Лучший педагог года

Мини-музей в ДОУ «Здравствуй, театр» (1 фото)

Елена Олейник
Мини-музей в ДОУ «Здравствуй, театр»

Мини-музей в ДОУ

Музейная педагогика

в образовательном процессе ДОО

В нашем саду успешно применяется социально-педагогическое проектирование, связанное с образовательным учреждением и средой, в котором реализуются процессы обучения, формирования и в том числе социально-личностное воспитание дошкольников. Для успешного всестороннего развития используется метод проектов, один из которых назван «Мини-музеи в детском саду»

Публикация «Мини-музей в ДОУ „Здравствуй, театр“» размещена в разделах

С этой целью в нашем МДОУ организована деятельность педагогического коллектива, направленная на создание и обогащение музейной среды в МДОУ. Проект включает в себя работу таких мини-проектов как «Здравствуй, театр!», «Русская изба», «Музей моря», «Россия – Родина моя» (музей государственной символики, «Музей игрушки», «Музей спорта»

Актуальность создания мини-музеев. Причины самые разные. Во-первых, наше дошкольное учреждение находится вдали от «настоящих» музеев. Во-вторых, многие родители считают, что детям дошкольного возраста ещё рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Поэтому мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музеи спорта, кукол, театра, моря, народного быта.

Мини-музей в детском саду – это особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в и создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Экспонаты для мини-музеев постоянно пополняются педагогами, детьми и родителями. Для организации мини-музеев использовались различные групповые помещения, раздевалки, коридор. В настоящее время каждый оборудованный мини-музей разработал свою экспозицию, определенное методическое обеспечение и накопительный материал по разделам (документация, описание экспонатов, исторические данные, художественное слово, образцы элементов росписи, детское прикладное творчество).

Мини-музеи в группах позволили сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения занятий. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной беседы, или даже цикла бесед. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.

Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». При этом в старших группах экскурсии проводят сами дети, а в младшим обо всём рассказывают воспитатели.

Каждый мини-музей – познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.

Мини-музей «Здравствуй, театр!»

Цели и задачи.

Формирование познавательных интересов дошкольников.

Приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра.

Привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности детского сада.

Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности. Обогащение предметно-развивающей среды детского сада.

Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей, сочинение сценариев, сказок. Приобщение к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.

В основу решения этих задач положены

следующие принципы.

Принцип опоры на интересы ребёнка.

Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников.

Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.

Принцип наглядности.

Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Проект долгосрочный (один год)

Жанр.

Мини-музей выставка (театр).

Расположение.

Первый этаж, помещение перед входом в спортивный зал

Направление.

Художественно-эстетическое, познавательное

Содержание и экспонаты.

Фотографии на стене с изображением различных видов театра, куклы Петрушки, Московского Театра кукол им. Сергея Образцова.

На полках – куклы разных видов театра, различающиеся по типу управления:

пальчиковые куклы, куклы би-ба-бо, перчаточные куклы, куклы на ложках, куклы-марионетки.

На полках и столе – фигурки плоскостного настольного театра «Репка», «Теремок», «Лиса и журавль» и др.

На столе – авторская многофункциональная ширма для показа театра картинок (русские народные сказки, теневого театра и театра би-ба-бо.

На диване – театр мягкой игрушки и театр подушек.

Литературная зона: подбор художественной литературы, методическая подборка для воспитателей.

Надо сказать, что и сами воспитатели, родители и все посетители музея всегда просят разрешения поучаствовать в импровизируемом представлении и делают это с большим удовольствием, с неподдельным интересом наблюдая за движениям игрушек.

Содержание и формы работы в мини-музее «Здравствуй, театр!»

Изучение литературно-исторических источников, соответствующих профилю музея.

Систематическое пополнение фонда музея с привлечением деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения).

Обеспечение сохранности музейных предметов.

Составление перспективных и календарных планов работы музея.

Создание и обновление экспозиции, стационарные и передвижные выставки.

Досуги, развлечения, театрализованные постановки с использованием кукол и различных видов театра.

Экскурсии, проводимые воспитателями и детьми подготовительной группы.

Выступления перед детьми других групп и гостями музея.

Выставки работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду.

Занятия с использованием технологии «Сказкотерапия»: различные импровизации, этюды с куклами с целью преодоления эмоциональных трудностей у дошкольников.

Экскурсии для родителей.

Этапы реализации проекта

Установочный этап (анализ состояния проблемы в теоретическом и практическом аспектах, изучение практики организации мини-музеев в ДОО, анализ используемых в практике методов воспитания и образования и др.)

Основной этап (планирование работы, осуществление организационной и педагогической деятельности, проведение мероприятий)

Обобщающий этап (обобщение результатов реализации цели и задач проекта)

Перспектива развития мини-музея

«Здравствуй, театр!»

Подбор дополнительной литературы

Пополнение экспозиции музея куклами различных видов театра

Мастер-классы для воспитателей и родителей

Индивидуальная работа с детьми по изготовлению простейших кукол

Проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.

Внедрение проекта в систему дошкольного образования

• проект «Мини-музей «Здравствуй, театр» в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

• является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

• способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

• помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Источники литерат

Мини-музей в ДОУ «Здравствуй, театр»

ры

Абрамова Р. М. Система методической работы по музейной педагогике в ДОУ. Управление ДОУ. 2005. №4

Виниченко В. Ребёнок в пространстве музея. Дошкольное воспитание. 2003 №5

Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские (под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной) М. :ТЦ Сфера, 2011

Якубенко Л. Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ. Управление ДОУ. 2009. №7

План работы мини-музея

«Здравствуй, театр!»

№ Месяц Содержание работы Ответственный

1 Сентябрь Составление плана и создание условий для реализации проекта мини-музея «Здравствуй, театр!» Заведующий

Музыкальный

руководитель

2 Октябрь Анкетирование родителей «Музеи в жизни нашей семьи»

Консультация для родителей «Играем вместе»

Подготовка воспитателей к проведению экскурсий и занятий в музее «Здравствуй, театр!»

Настольный театр «Репка»

Театр би-ба-бо «Гости ходят в огород»

Театр пальчиковый «Теремок»

С полочки – на сцену. Игровое театрализованное представление с куклами-марионетками «Как Колобок друзей собрал» Воспитатели групп

Руководитель музея –

музыкальный руководитель

Воспитатели

3 Ноябрь Экскурсии в музее «Здравствуй, театр!»

Знакомство с содержанием музея, фотографиями на стенах, экспонатами

С полочки – на сцену. Игровое театрализованное представление с куклами-марионетками «Три поросёнка»

Этюды с куклами различных видов театра Музыкальный руководитель

Воспитатели групп

4 Декабрь Размещение информации о работе музея на сайте детского сада

Театр би-ба-бо «Теремок». Выступление детей старших групп перед малышами

Театр мягкой игрушки «Подарок для Деда Мороза» Заместитель зав. по УВР

Воспитатели

Музыкальный руководитель

5 Январь Петрушка в гостях у детей

Пальчиковый театр «Сочини сказку» Воспитатели групп

6 Февраль Изготовление театра картинок по мотивам русских народных сказок

«Ждём вас в гости, малыши» - дети подготовительной группы рассказывают русские народные сказки по картинкам театра Музыкальный руководитель

Воспитатели

Родители

7 Март Создание фотоальбома с изображением различных видов театра, кукол, фрагментов постановок с их использованием.

«Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрёшки!» - игра с куклами на ложках, чтение стихотворений, исполнение знакомых песен Зам. зав по ВР

Музыкальный руководитель

Воспитатели групп

8 Апрель Привлечение родителей к посещению музея.

Совместные экскурсии с детьми по темам

«Что такое МУЗЕЙ»

«Здравствуй, театр!»

«Театральные куклы» Воспитатели групп по графику

9 Май Музыкальные досуги на базе музея «Здравствуй, театр!» с использованием кукол-экспонатов.

Подбор и систематизация теоретического материала, пополнение музея экспонатами Музыкальный руководитель

Воспитатели групп

Публикации по теме:

«Мини-музей Камня»«Мини-музей Камня» Кольский полуостров – край богатый разнообразными полезными ископаемыми и редкими минералами. Его можно считать настоящей сокровищницей.

Мини-музей «Наш солдат»Мини-музей «Наш солдат» Наша слава - это орден на груди. Наше право - быть как прежде впереди, И другого нам на свете не дано: Честь и Родина - превыше всего. (из.

Мини-музей «Час за часом»Мини-музей «Час за часом» В нашем детском сада прошел конкурс создания мини музея. Я долго думала над темой и вспомнила, что в моей семье у моего дяде были наградные.

Мини-музей «Динозавры»Мини-музей «Динозавры» Дошкольники – прирождённые информации, чтобы удовлетворить любознательность по теме доисторических обитателей планеты. Актуальность: Дошкольники.

Мини-музей «Космонавтика»Мини-музей «Космонавтика» В честь "Дня Космонавтики" был разработан перспективный план работы с детьми подготовительной группы. В перспективный план входили следующие.

Мини-музей «Кузькин Дом»Мини-музей «Кузькин Дом» Пояснительная записка «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький Наша жизнь стремительно.

Мини-музей «Мультяшки» и мини-музей «Мир насекомых»Мини-музей «Мультяшки» и мини-музей «Мир насекомых» Экологическое воспитание начинается со знакомством ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Экологическое воспитания.

Мини-музей «Мы помним…»Мини-музей «Мы помним…» 9 Мая – День Победы, самый светлый и самый святой праздник. Всё дальше от нас это событие, всё меньше людей, которые прошли эту страшную.

Мини-музей часов «Тик Так»Мини-музей часов «Тик Так» Мы идём, тик-так, идём Стрелки крутим день за днём, Чтобы вы не опоздали, Чтобы раньше всех вставали! Прозвоним мы в нужный час - Позовём.

Мини-музей в младшей группе «Театр сказок»Мини-музей в младшей группе «Театр сказок» В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление многих родителей дать детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей в ДОУ «Здравствуй, театр»
Опубликовано: 18 сентября 2019 в 18:01
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД