальные сувениры и музыкальные шкатулки, портреты известных композиторов, нотные тетради, сборник песен. Музыкальный мини-музей используется музыкальным руководителем на занятиях и для самостоятельной деятельности детей, активно используется в ходе кружковой работы.

Мини-музей театра.

В нем собраны экспонаты, рассказывающие о театре: афиши, билетики, программки спектаклей, проекты о театральных площадках города Вологды, разные виды театральных кукол, маски, ширмы, театральные костюмы и их элементы, фотографии и репродукции театров, портреты известных актеров. Имеются здесь и декорации к спектаклям, косметика для грима, специальные краски для лица и другие предметы.

.

Мини-музей декоративно-прикладного искусства.

Самый объемный по количеству экспозиций музей, самый интересный по содержанию и самый любимый дошкольниками.

В него вошли следующие экспозиции: «Деревянная игрушка», «Русская матрешка,» «Игрушка-забава», «Глиняная игрушка», «Лён и льняная игрушка», «Русские валенки – восьмое чудо России», «Кукла-барышня», «Дымковская игрушка», «Гжель».

Цель данного мини-музея – пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым России, народным творчеством, способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры. Основными задачами мини-музея являются : возрождение и популяризация искусства изготовления предметов быта и игрушек из разных природных материалов, приобщение к художественно-прикладному творчеству.

.Собран обширный теоретический материал по каждой из экспозиций, художественные произведения, видеоматериалы, информация о мастерах декоративно-прикладного искусства, мультимедийные презентации.

Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Педагоги, дошкольники и родители пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов, коллекционеров и собирателей. Но прежде чем «погружать» детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомили детей с профессиями музейных работников и назначением музеев. С этой целью в ДОУ были организованы посещения музеев города Вологды. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации мини-музеев.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Публикации по теме:

«Особенности построения предметно-развивающей среды, формирующей представление детей об окружающем» «Особенности построения предметно-развивающей среды, формирующей представление детей об окружающем» Задача воспитателя – наполнить жизнь.

«Особенности построения предметно-развивающей среды, формирующей представление детей об окружающем» Задача воспитателя – наполнить жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музеи в ДОУ
Опубликовано: 11 марта 2015 в 21:34
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД