Папки-передвижки

Мини — музей в ДОУ, как средство ознакомления детей с народно — прикладным искусством родного края (4 фото)

Елена Шемина
Мини — музей в ДОУ, как средство ознакомления детей с народно — прикладным искусством родного края

Добрый день, всем, кто на сайте, кто зашел ко мне на страничку!

Я хотела рассказать вам о своей работе с детьми, которую я представляла на региональной научно – практической конференции, которую проводил Пензенский региональный институт развития образования.

У нас в Пензенской области очень популярен и широко внедряется региональный проект «Моя малая Родина», цель которого : воспитание у детей интереса к истории своего края, воспитание любви к Родине.

Публикация «Мини — музей в ДОУ, как средство ознакомления детей с народно — прикладным искусством родного края» размещена в разделах

Мини — музей в ДОУ, как средство ознакомления детей с народно — прикладным искусством родного края

Пензенская область – исконно русская земля, давшая нашей Родине немало известных имен, которых знают все: Лермонтов, Белинский, Куприн и многие другие – наши земляки. Но мне хотелось в проектной деятельности с детьми найти что – то характерное, может быть и не очень широко известное, но присущее только нам.

Так родилась тема нашей проектной деятельности : Сокольская керамика.

«Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни,

документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч

света и доносит уникальные по ценности опыт и знания»

Ф. Дзери

В последние годы в нашей стране происходит интенсивное обновление педагогического процесса. Возникает необходимость создания новых условий, в которых ребёнок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Дети дошкольного возраста усваивают всё прочно и надолго только тогда, когда всё слышат, видят и делают сами.

В качества нового обновления предлагается средства музейной педагогики.

Почему? Они раскрыть возрастной потенциал дошкольника с помощью новых для детей педагогических и социальных условий и способов активного познания. Музейная педагогика является частью образовательной деятельности, направленной на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности, посредством раскрытия социальных и историко – культурных ценностей.

Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно – патриотического воспитания.

Мы считаем, что активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

В нашем городе не так много музеев и ориентированы они в основном на школьников. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети бывали в музее, а некоторые не имеют представление о том, что это такое. А родители, как показал проведенный нами опрос, не считают нужным посещать музеи с детьми

Мы, решили, что эту проблему мы сможем решить с помощью организации мини – музея ведь он является доступным средством передачи информации, происходит внедрение в образовательный процесс средств музейной педагогики, создаётся образовательное пространство, центром которого сам и является.

Каждый мини – музей – это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и родителей.

Мы несколько лет работаем над вопросом патриотического воспитания детей. И перед нами встал вопрос, а как соединить в себе два этих направления : мини - музей и работу по патриотическому воспитанию детей? Известно, что становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории.

Поэтому, цель нашей работы:

формирование у детей любви к родному краю, интереса к ее истории и культуре.

Задачи:

1. Реализация направления «Музейная педагогика».

2. Обогащение предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ.

3. Обогащение образовательного пространства новыми формами.

4. Формирование у дошкольников представления о музее.

5 Формирование активной жизненной позиции.

6 Укрепление взаимодействия с родителями через новые формы работы

Свою работу с детьми мы строим на следующих принципах :

• интеграции

• деятельности интерактивности

• динамичности и вариативности

• научности

• непрерывности разнообразия

• партнёрства

• безопасности

У нас в детском саду несколько лет ведется работа по созданию мини – музеев, практически в каждой группе есть мини – музей.

Фото №1 У нас в Пензенской области очень популярен и широко внедряется региональный проект Моя малая Родина цель которого воспитание у детей интереса к истории своего края воспитание любви к Родине Фото №2 Список городов Темочки

ы свои мини - музей создали не сразу, а искали то, что наиболее заинтересует детей.

Меня очень интересует народно-прикладное искусство Сердобского района и я, как воспитатель стараюсь, чтобы мои воспитанники как можно больше знали об истории родного края.

Во время посещения Сердобского краеведческого музея мы с детьми обратили внимание на необычную черную керамическую посуду, изготовленную в селе Соколка Сердобского района. Чем же она привлекала детей, и почему их заинтересовала?

После посещения музея дети долго вспоминали и расспрашивали меня что это за посуда и почему она такого цвета?

Я обратилась к книгам и выяснила, что Сокольский промысел известен с 18 века, но в середине 20 века этот промысел стал исчезать. Гончары села Соколки Сердобского района делали кувшины, вазы, квасники, горшки, молочники, сметанники и т. д. Сосуды отличаются объёмной нижней частью и раскрытым к верху горлышком.

Посуду изготавливают из необычной глины - мягкой, податливой, как пластилин, абсолютно белой, меняющей при свете свой цвет на серо-голубой. Но самое интересное, что молоко, хранившееся в этой посуде, долго не скисает. Я рассказала об этом детям. Мы вторично посетили музей и именно особое внимание было уделено стенду с Сокольской керамикой. Видя интерес детей, мы начали работу в этом направлении. Прежде всего, учитывая интерес детей, мы разработали проект «Что за чудо эта посуда», определили этапы и содержание работы по его реализации.

Но как быть с посудой, где ее взять, если промысел практически исчез? Первый экспонат настоящей Сокольской посуды к нам пришел совсем неожиданно…

Нам принесла его совсем незнакомая старушка. которая от знакомых случайно услышала об интересе наших детей. Дети впервые потрогали его руками, восторгу их не было предела. Что дети увидели и узнали? Предмет назывался квасник, он был объемным и тяжелым, темного цвета. Мы познакомили детей с его назначением, применением в быту. Потом долго обсуждали с детьми, где нам его разместить, так родилась идея создания мини – музея Сокольской керамики.

Уважаемые коллеги! Вы понимаете. что один предмет это еще не музей, и нужны новые экспонаты.

И они постепенно стали у нас появляться. Приходили они разными путями : приносила бабушки, родители, сотрудники. Идея знакомства с Сокольской керамикой увлекла буквально всех. Мы старались сделать так, что каждый экспонат не просто появлялся на полочке, а что бы это каждый раз происходило неожиданно и интересно.

Так крынка появилась у нас в лукошко, а «молочник» прислали нам в посылке … Появление нового экспоната для детей не только радость, но и большое эстетическое и познавательное событие. Так от экспоната к экспонату наши дети знакомились с отличительными особенностями нашей Сокольской посуды, учили находить отличие в сравнении с другими народными керамическим промыслами других областей нашей Родины.

Фото №3 Пензенская область исконно русская земля давшая нашей Родине немало известных имен которых знают все Лермонтов Белинский Куприн и многие другие наши земляки

Мы стремились к тому, что бы наши дети гордились изделием народно – прикладного искусства Сердобского района, видели его отличие и необыкновенную красоту.

Проводили экскурсию в краеведческий музей с. Соколка,

встречу с народным умельцем Ф. Н. Исаевым

«Богата земля русская народными умельцами», собирали предметы Сокольской керамики, фотоматериалы, оформляли слайд- альбомы,

участвовали в викторине «Каждый горшок, знай свой шесток»

Основное назначение нашего мини-музея в ДОУ — вовлекать детей в активный исследовательский поиск, формировать познавательные потребности

При этом мини-музей в ДОУ. как показал наш опыт, способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее мы организуем

разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей, художественному творчеству, познавательному развитию, развитию речи.

Но самое главное это работа с детьми в мини-музее, как нам кажется, служит воспитанию гражданственности и духовности дошкольников.

Мини – музей в нашей группе это не просто застывшая на полках глиняная посуда, на которую можно только смотреть.

Здесь можно устраивать различные посиделки («Именины», проводить народные праздники (Масленица, Святки, обучаться игре на русских народных инструментах знакомим детей с народным фольклором (загадки, потешки, заклички, считалки, пословицы, поговорки).

Наша работа незакончена, но есть уже и результаты, может быть и скромные, но для нас очень дорогие. Так, более 80 % детей нашей группы знают называют предметы Сокольской керамики, их происхождение и назначение, 89 % детей считают. что Сокольская керамика- самая интересная и необычная и все дети горды тем, что она из наших родных мест, из Сердобского района.

Организация мини – музея в детском саду на современном этапе считается инновационной технологией, и поэтому, нам необходимо было тесное взаимодействие с сотрудниками нашего историко – краеведческого музея. Они проводили для нас консультации. приходили в детский сад на встречу с родителями и детьми, мы проводили совместные праздники в музее. Это оказало для нас огромную помощь, во многом определило наше социальное партнерство.

В заключении мне хотелось бы напомнить слова нашего замечательного историка, писателя Н. М. Карамзина:

«Народ, который не знает своей культуры и истории, - презрен и легкомыслен»

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны

По – нашему мнению этому как раз и способствует работа мини – музеев.

Шемина Е. Е.

воспитатель 1 категории МДОУ №12 г. Сердобска

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Распространение педагогического опыта Уважаемые коллеги!Все мы озадачены подготовкой к аттестации! Поэтому спешу поделиться информацией, которая будет интересна всем, кто.

Участие в I Всероссийской научно-практической конференции «Экологическое образование в дошкольном учреждении» (INCEPTUM) В текущем учебном году приняла участие в I Всероссийской научно-практической конференции «СОВРЕМЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини — музей в ДОУ, как средство ознакомления детей с народно — прикладным искусством родного края
Опубликовано: 16 апреля 2015 в 09:21
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД